Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:33, 07 декабря 2011

«Голос из интернета» в консерватории

Ольга Качанова: «Союз распался, но в нас осталось нечто более глубинное, нежели советский менталитет»

Авторская песня переживает непростые времена – дробление "Грушинки", наступление попсы и потребительских ценностей. Однако алматинские концерты Ольги Качановой, которые она проводит вместе с Вадимом Козловым, по-прежнему относятся к штучным событиям, происходящим не часто, но метко. Новая программа будет представлена 15 декабря в Большом зале консерватории.

Blog post image

- Ольга, вы назвали свою новую программу «Голос из интернета». На ваш взгляд, интернет сейчас наиболее подходящая среда для авторской песни?

- Программа названа как песня, а в этой песне много всего сказано. Например, о том, что друга уже нет в живых, а ты видишь его страницу в сети. Никто не может закрыть эту страницу, потому что пароль известен только одному человеку. И когда приходят извещения о его дне рождения, сердце сжимается… Но есть и радостные моменты - можно не только отпраздновать Новый год с друзьями в разных странах, но и спеть друг другу песни и даже порепетировать. Совсем недавно мы с Вадимом Козловым, моим мужем и соавтором, помогали по скайпу исполнительнице из Германии выучить нашу новую песню. Или когда не смогли поехать на фестиваль памяти Виктора Луферова в Москву, то смотрели прямую трансляцию в интернете. Польза всемирной паутины для жанра очевидна. Но вс(-таки живые авторские концерты – это, пожалуй, вершина песенного дела. Или большие фестивали, где выходишь на огромную аудиторию. Песню «Голос из интернета» мы впервые исполнили на Грушинском фестивале в этом году. И она нашла отклик даже у самых молодых слушателей. Девочка лет десяти подошла к нам со словами, что эта песня понравилась ей больше всех песен фестиваля. Новое поколение воспринимает слова из интернетовской лексики – аватар, смайлик, трафик, логин, пароль - как часть обыденной речи. И когда мы сочиняли песню «Голос из интернета», оказалось, что по звуку и смыслу эти слова очень интересно сочетаются с традиционным поэтическим языком.

Виртуальный «Бардсаммит»

- Расскажите об этом проекте. Что побудило вас открыть интернет-телевидение и чему оно посвящено?

- Интернет-телевидение - только часть социокультурного проекта «Бардсаммит». Мы начали именно с ТВ, создали первый бардовский телевизионный интернет-канал с круглосуточным вещанием. Основное наше побуждение – улучшить представление широкой аудитории об авторской песне, показать наших коллег качественно и максимально привлекательно. Один из наших героев, Андрей Анпилов, увидев себя в эфире, написал в ЖЖ: «В сети я такого качества вообще ни разу не встречал… Голосинка  к голосинке, волосинка  к волосинке!». А с другой стороны, мы думаем о тех, кто ищет настоящие песни с помощью интернета. На нашем канале, а впоследствии портале, можно будет найти лучшее, что есть в жанре. Многие известные авторы и исполнители поддержали наш проект своим участием. Сергей Никитин, Дмитрий Сухарев, Олег Митяев, Александр Городницкий, Юлий Ким, Вероника Долина, Галина Хомчик и ещё два десятка российских бардов стали первыми героями «Бардсаммита». Потом были съёмки в Украине, Израиле, Испании… Нам удалось совместить выступления в других странах со съёмками коллег. Сегодня на канале можно увидеть около пятидесяти представителей песенного жанра из восьми стран. И это не просто имена и цифры. За каждым из наших героев – тысячи поклонников.

Blog post image

Юлий Ким на съёмках "Бардсаммита" (Фото Вадима КОЗЛОВА)

- Вы постоянно работаете в жюри, участвуете во всемирных бард-фестивалях. Куда движется жанр авторской песни? Как он чувствует себя в жанровой полифонии и всё более профессиональной аранжировке?

- Жанр движется к большей персональной ответственности. К тому, чтобы имя автора говорило больше, чем словосочетание «бардовская песня». Зрители будут ходить на концерты конкретных авторов, а не на «солянки». Когда сидишь в жюри фестивалей, особенно видно, что авторов много, а хороших песен гораздо меньше. Хотя всё равно жанр медленно, но верно пополняет свой «золотой запас». Но это происходит лишь тогда, когда автор поёт поэзию. Когда это главное, можно позволить себе и аранжировки. И желательно – профессиональные или хотя бы осмысленные.

- Алексей Иващенко не так давно сделал программу с оркестром. А какие инструментальные сюрпризы вы готовите для алматинцев?

- И Стинг делал программу с Лондонским симфоническим оркестром, а до него Жак Брель пел под оркестр Поля Мариа, и Высоцкий записывал пластинку под оркестр Гараняна. Любой автор песен хочет, чтобы его музыка звучала так, как он её слышит. Вадим часто слышит песню в музыкальном сопровождении если не оркестра, то струнного квартета или джаз-бэнда. В конце восьмидесятых мы использовали в авторском концерте флейту и виолончель. А в 2003 году выступили в оперном театре в сопровождении струнной группы. Тогда в её составе были студенты консерватории, и среди них – Павел Тарасевич. Теперь он главный дирижёр симфонического оркестра, тем не менее нашёл время помочь в музыкальном оформлении нашей новой программы. Песни будут звучать не только под гитару, но и в сопровождении струнного квартета и даже органа.

- Прошло 20 лет со времени распада Советского Союза, но бардовское движение продолжается. В чём сила этого музыкального направления?

- Его сила в том, что это не музыкальное направление, а музыкально-поэтическое. Когда слово соединено с мелодией, оно обладает большой проникающей силой. Человечество это поняло давно и выражает себя через песни. Певцы каждой эпохи добавляют что-то своё. Провансальские трубадуры воспели любовь к прекрасной даме и добавили в песни рифму – спасибо им за это. Ваганты добавили студенческих вольностей, менестрели – изящество формы. Скоморохи на Руси учили людей смеяться над властью, и потому их извели. Поющие поэты двадцатого века добавили личностное начало, а дворовая песня - маргинальные интонации. Советская эпоха создала условия для протестных настроений, и постсоветское время что-то добавило в наш жанр – пройдёт время, поймём что именно. Песенная история не может прерваться. Союз распался, но в нас осталось нечто более глубинное, нежели советский менталитет. Это евразийство, для которого важнее не личная свобода каждого, а приоритет общественных ценностей, будь то семья или виртуальное сообщество. Поэтому, говоря о своём, личном, автор всё равно предполагает, что слово его отзовётся во многих.

Олег БЕЛОВ

Аргументы и факты Казахстан, №49, 7.12.11

Другие статьи на эту тему:

http://ottow.narod.ru/ap.html

0
316
1