• 166044
  • 704
  • 29
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Высоцкий. Тайна, покрытая гримом

Внимание. Возможны незначительные спойлеры.

Вот и дождались жители постсоветского пространства громкой премьеры. Вышел-таки «Высоцкий» на экраны. В сети уже появились и кучи проклятий от россиян в адрес создателей, и хвалебные оды смотревших кино в других краях. А что же в этом кино действительно интересного? Все по порядку.

Фильм, как всем уже известно, повествует о похождениях Владимира Высоцкого и его товарищей в Бухаре, где они в течение нескольких дней должны были дать серию концертов. Там же, во время одного из выступлений, Высоцкий начинает испытывать острую нужду в допинге. То есть, в морфине, на котором он в то время плотно сидел. К тому времени артист уже находился в глубокой зависимости – без укола даже не держался на ногах. Но, отложив дорогостоящее лечение в столице Франции, Владимир Семенович, все же, принял решение отправиться развлекать свой узбекский фан-клуб. В этом нелегком (исходя из состояния главного героя) деле ему помогают личный врач Анатолий Нефедов, друг и соратник Всеволод Кулагин и директор Павел Леонидов. У каждого из спутников артиста своя цель. Леонидов, как менеджер Высоцкого, желает срубить как можно больше «левого» рубля. Сева Кулагин, как верный товарищ, оберегает Володю, и всегда готов принять огонь на себя, если этого потребует ситуация. Нефедов же призван контролировать процессы жизнедеятельности Высоцкого и, в случае чего, оказывать необходимую медицинскую помощь. Но такой благородной (отчасти) команды оказывается недостаточно, когда кумира миллионов советских граждан начинает «ломать». Поэтому, ребята втягивают в эту мутную историю Таню – молодую возлюбленную героя, которая должна, во что бы то ни стало, привезти с собой из Москвы запасы вожделенного «лекарства». Все бы ничего, но Высоцкого в Бухаре ожидали не только почитатели творчества барда, но и хитрые сотрудники КГБ…

Начну с того, что атмосфера той эпохи передана хорошо. Это аутентичные городские пейзажи, интерьеры, одежда и ощутимый дух совка – в лицах, репликах и действиях персонажей. В 1979-м я не жил и уже вряд ли смогу, но точно знаю – в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» показана реальность отличная от нашей, совершенно другая эпоха. И это чувствуется. В это даже очень верится. А потому я выражаю большую благодарность замечательному режиссеру Петру Буслову и еще более замечательному оператору Игорю Гринякину за такой серьезный подход к созданию окружающего героев мира.

Что же до Высоцкого, то тут все сложно. С одной стороны – да, это будто бы был Владимир Семенович собственной персоной. С другой – каменная маска Высоцкого (создававшаяся, кстати, с посмертной), которая не давала необходимой свободы мимике актера. Мимике, которая, если и была задействована, то так и осталась под толстым слоем силикона и CGI. Но схожесть, как я уже сказал, потрясающая!

Еще в самом начале, когда я только увидел первый трейлер фильма, подумал, что на лицо актера, игравшего Высоцкого, просто наложили компьютерною маску, а мимика считывалась с самого исполнителя. Даже не знаю, возможно ли такое в наше время, но, других мыслей не было.

Уже позже, когда появились новые материалы, где лицо артиста выглядит реалистичнее, я решил, что, вероятно, это аниматронное лицо. Почему нет? Технологии позволяли механическому Тиранозавру выглядеть реалистично еще в 1993-м году. Причем, настолько реалистично, что до сих пор мало кто в состоянии переплюнуть этого знаменитого робота. Вот и наши ребята могли бы использовать аналогичные технологии.

