Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
13:38, 25 декабря 2011

Ажар Аубакирова: для художника важны утренние лучи солнца

Помните фоторепортажи с Выставки кукол в ТЦ Сарыарка (Астана), которые я выкладывала? Пришло время рассказать об авторе кукол.

Blog post image

Как рождается сказка? Вопрос, на который нет ответа. Потому что сказка у каждого своя. Интервью с Ажар Аубакировой я решила подать в форме ее монолога, без моих вопросов. Потому что никто лучше создателя не расскажет о своей сказке, а мне не хотелось вмешиваться. Просто наблюдать за этим волшебным миром.

Blog post image

О себе

Родилась в Актюбинске. Учась в школе, уже знала, что буду художником, и поэтому в 8 классе пошла учиться в культпросветучилище. Окончила отделение «художник-оформитель», проработала в театре около года, и приехала в Алматы в нашу Жургеневку. Тогда был Государственный институт театра и кино. Поступила на отделение «художник, проектирующий костюмы». Почему именно на эту специальность? Как и многие девочки, а тем более, из провинции, я была неисправимым романтиком. Модельер – это ведь показы, дефиле, костюмы… Розовые мечты и девичьи грезы.… Впрочем, о полученном образовании не жалею.

Итак, в 1994 году окончила институт и пошла работать. Работодателем моим стал бренд Грапро Корал (Южная Корея – Казахстан). На тот момент это была очень сильная компания. Они шили из шикарных южнокорейских тканей, одежда была высокого качества. Чтобы устроиться, мне пришлось постараться: я некоторое время сидела рядом с президентом компании, рисовала, доказывала своим творчеством и желание работать в компании и талант. Доказала-таки. Жаль, что они не выдержали конкуренции с Китаем: пошел большой поток товара оттуда, а у Грапро ввиду качества цены были, все-таки, довольно высокими. Конкуренция сделала свое дело.

После Грапро был этап преподавания в Академии им. Жургенова, а потом – проект «Кочевники».

О выставке

Идея пришла в Астане при разработке проекта «Мимиория» полтора года назад. Сергей Леонидович (прим. Автора – Сергей Леонидович Апенко, генеральный директор M-line, проекты «ТЦ Сарыарка» и проч.) попросил, чтобы мы подумали над оформлением витрины детского театра моды. Мне показалось, что это не должны были быть стандартные манекены, даже детские. Должно было быть что-то волшебное, чтобы детям хотелось туда зайти. И вот тогда родились феи. Я нашла мастер-классы в Интернете и поняла, что смогу освоить искусство делать куклы. Тот багаж, который уже был на тот момент за плечами, позволил понять тонкости процесса. Куклы, которых вы видите на выставке, сделаны из самоотвердевающей пластики фимо, использованы проволока, ткани и другие материалы. То есть, сначала было оформление витрины, для которой я придумала кукол, а уже потом мне предложили сделать персональную выставку. Потому что куклы начали жить своей жизнью и их нельзя было запирать только в рамках одного проекта.

Как рождается кукла

В среднем на создание одной куклы уходит от одной до трех недель. Но у меня был очень высокий темп. Я занималась только выставкой. Спасибо руководству компании, где я работаю, которое сказало: занимайся только выставкой, ни на что не отвлекайся. Представляете, как мне повезло, не каждому творческому человеку так везет.

Для меня важны утренние лучи солнца и поэтому в половине девятого я уже за работой. В таком темпе я делала одну куклу в неделю.

О моем мире

Я интроверт. И если я в работе, меня очень сложно вытащить в реальность. Я начинаю проект, и пока не завершу – не выхожу во внешний мир совсем. Да, я романтик в розовых очках. Такой была с детства и такой осталась по сей день. Мне очень сложны общечеловеческие коммуникации. Это непросто. Я, наверно, сбегаю в свой собственный мир. Это моя реальность, вымышленная и реальная. И мне намного удобнее жить там.

