Что может сделать художник в обществе, которое раздирают конфликты?

Нургельды 2011 M12 24
1261
5
4
0

В конце ноября группа художников Центральной Азии завершила работу над двухгодичным проектом «Художник-Общество».

Оксана Шаталова

В конце ноября группа художников Центральной Азии завершила работу над двухгодичным проектом «Художник-Общество». Главная мысль проекта и итоговой конференции, прошедшей в Бишкеке - переосмысление роли художника и поиск ответа на вопрос: может ли современное искусство менять общество? Рудничанка Оксана ШАТАЛОВА представляла там свой проект «Романтики», посвященный образу Рабочего в небольшом промышленном городе.

Обречены стать героями

Об акции «Захвати Уолл-стрит!», которая этой осенью охватила западный мир, знают, пожалуй, все. В крупных городах США и Европы тысячи людей протестовали против потребительства и власти финансовых корпораций. Но немногим известно, что инициатором акции стала канадская группа художников и антикапиталистов Adbusters. 16 декабря волна протестов затронула и Казахстан. К искусству эти события, очевидно, не имеют никакого отношения. Но с вопроса о последствиях событий в Жанаозене мы и начали беседу с Оксаной Шаталовой.

- Может ли масштабная забастовка повториться в другом регионе Казахстана, например, в Рудном?

- По-моему, это маловероятно. Хотя Рудный такой же маленький город с одним градообразующим предприятием, как и Жанаозен. По мнению некоторых исследователей профсоюзного движения, на забастовки более способны либо те, чьи условия труда откровенно бесчеловечные, либо те, у кого они относительно пристойные. Те же, кто находится «посередине», менее способны на протест. Поэтому массовых стачек здесь не будет.

- А как, по-вашему, возможна ли вообще революция в Казахстане?

- Ну... Вы из меня прямо эксперта по революциям делаете! Отвечу так: революция в Казахстане если и начнется, то только при одном условии - когда пенсионерам перестанут платить пенсию. Невероятно, правда? Но мне кажется, что по другим причинам наш народ на улицы не выйдет. А пенсионеры - самая политизированная часть общества, так что не стоит их недооценивать.

- От революции перейдем к искусству. Ваш проект называется «Романтики». Чему он посвящен?

- В советском романтизме Труд отождествлялся с Искусством. Согласно Марксу, труд без эксплуатации приносит удовольствие трудящемуся, способствует его «самоосуществлению» и приносит то же моральное удовлетворение, которое дарит художнику его творчество. Это формула коммунистической утопии. Рудный - город, с нуля основанный рабочими-горняками, осмысливался как чистый плацдарм для проявления трудового энтузиазма.

Если вас поселить в палатке в степи, вряд ли вы там займетесь разведением фикусов или поросят-копилок. То есть вряд ли станете жить и мыслить как мещанин-частнособственник. Под нокаутирующими ударами ветра, отлученный от знакомых мест, чувствующий локоть товарища, вы просто обречены стать героем. Так что, размышляя о фигуре Рабочего, неизбежно выходишь на тему Романтизма.

- Значит, можно сказать, что Рудный - город романтиков?

- К сожалению, Советский Союз из романтиков взрастил самых обыкновенных мещан, воспитал идеального наемного работника - объект капиталистической эксплуатации. Из социалистической реальности в капиталистическую мы перешли индивидуалистами, отчужденными от общественных интересов. Соблазны потребительства и масскульта дали на такой почве жирные плоды. И вот теперь индивидуализм переродился в равнодушие и страх - страх потерять работу, утратить почву под ногами, страх будущего. Хотя идеи-протезы как бы остались прежними... В самом деле, градообразующее предприятие ведь то же самое. Предприятие по-прежнему работает, руда по-прежнему переправляется в Магнитку, заработная плата выплачивается. Раньше было - «Слава труду», и сейчас - «Слава труду». А что за этим? Это целая дискуссия.

- Итог вашей работы - фильм?