Но нет, все оказалось проще – Высоцкого играл актер в маске за миллион рублей. Только вот, что это за актер, создатели умолчали. И решили вытянуть на этой тайне всю рекламную кампанию фильма. Люди в соцсетях и форумах чего только не делали – и мочки ушей сравнивали, и покадрово сканировали трейлеры в поисках той или иной анатомической особенности исполнителя. В итоге все свелось к одному варианту – Сережа «Ох, как я сыграл!» Безруков. До сих пор зрители склоняются именно к этой версии, да и при просмотре это было очевидно. А что – Безруков собаку съел на игре в русских классиков и современников. К тому же, его актерский талант успели оценить по достоинству не только академики, но и более четкие ребята. По словам поклонников Сергея, нет задачи, с которой он бы не справился – и любую роль сыграет на ура, и любую награду отхватит. Эдакий русский Лон Чейни. С таким резюме просто грех Высоцким не стать!

Не знаю, было ли официальное заявление о Безуркове из уст продюсеров проекта. Скорее всего, время этого заявления наступит лишь тогда, когда господин Эрнст и партнеры будут удовлетворены сборами, но хотелось бы надеяться, что это произойдет скоро. А пока и Википедии мониторятся, и различные базы данных – все чистится от «спойлеров».

С технологией создания такого реалистичного лица разобрались, но осталось множество неясностей. Зачем добиваться такого соответствия, когда в кинематографе уже много лет практикуются не менее эффективные методы? К примеру, использование сходства актера с личностью, им изображаемой. Просто, пара узнаваемых черт и все! Так можно из актера Бруно Ганца, предварительно зачесав ему челку и приклеив усики, приготовить отменного Адольфа Гитлера. Или, нарядив Майкла Пита в грязный свитер и добавив щетины, сделать идеального Курта Кобейна. А Мишель Уильямс легким движением кисти (родинка над губой) тут же превращается в Мэрилин Монро. Проще некуда! Тут и личность читается, и актер. А в случае с Высоцким создается впечатление, что глаза всячески пытаются компенсировать ограниченность мимики, маниакально бегая чуть ли не по всему лицу, которое, в свою очередь, практически неподвижно.

Ну, если без грима совсем никак, то и тут об актере обычно никто не забывает. Если кто-то из читателей вспомнит Тима Карри и его гениальные образы в «Легенде» и «Оно», то сразу поймет, о чем идет речь. Вроде и лицо другое, вроде и грима тонны, но актер и его мимика в качестве основы для образа, свою работу делают.

Но в итоге создатели вспомнили о том, что пластика актера тоже играет важную роль в подаче образа. Лицо персонажа может быть любым (его может даже не быть вовсе), но движения и жесты порой могут, рассказать о нем куда больше, нежели гримасы. Эту методику тоже использовали множество раз, причем, очень успешно. А удалось ли достичь успеха гримерам «Высоцкого»? Думаю, да. По крайней мере, аналогов подобному в российском кинематографе еще не было. Хотя, прекрасные мастера были в советском и российском кино всегда.

В общем, лицо Высоцкого и его пластика удались. Актер и мастера по гриму сделали артиста на твердую пятерку, хотя, местами, конечно, перестарались.

Что касается остальных персонажей, то все здесь на своих местах. Леонидов, с детства вызывающий у меня неприязнь, такой же унылый и вообще не очень, что помогло в восприятии образа. Андрей Панин, который будто бы играет одну и ту же роль из фильма в фильм, в очередной раз показал класс. Иван Ургант, к вездесущности которого уже можно привыкнуть, а посему не обращать внимания, тоже проявил себя, как мог. Но, к сожалению, на фоне ярких персонажей, сыгранных яркими актерами, Ваня получился своеобразным гадким утенком, хоть и славным. Исхудавшая Оксана Акиньшина, самоотверженно бросившаяся спасать любимого, тоже смотрится вполне на уровне – играет достоверно, но не прыгая выше головы. Режиссер Дмитрий Астрахан, сыгравший иуду-администратора оказался неожиданно крут. Не зря считается, что главное мастерство, которым обязан овладеть режиссер – актерское. Астрахан, снявший кучу фильмов с участием Збруева, подтверждает это на деле, причем, делает это мастерски. Андрей Смоляков в роли хорошего копа также вызывает доверие, а местами даже сочувствие. Его поступок в финале также выглядит очень достоверно, и нисколько не притянут за уши. Интересно, что Смоляков внезапно стал лидером по запросам на КиноПоиске. Имена исполнителей какое-то время были указаны в порядке появления героя на экране, и актер находился в самом начале этого списка. Видимо, многие пользователи, будучи плохо знакомыми с актерами второго эшелона, посчитали, что Смоляков и изображает Высоцкого в кадре. Получилось довольно весело.

