Возраст от 3 до 6 лет (продолжение)

Сапар Арыстанов 2011 M12 15
311
0
0
0

-  Если ли связь между проявлением насилия в детском возрасте и смешан­ным воспитанием? -   Насилие должно пресекаться с самого раннего возраста, ему не долж­но быть места! Мы должны1 обучать детей...

-  Если ли связь между проявлением насилия в детском возрасте и смешан­ным воспитанием?

-   Насилие должно пресекаться с самого раннего возраста, ему не долж­но быть места! Мы должны1 обучать детей состоять в обществе, ведь от трех до шести лет - это уже общество. Они должны проверять и судить себя, они должны уметь собираться, обсуждать свои поступки и принимать решения, как это принято между воспитанными взрослыми людьми. Они должны уметь от­вечать за свои поступки. Это как бы игра, а как будто и нет...

-  Это уже возможно в возрасте от трех до шести лет?

-   Да. Конечно, это происходит с участием воспитателя, с помощью таких во­просов, как «почему это произошло?», «что вы об этом думаете?» и так далее.

- Это надо делать в момент происшествия или после? Допустим, сейчас происходит какой-то инцидент, дети находятся в возбужденном состоянии.

-   Надо, чтобы происшедшее еще было свежо в группе, чтобы дети помнили об этом.

-  Это не должно быть слишком далеко от них. Психологические практики го­ворят о том, что с трех лет ребенок начинает понимать, что кто-то находится вокруг него, начинает выходить из рамок собственного эгоцентризма и вос­принимать ближнего, а до этого он воспринимает только себя. Но обсуждение поступков? Не слишком ли это сложно для них?

-   Мы должны усадить их вместе с воспитателем и начать говорить о том, что сделал ребенок.

 

-  Это может быть в виде игры?

-   Можно играть, как в театре, воспроизводить происшедшее.

-  У детей нет особого терпения. Может быть, делать это в форме рассказа?

-   И пусть каждый скажет, что он думает. Надо развивать в них точку зрения на свои поступки, внимание, критический подход.

-  Вы говорите об очень ранней способности вырабатывать собственное суждение. Это интересно. В психологии, когда говорят о способности давать оценку, есть другая теория, каждый этап развития - это отдельная ветвь. Но некоторые психологи, которые изучали нравственное развитие (Жан Пиаже и другие), говорят о том, что чем раньше ты это делаешь, тем раньше это раз­вивается. Вы считаете именно так?

-   Это надо делать с трех лет.

Может быть, это стоит делать и дома?

-   Дома, в детском саду, в школе - такому отношению, обсуждению, пере­сказу происходящего - этому надо учить ребенка с раннего возраста.

-  И к какому выводу надо прийти? Я так понимаю, что это обсуждение долж­но привести к какому-то более высокому выводу, а не просто «мы подрались, он ударил меня, а я - его». Как Вы считаете, какой вывод полезно извлечь из такого обсуждения?

-   «Возлюби ближнего, как самого себя».

-  Как это сделать на уровне ребенка трех - шести лет?

-   Это не проблема. С трех лет дети находятся на такой стадии развития, что уже начинают понимать отношение к другим. Поэтому нам нельзя упустить этот пери­од, мы должны постоянно говорить об этом и привести их к правильному анализу.

-  Вы себе это представляете как некую открывшуюся возможность?

-   Это наша обязанность, причем тут возможность?

-  Хорошо, обязанность. Но что будет, если этого не сделать?

-   Тогда мы получим то, что имеем сегодня.

-  То есть поколение, в котором один не чувствует другого и не считается друг с другом.

-   Не только это. Мы даже не знаем, какое поколение мы могли бы получить.

-  Если бы наше воспитание было другим?

-   Конечно! Люди были бы совершенно другими. Они бы иначе смотрели друг на друга, иначе вели себя на дорогах.

-  Да, это очень существенное изменение.

-   Самое главное - это «судебные заседания». Если мы сможем организо­вать «заседания суда» в самом раннем возрасте, они не понадобятся нам для взрослых.

-  Это и есть главный итог нашей сегодняшней беседы. Мы говорили о необ­ходимости вырабатывать привычку, о беседах с ребенком, об авторитете ро­дителей. Мы говорили о том, что если мы хотим чего-то добиться, то должны относиться к этому последовательно и не менять своего отношения, иначе ребенок почувствует разрыв между твоим отношением сегодня и раньше, он не поймет, чего ты от него хочешь, и будет прав.

-   Так же плавно и постепенно, как ребенок растет, мы должны строить и свое воспитание.

-  Мы говорили о мальчиках, которые должны учиться в группах до 10 чело­век, о девочках, для которых возможны более многочисленные группы, потому что они воспринимают общество иначе, чем мальчики. С детьми надо все об­суждать и все объяснять, создавать в ребенке ощущение ближнего, которое у нас отсутствует, и если мы сделаем это правильно, мы вырастим совсем дру­гое поколение.

     

Оцените пост

0