О преподавании и советах

Я могу помочь своему студенту найти себя. Но диктовать, должен он идти на компромиссы или не должен, что выбрать – деньги или самореализацию, если предстоит такой выбор, я не могу. И поэтому, когда студенты приходят ко мне за жизненными советами, я думаю, прежде чем дать его: могу ли, имею ли право советовать. Но когда я вижу студентов, которые, пройдя высокий конкурс при поступлении, отучившись, идут работать совершенно не по профессии, например, в банк… Меня это коробит, оскорбляет. Я всегда говорю: зачем вы занимаете чужие места в университете? Если ты отучился на творческую специальность, ты обязан дальше работать в этом направлении. Поэтому и поступать надо с пониманием того пути, который выбрал.

О беззащитности творческого человека

Вообще, обижать никого нельзя. А тем более, человека творческого. Он по-своему беззащитен, потому что живет, как правило, в своей придуманной реальности и больше занят творчеством, нежели решением бытовых вопросов. Поэтому у каждого творческого человека должен быть агент, который будет решать вопросы договоров, бумаг, других организационных моментов. А творец должен творить.

В моей жизни был такой случай, когда я попала в компанию, занимавшуюся разработкой одежды для беременных. Нарисовала эскизы, выполнила свою часть работы и… начались конфликты, касающиеся неимущественных авторских прав на мои разработки. А если бы был агент, ничего бы такого не случилось.

О «Кочевниках»

Самое яркое впечатление от этого этапа жизни - работа с главным художником фильма Майклом О’Коннером. Это гениальный человек. Он настолько порядочен, комфортен в общении, что работать с ним было настоящим удовольствием. Разделив между членами команды позиции (я занималась разработкой костюмов для богатого сословия), он предоставлял полную свободу и если делал замечания, то очень тактично.

Как зарабатывать творческому человеку

Творчеством много не заработаешь, но на плаву держаться можно. Хорошо, когда везет. Когда встречается на жизненном пути человек, который поддерживает. В моем случае это Сергей Леонидович, руководитель компании, где я работаю. Отчасти, он меценат моего творчества. Моя работа позволяет мне зарабатывать деньги именно творчеством, сохраняя возможность самореализации. А для каждого творческого человека это дорогого стоит.

Об авторских бутиках

Если есть надежный тыл в виде финансовой платформы, команды, родных, которые поддержат в любой ситуации – таким видом бизнеса заниматься можно. Но это, скорее, не бизнес. Это творчество. У нас fashion не настолько популярен, чтобы на нем можно было зарабатывать деньги.

Тусовки

Я посещаю выставки своих друзей и коллег, но, например, не знакома с владельцами галерей. Как-то так получилось, что я всегда работала на проектах и выставочная деятельность меня мало интересовала.

О творческом пути

Прежде всего, надо понять, готов ли ты показать миру свои работы. Если они для тебя совершенны, может, тогда и можно идти. А если считаешь, что надо еще немного поработать над собой и над ними – лучше остановиться и поработать. Но человек интуитивно сам чувствует, готов ли он к тому или иному шагу.

Об оценках

Вчера на выставку (Выставка кукол в ТЦ Сарыарка) приходила одна женщина. Она плакала рядом с одной куклой. Я была поражена. Эти слезы были для меня самыми желанными аплодисментами. Есть люди, которые не являются искусствоведами, профессионалами в этой области, но если ты смог их вовлечь в свой мир – это большая заслуга.

Об альтруизме

Предположим, придет молодой кинематографист и скажет: есть 1000 долларов и больше нет, сделайте декорации? Да, помогу. Творческий человек должен быть в определенной мере альтруистом.

О профессиональных планах

Вступила в Ассоциацию дизайнеров Казахстана. В ней состоят такие монстры в хорошем смысле слова, профессионалы высокого уровня. Под эгидой Ассоциации постоянно происходят какие-то активности и мне хочется участвовать в них. Если честно, мне было даже неловко, что я взяла на себя смелость прийти и сказать: принимайте меня, я достойна.

Про Интернет

Грамотный пользователь, но Интернет не люблю. Могу найти любую нужную мне информацию, но крайне редко пользуюсь компьютером. Только по мере необходимости.

О мечтах

Танго. Вот пойду и буду учиться танцевать танго.

После кукол

Мне хочется продолжать создавать тот волшебный мир, который начат в этих куклах. Трехмерные образы. Возвращаться к дизайну одежды пока не планирую, преподавание – это чуть позже. Да, будут куклы, будет волшебный мир.

0
1614
0