Помимо актерского состава фильму может похвастаться просто идеальной картинкой и довольно мощным саундтреком. Причем, основная часть зрителей ругает и то, и другое, за ненужные масштабы и пафос. Но это играет! И шикарные, по-настоящему голливудские панорамы, и прекрасная финальная мелодия – все пошло картине только на пользу. В одном интервью оператор рассказывал про оптику, которую использовали в советское время наши кинематографисты, и с которой сейчас работает Европа и Америка. Эта оптика в России не используется, но для съемок «Высоцкого» команде все-таки удалось раздобыть кое-что. Потому и выглядит все здесь не как в рядовой российской картине. С музыкой та же проблема. Она звучит как-то слишком по-голливудски. Но это лишь показатель хорошего уровня, которого давно не мог достичь весь остальной российский кинематограф. А у Буслова и компании получилось.

В самом фильме очень мало Высоцкого. А именно его внутреннего мира. То есть, из разряда байопиков фильм выпадает автоматически. Поскольку он не о Высоцком конкретно, а скорее о тех, кто его окружал. Именно через них рисуется образ артиста. Образ товарища и брата, любящего мужчины, великого творца и просто человека. Не удивительно, что сам Высоцкий вливается в сюжет лишь в конце, когда мы узнаем о нем практически все от его близких. И именно тогда его ночная молитва обретает истинную силу. Именно тогда стихотворение, которое он создает под впечатлением от случившихся событий, наполняется смыслом. Сын Высоцкого Никита в течение всего фильма будто бы подносил зрителю своего отца на блюде, и уже под конец смотрящий смог-таки вкусить его сполна. Высоцкого, настоящего, живого. Хоть и смотрится Высоцкий каким-то маленьким и слабым в эти моменты, в его слова вслушиваешься. И все потому, что персонаж весь фильм шел к этому. Весь фильм его вели к финалу люди, без которых он не смог бы уже творить и вообще оставаться живым. И уже в конце, когда накоплено достаточно сил, герой громогласно произносит свое слово.

А вот, что в фильме сразу вызвало отторжение, так это имя Владимира Высоцкого в финальных титрах. Причем, в фильме не было даже ни одного архивного кадра с артистом. Это дает понять, что и силиконовое лицо, и попытка скрыть имя актера – все призвано помочь продюсерам нажиться на образе Владимира Семеновича. И зачем? Зритель у фильма  в любом случае будет – только мертвый не мечтал о фильме про Высоцкого.

Другой момент, который не столько раздражал, сколько вызывал вопросы, касается имен персонажей – они все вымышлены, но, опять-таки, имя Высоцкого не тронуто. И тут явная жажда наживы... В общем, пусть это останется на совести создателей.

В принципе, это все, что могло не понравиться по той или иной причине. По остальным критериям, «Высоцкий. Спасибо, что живой» для меня  - лучший российский фильм этого года.

А кино, если кто еще стоит в очереди к кассе, смотрите без всяких сомнений. Там уже не важно - понравится или нет. Это надо увидеть в любом случае.

2 декабря 2011, 4:39
6619

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Спасибо за рецензию. Про лица и актеров очень позновательно.
Я как-нибудь еще развернуто напишу про грим в мировом кино. Там столько интересного!
Было бы круто его отправить на Оскар. Только вот едет туда не то
Почитал с интересом.
спасибо за рецензию.
сам вчера ночью буквально посмотрел. шикарный фильм, что ни говори

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8932
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3225
  • 15
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3408
  • 56
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3360
  • 37
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3157
  • 31
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2966
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2551
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2259
  • 18