- Фильм плюс 1,5-часовая лекция о Рабочем Романтизме. Я не могу показать фильм отдельно, он неполноценен без объясняющего повествования. Получился своеобразный способ взаимодействия автора с обществом. Автор не может спрятаться за своим произведением, а должен открыто сказать, почему и зачем он сделал это видео.

Романтика протеста

- В описании проекта «Художник-Общество» говорится о социально активном искусстве. О стремлении выйти из музейной, галерейной изоляции и стать активным и действенным. Что это означает?

- Знаете, на территории искусства сейчас можно говорить о чем угодно - вы можете критиковать президента, резать барана в галерее, бегать голышом - публика готова это воспринимать. Они уже знают: галерея - это такое «гетто» протеста. Но протеста, который на самом деле ни на что не влияет и сам является таким же товаром, как батончик «Марс», например.

Возьмем Венецианскую биеннале - это одна из таких огромных машин по производству коммерческого искусства протеста. Сама биеннале прекрасно уживается даже с собственной критикой, все ее критикуют и все там участвуют - такой конвейер, лишенный внутреннего смысла. Это тяготит художника, он стремится к активности другого рода - не на производство каких-то там картинок, а на реальное действие. На реальные изменения в обществе путем взаимодействия. Это, конечно, такой полуутопический пафос, но мне этот пафос на данный момент кажется самым прогрессивным. Он способен порождать что-то интересное. Тогда как привычное «порождение картинок» для галереи заводит только в тупик.

- А куда ведут действия? Они, правда, имеют смысл?

- Конечно, существует западня - проторенная дорожка под названием «Мы привлекаем внимание». Можно прийти к маргинальной группе и сделать акцию, показав, как они плохо живут, или, наоборот, найти в их жизни красоту. В принципе, чем современное искусство и занимается - «привлекает внимание». И, кажется, все довольны - художник застолбил себе место, вот он привлек внимание, а дальше делайте что хотите. Но, положа руку на сердце, разве это на что-то влияет?

В этом и трудность: уйти от привычной схемы и, взаимодействуя с обществом, вместе добиваться действительных изменений. Цель - показать, что можно жить по-другому, что мир связан не только товарно-денежными отношениями. Как ни наивно это звучит, но пафос в том, чтобы сделать мир лучше.

- И художники имеют точное представление о том «что есть лучше»?

- Это такой вопрос на засыпку, его всегда задают. Я предпочитаю ответить так: пусть я не знаю, что такое «лучше», но по крайней мере я знаю «что есть плохо». Из-за того, что я точно не знаю и не могу показать - «вот, мир обязательно должен быть таким», не следует, что я должна смириться с существующими проблемами и несправедливостями. Это же просто неинтересно!

Русский язык - то, что еще объединяет

- В ваших новых проектах это стремление изменений общества к лучшему как-то выражается?

- Сейчас я работаю с общественным объединением «Арт-инициативы» в Бишкеке. У меня и моих коллег Георгия Мамедова и Асель Акматовой есть несколько рабочих идей. Одна из них - «Институт русского языка в Центральной Азии». Художественный это проект или чисто лингвистический - можно спорить. Но его пафос - провозгласить русский язык языком интернационализма и межкультурных коммуникаций, причем языком, независимым от имперского влияния России. Чаще всего звучит именно эта претензия к русскому языку. Но почему мы не можем «присвоить» язык? Например, я за сохранение русского языка в Казахстане, но против вступления Казахстана в Евразийский союз. Почему бы русскому не стать кыргызстанским или казахстанским русским, или даже региональным центральноазиатским русским? Со своим словарем, терминами и стандартами. Ведь франкоязычие Канады не означает зависимость от Франции (напротив, канадцы ценят свою независимость). Это означает своеобразие и чуткость к исторически сложившейся ситуации, чуткость ко всем гражданам страны, вне зависимости от их этнической и языковой идентичности.

Вы посмотрите, как страны Центральной Азии, имея схожие языки, культуру и общее советское прошлое, за короткое время настолько размежевались политически и экономически. Русский - то, что еще объединяет нас. Но, судя по динамике его угасания, например, в Таджикистане и Узбекистане, объединяет «пока». И это объединяющее начало жалко было бы утратить.

