Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
11:59, 15 декабря 2011

Русские казахстанцы или казахстанские русские?

Словосочетание "русский казахстанец" в прессе встречается крайне редко. Чаще слышно о "соотечественниках за рубежом", хотя среди русских есть много таких, кто не планирует возвращаться на "историческую родину" (впрочем, и исторической родиной для них является СССР, а не РФ). Еще иногда российские братья славяне вспоминают о "русских в Казахстане" или "казахстанских русских", что очевидно не одно и то же, что "русские казахстанцы".


Политический тезаурус казахстанских политиков также не включает в себя номинацию "русский казахстанец", опираясь на другие, например, "титульная нация", "казахстанцы" или "наш многонациональный народ".

Заявлять о себе самим русским казахстанцам боязно и лениво. Во-первых, есть статья за разжигание и запрет на политические партии по нацпризнаку. Во-вторых, не привыкли они считать себя меньшинством, все считают, что их количество – достаточно весомый аргумент, чтобы к ним прислушались там, наверху.

В результате всего этого потенциал русских казахстанцев как группы остается нереализованным, спящим. И если находится кто-то, кто обращается к этой группе громко, прямо и без околичностей, то можно ожидать, что отклик на такое обращение будет достаточно живым. Недавно такое обращение появилось в Интернете.

По стилистике можно с большой вероятностью предположить, что сделан ролик в России. Зачем его сделали пока остается непонятным. Понятно одно: кто-то увидел спящий потенциал обширной социальной группы и собирается его использовать в своих целях.

Автора!

Интернет позволяет сегодня формировать общественное мнение на уровне (а то и эффективнее) политических партий без необходимости официально регистрироваться в качестве политического субъекта. Сетевая революция в Египте, Occupy Wall Street, Движение за честные выборы в России демонстрируют, как социальная сеть формирует общество, чьи интересы существующая политическая система уже не выражает никак.

 

Любой амбициозный человек, владеющий пером, Фотошопом или Премьерой в состоянии стать лидером социальной группы и формировать общественное сознание этой группы, оставаясь при этом никому неизвестным.

 

Русские казахстанцы сегодня стали группой, за которую кто-то начал бороться. Насколько умело и как надолго – вопрос второй. Первый вопрос – это сама возможность такой борьбы за социальный ресурс. Можно спорить о качестве и убедительности ролика, но нельзя не согласиться, что для казахстанских властей есть риск получить реальную сплоченную социальную группу русских казахстанцев, сплоченных идеями, сформировавшимися без участия казахстанских управленцев.

 

Нет у вас родины, нет вам изгнания

С развалом СССР русские казахстанцы остались без родины. В родном Казахстане они стали оккупантами, переезжая в Россию становились «казахами». Они стали никому не нужны. Вдумайтесь, около 30% современного Казахстана никому не нужны! Речь, безусловно, не идет об официальном уровне. Тут, как раз, все наоборот: программа по переселению соотечественников, статус официального языка, политика многонациональной страны и т.д. и т.п. На уровне же бытовом, да и на уровне самоосознания русские казахстанцы везде остаются чужими.

 

И здесь хорошо бы ответить на вечные вопросы русской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать?» Безусловно, основная вина за такое положение дел лежит на них самих, поскольку именно собственное бездействие, надежда на авось да небось послужили причиной брошенности и безголосости русских казахстанцев. Не следует надеяться на государство – ни казахстанское, ни российское, в том, что они решат проблемы каждой русской семьи из Казахстана.

 

Русским казахстанцам необходимо перебороть свою лень, иначе она уничтожит их, низведя их до уровня биологического мусора. Интернет дает возможность для самоорганизации, формирования диаспоры, самоопределения, взаимопомощи, да чего угодно! Необходимо перебарывать в себе ощущение неполноценного человека, ненужного «этой стране». Если русские казахстанцы осознают себя как группу, будут ощущать незримое присутствие других «я», других русских, готовых поддержать словом и делом, то эта группа станет действительно действующей силой, способной решать социальные задачи на благо себе, а следовательно и Казахстану. Казахстан – это не только казахи. Казахстан – это и русские. Об этом записано в Конституции РК.

 

Ощущая Казахстан родиной, и не теряя собственной этнической идентичности, русские смогут создать диаспору, какие давно уже есть у казахстанских корейцев, уйгуров, чеченов, ингушей… И это будет самая крупная в Казахстане диаспора. Русским казахстанцам нужен свой собственный сетевой референдум, на котором они смогли бы поставить те проблемы, которые для них действительно важны и найти те решения, которые наилучшим образом отвечают их представлениям о будущем. И неважно, что это будет за решение – будь то Великий исход из Казахстана или разработка ряда законодательных инициатив по улучшению собственного положения, или простое, согласованное признание того, что нынешнее положение устраивает всех русских казахстанцев, - важно, чтобы в Казахстане можно было без страха обвинений в разжигании национальной ненависти, или в имперских амбициях, или в желании пятой колонны разрушить Казахстан и помешать развитию казахского языка, или еще в чем бы то ни было, открыто говорить о себе: «я русский казахстанец!»

3