Холодные страсти по Стигу Ларссону

Александр Медведев 2011 M12 31
4560
46
14
0

Обзор фильм Дэвида Финчера "Девушка с татуировкой дракона"

Посмотрев «Девушку с татуировкой дракона» еще в двадцатых числах декабря, я не торопился делиться своим мнением сразу, и тому была причина. В преддверии Нового года, когда все погружено в хаос, хотелось отлечь себя чем-то более спокойным, нежели беготня по магазинам, а потому пишу лишь сейчас.

«Девушка с татуировкой дракона» - это не просто новая работа Дэвида Финчера. Это еще и яркий дебют молодой актрисы Руни Мара, свежая порция убойного скора от Трента Резнора, насилие, ложь и много секса, опоясывающего все это.

Снято кино по культовому роману ныне покойного шведа Стига Ларссона. Перед смертью он выпустил три книги, которые издатели озаглавили трилогией «Миллениум» и сделали бестселлерами, не стесняясь использовать смерть автора в качестве одного из инструментов раскрутки. Вообще, Швеция долгое время была, и пока все еще остается, одним из главных поставщиков продуктов массовой культуры на Западе. Это и ABBA, и Roxette, Александр Бард с целым рядом проектов (Army of Lovers, Vacuum и несколько менее известных), Ace of Base и многие другие. Если обратиться к миру кино, это Ингрид Бергман, Грета Гарбо, Дольф Лундгрен, Стеллан Скарсгаард (которого можно увидеть в «Девушке»), его сын Александр и даже Питер Стормаре. В последнее время огромную популярность набирает и шведская литература. Если не брать в расчет классиков Астрид Линдрген, Сельму Лагерлёф и недавнего нобелевского лауреата Тумаса Тренстрёмера, то о шведской литературе в широком кругу читателей говорилось мало. Но три автора это положение изменили. Первым  в моем личном списке стоит Йон Айвиде Линдквист, которого заслуженно называют шведским Стивеном Кингом. Именно он написал роман «Впусти меня», экранизировавшийся уже дважды. Следующим является Ю Несбё, глаз на творчество которого недавно положил сам Мартин Скорсезе, и который внезапно приобрел культовый статус в последние годы. И, наконец, Стиг Ларссон – автор, о котором и без меня знают все. Как и в случае с «Впусти меня» Томаса Альфредсона, голливудские продюсеры снова решили ковать железо, пока горячо, и запустили собственную версию европейского хита.

До просмотра долгожданной картины Финчера, с похождениями супергероя Микаэля Блумквиста и его верного сайдкика Лисбет Саландер я был знаком лишь по шведской экранизации, поставленной в 2009 году Нильсом Арденом Оплевом. Сам роман, как и два его продолжения, я, слава богу, не читал, а потому не буду предубежден, оценивая «Девушку».

Сюжет картины «Девушка с татуировкой дракона» строится вокруг влиятельного семейства Вангеров, глава которого, Хенрик Вангер, уже полвека как горюет по исчезнувшей племяннице Хэрриет. Самое интересное, что все это время кто-то шлет ему открытки якобы от лица пропавшей девочки. Для расследования дела суровый шведский дедуля Хенрик привлекает опального журналиста Микаэля Блумквиста, который, благодаря своему фанатизму, способен копнуть настолько глубоко, насколько это вообще возможно. Блумквист, отсидевший срок за клевету в адрес нечистого на руку бизнесмена, берется за дело и привлекает к операции одаренную андрогинную социопатку Лисбет Саландер. В ходе расследования героям открываются не только подробности дела полувековой давности, но и другие, не менее грязные тайны своенравного семейства Вангеров.

Тем, кто уже читал первоисточник или смотрел шведскую экранизацию, обязательно захочется сравнить их с новой картиной. И, конечно же, они могут найти изъяны и в подходе сценариста к сюжету, и в прорисовке образов, и, возможно, в работе самого Финчера. Поэтому, «Девушку с татуировкой дракона» легче всего будет смотреть зрителю, с творчеством Стига Ларрсона не знакомому. Тут и интрига появится, и впечатления будут самыми, что ни на есть первичными. Но и для тех, кто уже в курсе сюжетных перипетий романа, Финчер припас ряд приятных сюрпризов.

Во-первых, это прекрасная работа Джефа Кроненвета – оператора, который работал с Финчером в «Бойцовском клубе» и «Социальной сети». Если вы помните эти картины, то объяснять ничего не нужно – визуальная составляющая там на высоте. Мастерски снятые детализированные крупные планы, отличная работа с цветами и температурой в кадре – все это плавно перетекло и в последний на данный момент фильм Дэвида Финчера. Говоря проще, холод, безнадежность и страх, благодаря профессионализму и креативности оператора и режиссера, в какой-то момент начинают ощущаться зрителем физически. Так же, как в свое время и сырость подвалов, где проводились «заседания» Бойцовского клуба.

