Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
19
18:15, 30 ноября 2011

Я дышу, и значит я люблю. Я люблю, и значит я живу

Blog post image

...Так о чем же фильм, спросите вы? При желании в нем можно увидеть лихо закрученный триллер, в котором есть «воры» и есть «полицейские», есть напряжение, кульминация и развязка, правда, с пафосом на взлетной полосе переборщили. А можно и драму одинокого больного человека, который не хочет мучить, но не может не мучить близких....

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» задолго даже не до премьеры, а до окончания съемок, стал одним из самых ожидаемых кинопроектов. Дело не только в тумане, что напустили создатели картины по поводу исполнителя главной роли – просто в голове не укладывалось: «Как это так – снять художественный фильм о Высоцком?»
Я переживал. Дабы не уходить в сочинение «Значение Высоцкого в моей жизни», одна ссылка http://www.caravan.kz/article/8579 Этот небольшой текст я написал в январе для «Каравана». В общем-то больше мне добавить нечего.

Blog post image

 

Сомнений в том, что фильм получится, было немало. Успокаивали лично меня только два обстоятельства.

Сценарий написал Никита Высоцкий – а это гарантия того, что кино не свалится в черные и желтые тона одновременно. Режиссером стал Петр Буслов – а уж он давно показал и доказал, что умеет снимать кино, пусть темы могут быть вам и не близки.

Blog post image

И вот мы посмотрели. Я намеренно не читал ни перед показом, ни после никаких рецензий и отзывов. Но твиттер – такая вещь… То сообщат, что первые российские оценки отрицательные, то Оксана Акиньшина заявит, что снимали об одном, а получилось о другом… Уж не знаю, о чем, по мнению Оксаны, снимали фильм, но мне жаль, что почти два с половиной часа пролетели так быстро. Я надеюсь, что «Первый канал» по своей старой традиции отснял много больше, чем вошло в итоговый монтаж, и в следующем году появится телеверсия. Косвенно на это, в частности, указывает отсутствие на экране Владимира Меньшова, который играл Юрия Любимова. Да и Сергея Шакурова (после сериала «Брежнев» при появлении в кадре Шакурова с орденскими планками я слегка вздрогнул) в фильме неприлично мало.

Blog post image

Не вижу смысла пересказывать сюжет. Вбейте в какой-нибудь гугл «Высоцкий, Узбекистан, 1979», ну или воспользуйтесь коротким официозом: «Фильм повествует о пяти днях 1979 года, когда Владимир Семёнович Высоцкий на гастролях в Узбекистане пережил клиническую смерть». Этого достаточно перед походом в кино. Вполне.

Многих также интересует вопрос, кто сыграл Высоцкого? Мне кажется, он отпал после первого же трейлера – там все видно, особенно на стоп-кадрах. И наверное решение не указывать имя актера в титрах было правильным. В то же время написать в титрах, наряду с другими актерами, «Владимир Высоцкий», это, как мне кажется, чересчур претенциозно.

