Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
10:23, 24 декабря 2011

ФАНТОМная боль или Самый тёмный фильм

Не знаю, ждали ли фильма "Фантом" (в США - "The Darkest Hour" или "Самый тёмный час") широкие массы, а я ждал его релиза с большим воодушевлением. Вот и дождался. На свою голову...

Blog post image

Не буду забегать вперед, начну с общего. Кино под незамысловатым названием “Фантом” относится к одному из моих любимых жанров в кино. Именно с фантастики мое увлечение кинематографом и началось, так что, я часто отслеживаю какие-нибудь интересные вещи в жанре. Вот и на "Фантом" возлагались большие надежды.

Blog post image

Во-первых, это первое американское кино, где тотальному разрушению подвергаются не многострадальные Нью-Йорк, Лас-Вегас, Лос-Анджелес или какой-нибудь малокалиберный Розуэлл, а самая настоящая Москва. Кремль сложившийся, как карточный домик, в четвертой "Миссии", не в счет – в “Фантоме” все с особым размахом.

Blog post image

Во-вторых, на экране столкнулись два разных мира, две разных актерских школы – западная и наша, советская. Западный мир представлен молодыми, но безумно талантливыми Максом Мингеллой, Эмилем Хиршем, Оливией Тирлби, Йоэллем Чиннаманом и Рэйчел Тэйлор (которая в нашем прокате уже пыталась бороться с “Фантомами”). От другой команды (назовем их “нашими”) выступают Гоша Куценко, Артур Смолянинов, Дато Бахтадзе и актером, появление которого может украсить даже самое убогое кино – Петром Федоровым. В-третьих, это кино про нашествие агрессивно настроенных инопланетян! Стоит ли пояснять, почему это так круто? Если ты любишь и ценишь добротный sci-fi (к которому относятся не только Эммерих с Кэмероном), то станет ясно, что в этом кино могло привлечь ядреного киномана.

Blog post image

По поводу последнего пункта стоит отметить, что за последние несколько лет кино, так или иначе относящееся к теме “invaders from outer space” только радует. Может, не всегда качеством или хорошими сюжетами, но подход, чаще всего, оригинальный. Можно вспомнить “Район №9” Нила Бломкампа, “Скайлайн” братьев Штраус и ”Битву за Лос-Анджелес” Джонатана Либесмана. Каждый из упомянутых фильмов, вне зависимости от реакции публики, несет в себе что-то новое для жанра. ”Район №9”, к примеру является отличным примером остросоциального sci-fi, что, согласитесь, большая редкость в кино сейчас. ”Скайлайн” показал, что можно сделать визуально насыщенное фантастическое кино за небольшие деньги. Да и тот факт, что создатели сумели предложить современной молодежи альтернативу ”Сумеркам”, сделав свои, научно-фантастические ”Сумерки”. Как и положено, с блэк-джеком и шлюхами. Я не утверждаю, что это хорошо, но спорить с тем, что это, как минимум, оригинально, глупо. Что касается ”Битвы за Лос-Анджелес”, то здесь, по-моему, все понятно – отличное военное кино, где ставка сделана на исключительный реализм происходящего. Здесь есть две противоборствующие силы, конфликту которых и посвящен фильм. Боевые тактики, оружие, американские морпехи и куча патриотического пафоса – вот все, с чем сталкивается зритель при просмотре. Кто-то плевался, кто-то с открытым ртом наблюдал за ходом боевых действий, но в одном сойдутся все – это кино про пришельцев подано с довольно необычной стороны.

Blog post image

Вернемся к нашим ”Фантомам”. Что же оригинального в этом фильме, кроме непривычного места действия? Это и есть самое главное. Помните, чем пугали нас режиссеры, когда не было денег на грим для создания монстров и чудовищ? Сначала Хичкок снял кино о нашествии.. птиц. Это подействовало. Потом придумали серийных убийц в масках – и дешево, и страшно. ”Фантом” шагнул еще дальше – его герои сражаются против… невидимок! Вот это поистине оригинально! Целая армия беспощадных захватчиков, которая скрыта от глаз своих жертв. Уже одно это должно было компенсировать нехватку в проекте хорошего драматурга и нормальной, действительно интересной истории. Но создатели не просто не справились со своей задачей, но и испортили все то, что призвано было помочь в осуществлении задуманного, и, по сути, в какой-либо доработке не нуждалось. Проще говоря, ребята и ямы не выкопали, и лопату сломали.

Blog post image

Тимур Бекмамбетов, выступавший гарантом аутентичности в ”Фантоме”, поднес на ладони режиссеру Крису Гораку не только улицы Москвы, но и одних из самых топовых местных киноартистов. Что же с этим сделал Горак?  Смял, пожевал и выплюнул. Таким образом, на выходе мы имеем ту же клюкву, но с гирляндами. Названия заведений типа “Zvezda” или магазин ”Ламп” выдают халтурный подход к созданию картины. Один звонок Бекмамбетову для консультации мог с легкостью решить эти проблемы, но, видимо, затраты на телефонные разговоры не были заложены в бюджет картины.