Во-вторых, это прекрасный актерский состав, в который входят Дэниел Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгаард и Джоэли Ричардсон. Крэйг, к которому образ агента MI6 уже приклеен намертво, сделал невозможное, ни разу за 160 минут экранного времени не вызвав ассоциаций с Джеймсом Бондом. И это притом, что, по мнению большинства «критиков» Крэйг не знаком с понятиями мимики и актерской игры. Что ж, надеюсь, данный фильм убедит их в обратном. Руни Мара, та самая девушка с татуировкой дракона, отстает от своей шведской коллеги Нуми Рапас лишь в одном – она получилась слишком женственной и утонченной. Но это ни в коем случае нельзя назвать минусом данного фильма, потому как Руни свою задачу выполнила на отлично, и даже выглядит аутентичнее, что ли. Если Нуми Рапас, имеющая цыганские корни, была временами чересчур горячей, то Руни Мара настолько безэмоциональна, что даже дерется с отсутствием какой-либо экспрессии на лице, а смотрится это довольно эффектно. Поддерживающий актерский состав тоже на высоте. Детально расписывать нет необходимости, поскольку для зрителя семейство Вангер должно хотя бы первую половину фильма оставаться такой же загадкой, как и для наших героев.

Отдельное внимание стоит уделить музыке авторства Трента Резнора и Аттикуса Росса, которых на данный момент не знает и не любит, возможно, только мертвый. Это хороший и атмосферный саундтрек, который идеально дополняет прекрасный визуальный ряд. А кавер-версия культовой “Immigrant Song” Led Zeppelin, исполненная музыкантами в дуэте с Карен О, вокалисткой Yeah Yeah Yeahs замечательно вписалась в начальные титры, задавая тон всему фильму. Сами же вступительные титры мне показались, не побоюсь этого слова, шедевром. Настолько стильно и одновременно пугающе они выглядят, что создается ощущение, будто фильм будет повествовать о Джеймсе Бонде, которого отправили с заданием в преисподнюю. Образы из этого потрясающего интро еще долго не выветрятся из головы.

Как детектив, картина, в принципе, довольно стандартна – в наше время любая сортирная комедия или какой-нибудь слэшер могут предложить и более шокирующие сюжетные повороты, да и сам Финчер уже снимал более занимательные детективные истории. Но как атмосферный триллер, «Девушка» безумно хороша. Время от времени в фильме мелькают приемы, знакомые зрителю из «Семи» или «Зодиака», а почерк мастера узнается практически везде. Бесконечная череда мелькающих в кадре фотоснимков жертв - подозреваемых или же случайных лиц - выстраивают свои собственные жуткие сюжеты, действуя на зрителя не хуже, чем живые персонажи. Немалую роль во всем этом играет и тот факт, что создатели сохранили место действия и национальную принадлежность героев в неприкосновенности. Поскольку подобный подход в Голливуде практически не используется, это выглядело оригинально.

Если искать в фильме минусы, то и таковые будут. Главным минусом этой картины являются отношения Лисбет и Микаэля, которые не ограничиваются одним лишь тесным сотрудничеством. А ведь можно было построить на этом хорошую интригу. Представьте, если на протяжении целых трех фильмов зритель бы гадал – переспят или нет? Полюбят или нет? Понимаю, что дешево, но если история крепкая, а герои уже успели полюбиться, то и такая линия сыграла бы хорошо.

Других минусов в этом фильме я для себя не отметил. Кино действительно получилось хорошим - местами жестоким, местами чувственным, а местами наивным. Учитывая хронометраж, не могу не отнести простоту и наивность к плюсам. Это правда помогает продержаться до заключительных титров.

Всем почитателям хорошего, крепкого детектива – советую! Всем поклонникам Стига Ларссона – советую! Всем поклонникам шведского фильма – советую! Всем ненавистникам и того, и другого - тоже! И вне зависимости от ожидаемой реакции, кино посмотреть стоит. Кто-то укрепится во мнении, что шведов переплюнуть не удалось, кому-то покажется иначе. Но если абстрагироваться от всех этих страстей по Стигу Ларссону, то останется одно – новый фильм Дэвида Финчера. А это по дефолту маст си!

Оцените пост

14

Комментарии

0
Согласна - посмотреть стоит! Но с чем примириться не получается, ну ни как - так это с Дэниэлом Крэйгом в роли Микаэля Блумквиста) просто какой-то диссонанс на интуитивном уровне =(
2
а Руни Мара подходит что-ли? вообще никак по моему. единственная радость - Стеллан Скарсгард!
1
Скарсгаард, кстати, ярче, чем его персонаж в шведской версии. Я его еще со времен "Ронина" люблю в этом амплуа.

Крэйг держится в фильме молодцом, кстати. И Мара тоже - не перетягивает внимания с сюжета на себя любимую. Это несомненно плюс
0
Саша, спасибо - как всегда хороший такой пост
0
Тебе, Андрей, спасибо - как всегда хорошее кино! :)
Показать комментарии
Дальше