- Это, собственно, жизненные игры. Все, что есть в жизни, раскрывается в играх.
- Да, все, что есть у взрослых, есть и у детей, причем в неприкрытом виде. Они еще не привыкли, как взрослые, скрывать свои свойства. Поэтому, если мы научим детей выяснять и анализировать проявляющиеся в играх качества и поступки, то они поймут, что такова наша природа. Хорошо нам от нее или плохо? Можем ли мы подняться над ней, чтобы быть человеком?
- То, о чем Вы говорите, тесно переплетается с теориями, существующими в психологии. Психологи знают, что многие самые жестокие преступники пережили в раннем детстве в том возрасте, о котором мы говорим, тяжелые психологические травмы. Вы предлагаете именно с этого возраста начинать обучать их аналитическому подходу к жизненным ситуациям через ролевые игры?
- Да, именно так, чтобы каждый из них «оделся« в другого.
- Ребенок не просто играет, а живет в этой роли, реально ее проживает.
- Да, мы объясняем ребенку, что он должен прожить эту роль сейчас и здесь, и вести себя так, как вел бы себя в жизни в подобной ситуации. По окончании игры все отдыхают, а затем меняются ролями. Каждый получает совершенно другой образ и должен в него вжиться.
- То есть игра продолжается и расширяется?
- Конечно. Ведь ребенок должен понять все проявления жизни: и в ближнем круге, где есть друзья и родственники, и в дальнем, где есть любящие и ненавидящие люди. Тем самым мы облегчим ребенку вхождение в жизнь. Он будет понимать происходящее в мире и сможет объяснять даже взрослым людям.
- Но это не должно ограничиваться только игрой. После игры или в ее процессе нужно остановиться и обсудить?
- Это уже тема для обсуждения - для последующего урока. И таким образом ребенок должен проиграть все роли, прочувствовать, что каждый на своем месте может быть прав. Он должен защищать того, кого играет. Играя сегодня одну роль, а завтра совершенно противоположную, ребенок поймет, как сразу все меняется в его сознании и в оценке происходящего. Такое проникновение в «театр жизни» необходимо для того, чтобы научить детей понимать друг друга. Это первый шаг к милосердию, к пониманию сути другого человека, к возможности диалога даже со своими противниками и ненавистниками.
- Это учит ребенка не замыкаться на себе, а понимать, что вокруг него есть другие люди. В психологии это называется отождествлением и воспитанием эмпатии - умения поставить себя на место другого, проникнуть в его субъективный мир. Когда ребенок проигрывает все роли, то находит их в себе. Каждый включен во всех. При этом ребенку не говорят напрямую, что в нем есть и хорошее, и плохое, и что он, например, нервный. Но в процессе игры ребенок проживает и понимает это.
- В дальнейшей жизни ребенок будет уже по-другому относиться к человеку в какой-то ситуации, так как будет понимать, что и он сам может быть на месте этого человека. Это зачаток выстраивания иного отношения к людям, основанного на понимании, что все качества и состояния есть в каждом из нас. Такой ребенок будет более терпим к другим людям.
- Мне кажется, что дети естественным образом играют в такие игры. Ведь уже в детском саду у них есть уголок врача, кухня и все игры, представляющие разные стороны взрослой жизни. Но Вы предлагаете не просто дать им играть, а целенаправленно создавать этот спектакль и, главное, затем обсуждать его.
- Желательно делать видеозапись происходящего в их суде, а затем ее вместе просматривать, чтобы дети увидели ситуацию с точки зрения разных ролей.
.....