Blog post image
Давайте лучше о том, кто кого играл.
Оксана Акиньшина – Татьяна – в реальности это Оксана Афанасьева, ставшая затем женой Леонида Ярмольника (может, отсюда небольшая путаница Гульнар Бажкеновой – но об этом ниже). Вот ее большое интервью по поводу отношений с Высоцким http://irrkut.narod.ru/vospominania/love.htm
Blog post image
Blog post image
Максим Леонидов – Павел Леонидов – в реальности директор Высоцкого Валерий Янклович (давать персонажу в исполнении Леонидова фамилию Леонидов, когда в общих сценах присутствует еще и другой персонаж по имени Леонид, явная ошибка – иногда просто было непонятно, о ком речь).
Андрей Панин – Анатолий Федотов – в реальности личный врач Высоцкого Анатолий Федотов (один из немногих, кому в фильме не стали менять ФИО).
Иван Ургант – Всеволод Кулагин – в реальности, по всей видимости, Всеволод Абдулов. Вот тут у нас при просмотре и вышел спор с Гульнар Бажкеновой, которая доказывала мне, что прообраз Кулагина – Леонид Ярмольник, я склонялся именно к Всеволоду Абдулову. Сильно сомневаюсь, что Ярмольник вообще был хоть сколько-нибудь близко знаком с Высоцким просто в силу возраста. А то, что прототип именно Всеволод Абдулов, подтверждает сам автор сценария – http://www.caravan.kz/article/33308
Blog post image
С персоналиями разобрались. Теперь собственно о кино. Начало настораживает. Иуда (естественно, еврей) на допросе в узбекском УКГБ; подделка Высоцким документов; сцена в ОВИРе, когда Высоцкого ведут в комнату с тусклым освещением к полковнику КГБ, и, кажется, сейчас привяжут к стулу и начнут пытать; плохо нарисованные советские машины на улицах Москвы; эксплуататор Леонидов… В общем, кажется, что вот оно – и черное, и желтое разом!
А потом киношечка неожиданно разгоняется, как «Мерседес» Высоцкого на Новом Арбате, чтобы остановиться уже только с финальными титрами.
И, что показательно, разгон на взлет начинается с появлением в кадре Андрея Панина, который в очередной раз доказал, что он великий актер. И жаль, что у него не так много главных ролей в хороших фильмах.
Вообще я соскучился по такому кино. После «В августе 44-го…» это, пожалуй, первый российский кинофильм, где так много отличных актеров и так много отличных ролей. Был еще «12», но там все впечатление от игры персоналий и ансамбля в целом портило «авторское прочтение» «12 разгневанных мужчин», категорическое отрицание Михалковым этого «прочтения» и финальный поворот под себя любимого.
А «Высоцкий» хорош и как коммерческий продукт, и как искусство. Пожалуй – пусть в США вряд ли знают, кто такой Высоцкий – его можно было бы выдвигать на «Оскар», но поздно по времени, да и вряд ли даже «Первый» с его ресурсом смог бы перебить семейку, которая переплюнула саму себя, умудрившись в этом году выдвинуться сразу от двух стран.
Blog post image
Но вернемся к актерам. Андрей Панин, повторюсь, велик. Я наслаждался каждым кадром с его участием. Оксана Акиньшина – почти всегда хорошо. Максим Леонидов – неожиданно хорошо. Но еще большее открытие – Дмитрий Астрахан (директор филармонии). Вроде как это актерский дебют известного режиссера. Отличный дебют. Весь сеанс я думал, где же раньше видел этого актера, а то, что это Астрахан, понял лишь с титрами. Владимир Ильин (московский КГБ-шник) – на привычном очень высоком уровне. Андрей Смоляков (ташкентский КГБ-шник) – после Панина/Федотова – лучшая роль в фильме.
Blog post image
Тут я вынужден заметить, что мне очень импонирует, как показаны сотрудники КГБ в фильме. В этом, конечно, можно усмотреть «прогиб» «Первого» перед бывшим/будущим президентом России, общий «застойный» фон общественной жизни РФ, но мне как-то сугубо фиолетово до причин. Просто приятно, что чуть ли не впервые с «ТАСС уполномочен заявить…» сотрудники КГБ – это не изверги, не садисты, сатрапы и моральные уроды, а обычные спецслужбисты, которые выполняют свой долг. Ведь были и левые концерты, которыми тогда промышляли все популярные артисты (Пугачева едва не погорела, Алексей Романов из «Воскресения» побывал в тюрьме), и наркотики, и ДТП со смертельным исходом… И характерно, что в фильме нет ни очернения спецслужб (дескать, травят народного артиста), ни обеления Высоцкого и его пагубных пристрастий.
Blog post image
После всего вышенаписанного может сложиться впечатление, что «Высоцкий» – чуть ли не идеальное кино. Разумеется, это не так.
Есть сценарные непонятки – например, из начала фильма можно подумать, что готовится специальная ловушка для Высоцкого, однако ближе к финалу «теория заговора» дезавуируется. Тогда к чему все это было? Также неясно назначение большой сцены на бухарском базаре. Посмеяться? Так в фильме есть и более удачный юмор.
Blog post image
Есть, кстати, и юмор не к месту. Обалденная по комичности сцена с Паниным, Ургантом, водой и проводами подошла бы фильмам Чаплина (можете считать это продакт-плейсментом)))) ) или братьев Маркс, но она уничтожает напряжение и трагичность момента. И эти напряжение с трагичностью не вернешь ни музЫЩей, любезно позаимствованной у Ханса Циммера и «Начала» (кстати, мотивы из Циммера были еще на заставках трейлеров – но инфы, что Циммер писал треки для «Высоцкого» я не нашел), ни флэшбеком, в котором автор сценария Никита Высоцкий не отказал себе в удовольствии выразить предположение, что из состояния клинической смерти его отца вывели воспоминания о детях и бывшей жене Людмиле Абрамовой (совсем маленькая роль Марины Александровой).
А еще мне категорически не понравился Иван Ургант. Я понимаю мотивацию «Первого канала», чьим лицом является Иван. Его участие – это отличная возможность зазвать более молодую аудиторию на фильм по тематике «Для тех, кому за 30». Но, к сожалению, из блистательного телеведущего хотя бы хорошего актера, несмотря на образование, пока никак не получается. К тому же в «Высоцком» Урганту категорически не повезло с тем, что у него много общих сцен с Паниным, на фоне которого Иван выглядит совсем уж блекло.
Blog post image
И наконец мне категорически не хватило в фильме о Высоцком… песен Высоцкого. Мюзикл, конечно, был бы излишен, но как-то совсем без песен… «Ялла» есть (это, кстати, единственный явный анахронизм фильма – «Учкудук» никак не мог звучать в 1979-м, так как был написан в 1980-м), а Высоцкого нет. По счастью, создатели фильма организовали выпуск замечательной сувенирной флэшечки в виде гитары со всеми песнями Высоцкого, прослушивание которой и сопровождает мой стук по клавишам.
Blog post image
Я практически ничего не написал об исполнителе роли Высоцкого. Но тут я в затруднении. Писать, что Безруков великолепный разноплановый актер? Так я это знаю с 1999 года и его относительно небольшой роли в фильме «Китайский сервиз». Но ведь Безруков не играл Высоцкого, так ведь? ))) Хвалить спецэффекты или грим? В каких-то сценах Высоцкий невероятно похож сам на себя (вынуждено используемый парадокс), а в каких-то непохож вовсе. Но чья заслуга, а чья вина – эффектов или грима – я не в курсе.
Blog post image
Так о чем же фильм, спросите вы? При желании в нем можно увидеть лихо закрученный триллер, в котором есть «воры» и есть «полицейские», есть напряжение, кульминация и развязка, правда, с пафосом на взлетной полосе переборщили. А можно и драму одинокого больного человека, который не хочет мучить, но не может не мучить близких.
И ночная молитва.
И диалог:
- Они же все отвернутся, все, кто был рядом!
- Отвернутся – значит, не любили.
Не жалейте тех, кто отвернулся. Цените тех, кто остается до конца.
Blog post image
* Я долго думал, как назвать пост (а в 6 утра это непросто), и не нашел ничего лучшего, чем взять любимые строчки.
19