- Если ли связь между проявлением насилия в детском возрасте и смешанным воспитанием?
- Насилие должно пресекаться с самого раннего возраста, ему не должно быть места! Мы должны1 обучать детей состоять в обществе, ведь от трех до шести лет - это уже общество. Они должны проверять и судить себя, они должны уметь собираться, обсуждать свои поступки и принимать решения, как это принято между воспитанными взрослыми людьми. Они должны уметь отвечать за свои поступки. Это как бы игра, а как будто и нет...
- Это уже возможно в возрасте от трех до шести лет?
- Да. Конечно, это происходит с участием воспитателя, с помощью таких вопросов, как «почему это произошло?», «что вы об этом думаете?» и так далее.
- Это надо делать в момент происшествия или после? Допустим, сейчас происходит какой-то инцидент, дети находятся в возбужденном состоянии.
- Надо, чтобы происшедшее еще было свежо в группе, чтобы дети помнили об этом.
- Это не должно быть слишком далеко от них. Психологические практики говорят о том, что с трех лет ребенок начинает понимать, что кто-то находится вокруг него, начинает выходить из рамок собственного эгоцентризма и воспринимать ближнего, а до этого он воспринимает только себя. Но обсуждение поступков? Не слишком ли это сложно для них?
- Мы должны усадить их вместе с воспитателем и начать говорить о том, что сделал ребенок.
- Это может быть в виде игры?
- Можно играть, как в театре, воспроизводить происшедшее.
- У детей нет особого терпения. Может быть, делать это в форме рассказа?
- И пусть каждый скажет, что он думает. Надо развивать в них точку зрения на свои поступки, внимание, критический подход.
- Вы говорите об очень ранней способности вырабатывать собственное суждение. Это интересно. В психологии, когда говорят о способности давать оценку, есть другая теория, каждый этап развития - это отдельная ветвь. Но некоторые психологи, которые изучали нравственное развитие (Жан Пиаже и другие), говорят о том, что чем раньше ты это делаешь, тем раньше это развивается. Вы считаете именно так?
- Это надо делать с трех лет.
Может быть, это стоит делать и дома?
- Дома, в детском саду, в школе - такому отношению, обсуждению, пересказу происходящего - этому надо учить ребенка с раннего возраста.
- И к какому выводу надо прийти? Я так понимаю, что это обсуждение должно привести к какому-то более высокому выводу, а не просто «мы подрались, он ударил меня, а я - его». Как Вы считаете, какой вывод полезно извлечь из такого обсуждения?
- «Возлюби ближнего, как самого себя».
- Как это сделать на уровне ребенка трех - шести лет?
- Это не проблема. С трех лет дети находятся на такой стадии развития, что уже начинают понимать отношение к другим. Поэтому нам нельзя упустить этот период, мы должны постоянно говорить об этом и привести их к правильному анализу.
- Вы себе это представляете как некую открывшуюся возможность?
- Это наша обязанность, причем тут возможность?
- Хорошо, обязанность. Но что будет, если этого не сделать?
- Тогда мы получим то, что имеем сегодня.
- То есть поколение, в котором один не чувствует другого и не считается друг с другом.
- Не только это. Мы даже не знаем, какое поколение мы могли бы получить.
- Если бы наше воспитание было другим?
- Конечно! Люди были бы совершенно другими. Они бы иначе смотрели друг на друга, иначе вели себя на дорогах.
- Да, это очень существенное изменение.
- Самое главное - это «судебные заседания». Если мы сможем организовать «заседания суда» в самом раннем возрасте, они не понадобятся нам для взрослых.
- Это и есть главный итог нашей сегодняшней беседы. Мы говорили о необходимости вырабатывать привычку, о беседах с ребенком, об авторитете родителей. Мы говорили о том, что если мы хотим чего-то добиться, то должны относиться к этому последовательно и не менять своего отношения, иначе ребенок почувствует разрыв между твоим отношением сегодня и раньше, он не поймет, чего ты от него хочешь, и будет прав.
- Так же плавно и постепенно, как ребенок растет, мы должны строить и свое воспитание.
- Мы говорили о мальчиках, которые должны учиться в группах до 10 человек, о девочках, для которых возможны более многочисленные группы, потому что они воспринимают общество иначе, чем мальчики. С детьми надо все обсуждать и все объяснять, создавать в ребенке ощущение ближнего, которое у нас отсутствует, и если мы сделаем это правильно, мы вырастим совсем другое поколение.