Blog post image

Что касается сюжета, то survival получился здесь не на самом высоком уровне. Одни герои рвутся туда, где, как всем уже понятно, они не найдут ничего хорошего. Другие отсиживаются в убежищах в надежде на перемены. А кому их творить, эти перемены? Конечно же, тем, кто ищет приключений и не сдается. Такие герои есть и здесь. Но они, опять же, половину фильма лезут туда, куда не надо лезть по соображениям как человеческой логики, так и кинематографической. Все это сильно отвлекает от истории. В каком-нибудь другом кино героиня просто обязана спуститься в темный подвал, где услышала шорох, иначе дальше никакого кина не будет. Здесь же герои сами стремятся, что называется, ”навести шороху”, на который обязательно сбежится беспощадный враг. За это герои бездарно расплачиваются своими жизнями, только вот, сюжет вперед это никак не двигает.

Blog post image

Актеры, привыкшие к серьезному кино, здесь, почему-то, играют расслабленно. Видимо, они считают, что, если кино не дойдет до Венеции или Берлина, а режиссер здесь не Шон Пенн или Ник Кассаветис, то и напрягаться не нужно. А ведь, когда я узнал, кто будет в ”Фантоме” задействован, сразу решил, что кино ждать стоит, ведь актеры-то не самые плохие и всегда выполняли свою работу с максимальной ответственностью. По поводу российской стороны скажу, что выше себя никто не прыгнул. Хотя, Бахтадзе отлично смотрелся в образе деда Сергеича. Ну, и. конечно же, Петр Федоров, который исполнил роль капитана атомной подводной лодки, выглядел на пятерку. Остальные, помимо того, что особенно не проявили себя, были безжалостно обезображены внешне, играя патриотично настроенных клоунов. Тут я даже теряюсь в догадках по поводу того, кем были написаны диалоги для  ”наших”. Фразы, типа ”Это Россия, тварь” или эпичное ”Нам отступать некуда – позади у нас Москва” били по голове словно молот. Судя по “Фантому”, холодная война даже в головах у праздных малообразованных особей давным-давно прошла. Это радует – ведь, вместо молота, создатели могли и серпом по горлу пройтись, как это удачно сделал Филлип Нойс в “Солт”.

Blog post image

А вообще обидно за многих киношников из СНГ. Куча нереализованных планов и огромное количество комплексов сильно мешают им творить где-то на стороне. Тот же Бекмамбетов, видимо, всю жизнь мечтавший снимать взрывы и слоу-мо, насмотревшись западного экшна, всячески использовует это в своих голливудских работах, когда там это уже устарело. В первый раз (”Особо опасен”) это прокатило, но расти нужно всегда. Понимая это задними стенками мозга, режиссер начинает улавливать какие-то тенденции и пытается их применить, но в итоге мы имеем очередное b-movie, только украшенное какими-никакими медийными лицами и подкрепленное мощной рекламой. Что, кстати, тоже неплохо. Ведь часто бывает так, что смотришь никому неизвестное второсортное кино, и думаешь, что это могло бы стать хорошим прокатным кино, будь здесь кто-нибудь покраше этого урода, а анимация реалистичнее того безобразия, которое приходится смотреть. В случае с ”Фантомом” все наоборот – зря потратили деньги на Хирша, когда можно было взять кого подешевле и выпустить фильм сразу на носителях. Единственное, что говорит о нешуточных масштабах производства, это на совесть сделанные панорамы с видом опустошенной разрушенной Москвы. Все остальное в плане визуала только раздражает. Особенно, пришельцы, внешний вид которых (да, их можно будет увидеть) поражает своей дешевизной.

Blog post image

Да, это оригинальное кино по многим параметрам, и хорошего в нем тоже очень много. Но если начать сравнивать или как-то трезво анализировать, то вывод возникнет лишь один – кино не получилось. И это мягко сказано. Причем, что самое интересное, при просмотре часто создается впечатление, будто "Фантом", мало того, что сам является до ужаса неправильным, так еще и всячески цитирует другие неправильные картины. Чего стоит финальная сцена, являющая собой бездарный оммаж такому же бездарному "Восстанию машин". Таких примеров в фильме достаточно - если вам не повезло это увидеть, вы и сами вспомните. Если же повезло не увидеть, то я могу лишь завидовать по-черному - не пришлось вам выкапывать из памяти ненужный мусор.

Blog post image

Конечно, многие пойдут смотреть ”Фантом” ради интереса. Там ведь Москва, Куценко, пришельцы, Бекмамбетов и прочее… Но я настоятельно рекомендую принять что-нибудь расслабляющее перед просмотром. Можно сразу много и обязательно внутривенно – чтобы подействовало сразу, с первых кадров, не отпускало до конца, а на следующее утро вообще не вспомнилось бы.

7