С самого раннего детства и до сих пор я люблю читать историческую литературу. И школьные учебники истории я прочитывал от корки до корки еще на каникулах, свято веря всему, о чем там писалось.
Это потом уже, после первого прочтения "Памяти" Чивилихина и "Аз и Я" Сулейменова, после увлечения творчеством Мурада Аджи, Александра Бушкова и особенно Виктора Суворова пришло чёткое осознание того, что "Историю пишут победители" (а, значит, она всегда является взглядом с одной стороны, причем, взглядом конъюнктурно сиюмоментным) и что под многовековыми наслоениями замазываний и переписываний Истину порой уже и не разглядеть...
Так вот, о школьных учебниках. До сих пор отчётливо помню карикатуру Дени, на которой изображены три пса на поводках (Деникин, Колчак, Юденич), науськиваемые дядями из Антанты (кстати, с удивлением обнаружил этот плакат в корпоративном музее НК "Роснефть"!).
Врезалась в память и частушка времён Гражданской войны, высмеивающая Верховного правителя России:
Мундир английский,
Погон французский,
Табак японский,
Правитель омский.
Мундир сносился,
Погон свалился,
Табак скурился,
Правитель смылся.
Что интересно, тогда мне казалось, что все главные фигуры Белого движения - иностранцы. И Колчак, и Юденич, и Врангель, даже Деникин! Это ощущение, как я понимаю, объяснялось тем, что имёна-отчества "беляков" в учебниках не указывались, заменяясь званиями да титулами. Так они и запомнились - "адмирал Колчак", "генерал Деникин", "барон Врангель"...
Выход на широкий экран фильма "Адмиралъ", а затем и демонстрация на 1-м канале его 10-серийной телеверсии, как мне кажется, знаменует начало обращения российского кинематографа к теме Гражданской войны "с другой стороны". Так что, я не удивлюсь, если отдельного фильма удостоится фигура Владимира Оскаровича Каппеля, замечательно сыгранного в "Адмирале" Сергеем Безруковым, а вслед за "Адмиралом" появятся "Генерал" (об Антоне Ивановиче Деникине) и "Барон" (о Петре Николаевиче Врангеле)...