Школа для самых маленьких - игра в суд (2 часть)

Сапар Арыстанов 2011 M12 16
336
0
0
0

-  Это, собственно, жизненные игры. Все, что есть в жизни, раскрывается в играх. -   Да, все, что есть у взрослых, есть и у детей, причем в неприкрытом виде. Они еще не привыкли, как взрослые...

-  Это, собственно, жизненные игры. Все, что есть в жизни, раскрывается в играх.

-   Да, все, что есть у взрослых, есть и у детей, причем в неприкрытом виде. Они еще не привыкли, как взрослые, скрывать свои свойства. Поэтому, если мы научим детей выяснять и анализировать проявляющиеся в играх качества и поступки, то они поймут, что такова наша природа. Хорошо нам от нее или плохо? Можем ли мы подняться над ней, чтобы быть человеком?

-  То, о чем Вы говорите, тесно переплетается с теориями, существующими в психологии. Психологи знают, что многие самые жестокие преступники пере­жили в раннем детстве в том возрасте, о котором мы говорим, тяжелые психологические травмы. Вы предлагаете именно с этого возраста начинать обу­чать их аналитическому подходу к жизненным ситуациям через ролевые игры?

-   Да, именно так, чтобы каждый из них «оделся« в другого.

-  Ребенок не просто играет, а живет в этой роли, реально ее проживает.

-   Да, мы объясняем ребенку, что он должен прожить эту роль сейчас и здесь, и вести себя так, как вел бы себя в жизни в подобной ситуации. По окончании игры все отдыхают, а затем меняются ролями. Каждый получает совершенно другой образ и должен в него вжиться.

-  То есть игра продолжается и расширяется?

-   Конечно. Ведь ребенок должен понять все проявления жизни: и в ближнем круге, где есть друзья и родственники, и в дальнем, где есть любящие и нена­видящие люди. Тем самым мы облегчим ребенку вхождение в жизнь. Он будет понимать происходящее в мире и сможет объяснять даже взрослым людям.

-  Но это не должно ограничиваться только игрой. После игры или в ее про­цессе нужно остановиться и обсудить?

-   Это уже тема для обсуждения - для последующего урока. И таким образом ребенок должен проиграть все роли, прочувствовать, что каждый на своем ме­сте может быть прав. Он должен защищать того, кого играет. Играя сегодня одну роль, а завтра совершенно противоположную, ребенок поймет, как сразу все меняется в его сознании и в оценке происходящего. Такое проникнове­ние в «театр жизни» необходимо для того, чтобы научить детей понимать друг друга. Это первый шаг к милосердию, к пониманию сути другого человека, к возможности диалога даже со своими противниками и ненавистниками.

-  Это учит ребенка не замыкаться на себе, а понимать, что вокруг него есть другие люди. В психологии это называется отождествлением и воспитанием эмпатии - умения поставить себя на место другого, проникнуть в его субъек­тивный мир. Когда ребенок проигрывает все роли, то находит их в себе. Каждый включен во всех. При этом ребенку не говорят напрямую, что в нем есть и хорошее, и плохое, и что он, например, нервный. Но в процессе игры ребенок проживает и понимает это.

-   В дальнейшей жизни ребенок будет уже по-другому относиться к чело­веку в какой-то ситуации, так как будет понимать, что и он сам может быть на месте этого человека. Это зачаток выстраивания иного отношения к людям, основанного на понимании, что все качества и состояния есть в каждом из нас. Такой ребенок будет более терпим к другим людям.

-  Мне кажется, что дети естественным образом играют в такие игры. Ведь уже в детском саду у них есть уголок врача, кухня и все игры, представляю­щие разные стороны взрослой жизни. Но Вы предлагаете не просто дать им играть, а целенаправленно создавать этот спектакль и, главное, затем обсуж­дать его.

-   Желательно делать видеозапись происходящего в их суде, а затем ее вме­сте просматривать, чтобы дети увидели ситуацию с точки зрения разных ролей.

.....


Оцените пост

0
Дальше