Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:42, 10 декабря 2011

Тема: " Построение информационной модели".

Тема: " Построение информационной модели".

Мы уже познакомились с понятием модели. Моделью может быть абстрактный или физический объект, исследование которого позволяет познавать существенные черты другого объекта – оригинала. Построение и изучение моделей является сферой человеческой деятельности, которая называется моделированием.

Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.

Моделирование – это процесс, который сложно заключить в формальные рамки. В наиболее общем виде его можно представить следующими этапами:

 

Представление о моделирование в среде графического редактора

В среде графического редактора, который является удобным инструментом для построения геометрических моделей, мы создаем графические объекты — рисунки. Любой рисунок, с одной сторо­ны, является моделью некоторого оригинала (реального или мысленного объекта), а с другой стороны, — объектом среды графичес­кого редактора.

Для построения компьютерных моделей следует решить следующие задачи:

  • моделирование геометрических операций, обеспечивающих точные построения в графическом редакторе;
  • моделирование геометрических объектов с заданными свой­ствами, в частности, формой и размерами.

Вы познакомитесь с разнообразием геометричес­ких моделей, создаваемых в графическом редакторе, и сферами при­менения этих моделей. Геометрические модели отличает простота и наглядность, а среда, которая выбрана для моделирования, доступ­на даже неподготовленному пользователю.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ФИГУР

 

ЗАДАЧА Моделирование геометрических операций.

I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

Вся история геометрии связана с практикой построений при по­мощи подручных средств для измерения недоступного. В Древнем Египте, задолго до доказательства Пифагором его знаменитой теоре­мы, использовали треугольник со сторонами, соотносящимися как 3:4:5, для получения прямых углов в строительстве. Фалесу Милет­скому, жившему в VI в. до н. э., приписывается метод измерения расстояния до кораблей, находящихся в море, с использованием при­знаков подобия треугольников.

К задачам, поставленным еще в древности, относятся задачи де­ления отрезков и углов на две равные части. Их решение было изве­стно еще в догреческий период (V в. до н. э.).

Построения в графическом редакторе и на листе бумаги несколь­ко отличаются, потому что компьютерные инструменты не совсем идентичны привычным, повседневным. Например графический ре­дактор не имеет линейки, в нем нет инструмента, подобного тран­спортиру, в окружности, нарисованной в графичес­ком редакторе, не опреде­лен центр. Поэтому необ­ходимо научиться строить модели геометрических операций: деление отрез­ка и угла на равные части, определение центра окру­жности и др. Это можно сделать, используя законы геометрии.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

При отсутствии специальных инструментов (линейки, транспор­тира, циркуля) смоделировать основные геометрические операции.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

Исходные геометрические объекты (отрезок, радиус, угол) зада­ются в левом верхнем углу рабочего поля. Для построений использу­ются их копии. Построение основывается на законах геометрии.

II этап. Разработка модели

МОДЕЛЬ 1. Деление отрезков (моделирование функций линейки)

Алгоритм деления отрезка пополам приведен на рисунке 1.1. По­строение основано на том, что высота в равнобедренном треугольни­ке является одновременно биссектрисой и медианой. Для построе­ния достаточно инструмента Линия и клавиши Shift.

Алгоритм деления отрезка на п равных частей (для га=3) приведен на рисунке 1.2. Для выполнения операции деления используется от­резок произвольной длины х. По­строение основано на подобии тре­угольников. Параллельность линий достигается копированием.

III этап. Компьютерный эксперимент

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

  1. Тестирование построенной по заданному алгоритму модели 1 со­вмещением отрезков, полученных при делении.
  2. Тестирование построенной по заданному алгоритму модели 2 со­вмещением исходного и повернутого на 90° отрезка с радиусами полученной окружности.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Докажите правильность алгоритмов построения.

IV этап. Анализ результатов

Если результаты тестирования отрицательные, увеличить точ­ность выполнения алгоритма за счет работы в увеличенном масшта­бе (под лупой).

 

Д.З. Построение окружно­сти заданного радиуса и опреде­ление ее центра (моделирование функций циркуля). Окружность в графическом ре­дакторе вписывается в квадрат со стороной, равной удвоенному ради­усу. Алгоритм построения окруж­ности изображен на рисунке. Провести все этапы моделирования.

Использованная литература: 1. Информатика и ИКТ, 8-9 класс/ под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Издательство "Питер", 2009. - 416 с.:ил. 2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Издательство "Питер", 2009. - 300 с.:ил.

0
1246
1