Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
10:40, 03 декабря 2011

Призраки террора.

Уже давно ходят слухи о призраках, обитающих в одном из старейших зданий Костаная — краснокирпичном доме конца девятнадцатого века в самом центре города. Во дворе этого дома расположена «расстрельная стена» — место, где убивали красных при нашествии Колчака. Если знать, какие события происходили в городе почти 100 лет назад, то становится страшно...

...5 апреля 1919 года. В Кустанай прибыли красные партизаны, их чествовали и радовались освободителям. Был создан реввоенсовет, «тройка» и ЧК по разбору дел белогвардейцев. Авторитет красных был настолько силен, что даже по ошибке выпущенные уголовники — воры и убийцы — добровольно возвращались в тюрьмы.

Тогда же были обсуждены два плана дальнейших действий: пойти на юг, чтобы соединиться с частями Красной Армии Актюбинского фронта (идея, которую предложил Лаврентий Таран), либо оставаться в городе и ждать белых, чтобы разгромить их отряды и преследовать до Троицка. В конце концов, решили остаться и оборонять город, а небольшой отряд в 400 человек под предводительством Тарана отправить в п.Семиозерное.

Узнав о захвате города красными и опасаясь того, что большевики могут пойти дальше на Челябинск, адмирал Колчак отдал приказ снять и отправить в Кустанай отряды белых под предводительством полковника Сахарова. Прекрасно вооруженные, 15 000 лучших солдат и офицеров армии Колчака выступили против партизан с шашками и дубинками, у которых на 10-15 человек приходилась одна винтовка.

Blog post image

Улицы Кустаная в начале XX века.

Никто не знает, как бы все сложилось, если бы партизаны ушли на юг, не дожидаясь белых, если бы жители не оказали такого сопротивления. Но что случилось — то случилось. 10 апреля 1919 года стал черным днем в истории Кустаная. После двухдневного штурма белые захватили город. Штабисты сумели черным ходом уйти за Тобол, где их ждали подготовленные кони. Разъяренное из-за отчаянного сопротивления горожан командование отдало город на растерзание своим солдатам. Мужчин расстреливали, женщин насиловали, партизан вешали на воротах. Сначала стреляли людей на улицах, затем начали нападать на дома жителей. Сохранился приказ подполковника Томашевского:

Приказ номер 16, 22 апреля 1919 года

«Я лично убедился, что в восстании большевистских банд в городе Кустанае и поселков его уезда принимали участие женщины, позволяя себе производить стрельбу из-за углов, окон, крыш и чердаков по нашим доблестным защитникам Родины. Считаю совершенно неприменимым и почетным расстреляние и повешение такого рода преступниц, в отношение означенных лиц будут применяться исключительно розги, вплоть до засечения виновных...»

Подлинно подписал начальник гарнизона подполковник Томашевский.

(Впоследствии Томашевского расстреляют в городе Актюбинске.)

Больше недели на улицах Кустаная лежали тысячи убитых горожан, которых белогвардейцы запретили хоронить. Лишь тринадцать дней спустя все закончилось общим захоронением — трупы свалили в одну большую яму на месте нынешнего Парка Победы.

Blog post image

Позже отступившие из города партизаны примкнули к ушедшему за день до наступления белогвардейцев отряду Тарана. В Тургае их, а также войска под командованием Амангельды Иманова, обманным путем захватили контрреволюционные силы Алаша, всех предводителей расстреляли. И только через почти четыре месяца, 19 августа 1919 года, войска под командованием Тухачевского освободили Кустанай.

Во всех этих событиях важную роль сыграл тот самый старый кирпичный дом: сначала в нем располагался штаб красных, затем — белых, во дворе, приставив к стене, расстреливали «непокорных». Эта расстрельная стена — своеобразная достопримечательность города, но доступ к ней был закрыт, так как в здании расположился ресторан «Майдан», а после — «Вкусная жизнь».

Blog post image

Тот самый дом.

«Вкусная жизнь» был эдаким крутым развлекательным заведением, с залами в греческом, японском стиле, вечерней программой с танцами и стриптизом. Недешевые цены и претензия на роскошь. Естественно, многим старожилам не понравилось, что историческое здание использовали в таких целях, но владельцам не было до этого дела, так как место прибыльное, проходное, самый центр города, да и нахождение в старинном здании придавало ресторану какой-то шик.

Все началось с рассказов испуганных охранников. По ночам на втором этаже они стали слышать стуки, стоны, шум шагов. В интервью местной газете администратор ресторана Игорь рассказал следующее:

«Если нет посетителей, ночью мы и не поднимаемся на второй этаж. Почему-то все странное всегда творится именно на этом этаже. Ночные сторожа однажды с испугом рассказали, что ночью слышали топот кирзовых сапог, точно целый строй солдат шел по комнатам и лестнице, и даже будто кто-то дергал ручку их запертой двери. В некоторых местах дома, я говорю точно, вообще какой-то беспричинный ужас охватывает». Игорь собрался с мыслями: «Бывшие официанты «Майдана» видели на втором этаже женщину в красном, которая внезапно появилась и исчезла. А однажды, этому свидетелями были пять человек, услышали во внутреннем дворе (двор, где находится расстрельная стена) женский крик о помощи. Когда все выбежали, никого и ничего уже не было».

Охранник Александр Чуровский слышал призраков последний раз на родительский день. Об этом он не очень охотно рассказывает. «Я дежурил ночью. Казино было закрыто. В здании совершенно точно никого не было. Я обошел этажи. Входная дверь была заперта. Я спустился на первый этаж, сел, и вдруг услышал страшный грохот падающего тела». (Александр — борец и «грохот падающих тел» ему знаком). «Затем послышался шум, как будто это тело стали тащить по полу волоком, вновь раздался удар, я выбежал из дома».

Blog post image

Расстрельная стена.

Лет шесть-семь назад, когда моя сестра училась в университете, у нее был однокурсник, назовем его Димой. Дима был неместный, из села Костанайской области, и, как и многие студенты, он постоянно искал подработку. Ему «повезло» устроиться в эту самую «Вкусную жизнь» на две ставки. Вечером он напяливал на себя белые плавки и ангельские крылышки и танцевал для гостей, а после закрытия ресторана выступал ночным сторожем на смену. Один Дима не выходил никогда, с ним вместе всегда работала пара-тройка других охранников. От него-то мы и узнали впервые про топот солдатских сапог и крики возле стены. Он говорил очень серьезно и выглядел испуганным. Вскоре он оттуда уволился.

А потом закрылся и ресторан. Причины не озвучивали, ходили слухи, будто заведение не приносило прибыли. Сейчас в здании расположен Дом Дружбы — место, где собираются представители национально-культурных центров и творческие коллективы. Возле расстрельной стены планировали организовать музей под открытым небом, но насколько я знаю, ничего не предприняли.

В общем, получилась такая история из разряда «Хотите — верьте, хотите — нет». Все зависит от вашей веры в подобные явления, хотя, мне думается, что некоторые места способны долгое время хранить воспоминания о трагических событиях. Кто знает, может иногда эти воспоминания становятся слышимыми и видимыми для живых…

12