Никто не спорит о важности родных языков, их непременно нужно развивать, но зачем отказываться от имеющихся ценностей? Русский оставлен колониальным прошлым, но это не значит, что он - зло. Мой друг приводит в этом случае такую метафору: представьте, что к вам приезжала теща и забыла у вас $200. Мы не любим тещу, но это же не значит, что мы должны выкинуть эти $200. Мы можем использовать их для своей пользы!

Конечно, нас могут обвинить в шовинизме, и это неудивительно, постколониальная травма еще не изжита. Но ее нужно изживать, ведь русский язык существует здесь естественно, как связующая нить между людьми.

- А мне вот другая метафора пришла на ум. В древности, когда еще не было гончарного круга, кувшины делали, скрепляя друг с другом глиняные ленты. Чтобы такой кувшин не растрескался в раскаленной печи при обжиге, на стыке лент и по кромке глину уплотняли узором - так появилось искусство. Тогда еще незатейливое, полностью прагматичное - можно сказать «современное искусство» древних. И вот вопрос: действительно ли искусство способно объединить людей так, чтобы наши народы не раскололись на мелкие кусочки в огне возможной революции или даже войны?

- О, это очень лестная аналогия для современного искусства. Было бы великолепно, если бы художники одним своим творчеством скрепляли пласты культуры и объединяли разрозненные группы. Но не думаю, что если будет предотвращен какой-либо конфликт, то художники скажут «это благодаря нам», конечно, нет. Искусство - только один из возможных инструментов изменения общества. К сожалению, им одним ничего не решить. А вообще, да - цель такая.

************************************************

Оксана Шаталова. Родилась в 1972 году в Рудном. Журналист, художник фото- и видеоарта, художественный критик, участвовала в более 50 международных выставках и арт-проектах.

1994 - 2000 гг. - издавала литературно-художественную газету «Пигмалион» в Рудном.
2000-2006 гг. - корреспондент алматинского журнала «Интернет и я».
2009-2010 гг. - куратор центральноазиатского фотопроекта STILLS.
2010-2011 гг. - куратор Павильона Центральной Азии на 54-й Венецианской биеннале.
2010-2011 гг. участница коллективного центральноазиатского арт-проекта «Художник-Общество»

Статья написана для костанайского еженедельника "Наша Газета".

Оцените пост

4

Комментарии

0
изжить постколониальную травму?особого труда это не составит.ведь мы не так агрессивны в напоминаний самим себе о таких вещах.вот если б мы сняли сотню фильмов о том долгом и тернистом пути к независимости,например,и каждый год к 16 декабрю показывали с месяц тогда всё обстояло бы чуть чуть проблематичней для создания вашего "казахстанского русского".а ведь для подрастающего поколения(для большинства) это уже не имеет почти никакого значения..да и кстати,к слову,о вашей метафоре,я бы не стал приучать себя к лёгкой наживе и отдал бы эти 200 баксов..и совесть чиста и тёщя бы не выёбывалась особо с разными союзами
0
Уважение к русскому языку мне привили с детства, затем к родному казахскому, потом к английскому, французскому и немецкому, сейчас к ивриту.
Что то утратим, что то приобретем. Русский язык или какой либо другой не есть сама ценность, ценно то как мы его используем.
Колониальное прошлое, это полный бред. Образованные люди об этом не говорят, так как они понимают что это было взаимовыгодным соглашением. Это наша история и никаких травм нет. Это был опыт и довольно позитивный для развития образования и культуры в нашей стране.
0
что и требовалось доказать..если некоторые забывают,иные вовсе отрицают
0
причем языком, независимым от имперского влияния России (с)
..Ведь может же своих Платонов, и быстрых разумом Нефтонов (с)
ага. даёшь новояз! ну не вдохновляет, ну ни сколько не вдохновляет. вот когда на этом независимом новом русском языке появится литература, которую захотят прочитать на разных языках, может быть тогда. и может быть и скоро, ведь офисный планктон все может. и со всем всегда согласится.
0
- Что может сделать художник?
- Сидеть и как всегда трусливо,(по диссиденски):-) помалкивать!
Показать комментарии