Итак, продолжаю делиться с вами секретами.
Кстати, для нас очень важно ваше мнение. Поэтому в следующем посту подготовлю пару вопросов и попрошу вас кликнуть мышкой на подходящие ответы.
А пока, продолжение предыдущего поста, на вопросы которого ответила создатель сия бренда Сауле Беденова)
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе работы?
Интернет-магазин
- Изначально все было неплохо продумано. Принимая во внимание популярность покупок on-line за границей, мы решили создать интернет-магазин www.fabs.kz, через который планировали осуществлять большую часть продаж по всей территории Казахстана, продумали механизм доставки. Но на деле, в течение целого года к нам поступило всего 2-3 заказа. Теперь наш сайт стал больше имиджевым, информационным. Однако, мы уверены, что эпоха осуществления покупок по Интернету очень скоро наступит и в Казахстане, поэтому с недавнего времени стали сотрудничать с другими интернет-магазинами.
***
Рабочая команда
Знаете, нам часто приходится сталкиваться с непрофессионализмом. Обидно, что очень мало специалистов в нашей стране, причем в любой сфере... Самой большой проблемой для нас оказалось подобрать команду. Мы начинали с нуля, у нас был ограниченный бюджет. Нанять профессионалов мы не могли, да мы и не знали – есть ли такие вообще в Казахстане. Приходилось рассчитывать только на себя и на своих сотрудников. На первых порах мы пригласили на работу своих знакомых, людей по рекомендации, также переманили некоторых ребят из уже известных иностранных компаний. Все ребята были толковые, с опытом работы, однако дело не продвигалось так, как того хотелось.
Уже позже, анализируя эту ситуацию, мы поняли – одно дело быть успешным сотрудником в сформировавшейся компании, где все функции четко определены, и вся бизнес-цепочка принятия решений и их воплощения уже отработана. И совсем другое дело – быть сотрудником в начинающей компании. Здесь ты и директор, и дизайнер, и продавец, и уборщица – все в одном лице. Мужу моему довелось побывать и грузчиком, когда он встречал продукцию из Шымкента, и кладовщиком при инвентаризации, я сама убиралась в бутиках накануне их открытия, подменяла продавцов на время. Не все готовы пойти на временное «понижение» статуса, даже ради собственного бизнеса.
***
"Подрастите!"
Большую проблему для нас создали и просчеты с прогнозами продаж. Несмотря на то, что все знакомые «на ура!» восприняли эту идею, а многие нам даже говорили «Я сам(а) уже давно думаю об этом», несмотря на рекомендации и даже предложения по сотрудничеству, на практике оказалось, что продавать не так-то и просто. Кроме того, сезонность значительно влияет на продажи.
Оказалось, что одних футболок недостаточно, многие не воспринимали нас всерьез, другие не доверяли продукции «made in Kazakhstan». К тому же мы немного «пролетели» с открытием и местами продаж. Оказывается, что в наиболее популярных торговых центрах, помимо очереди на два года вперед, есть вероятность того, что тебя еще и не пустят, так как их руководство предпочитает арендаторов с известными брендами. А так как нам тогда еще не было и полугода, нам было предложено «подрасти». Отдельно хочу отметить непомерно высокую стоимость аренды.
Как же трудно делать бизнес у нас! Но мы решили, что голыми руками нас не возьмешь! Мы приняли антикризисное решение поменять концепцию, добавить ассортимент, предложить дополнительные услуги. Сейчас у нас в магазине не только футболки, но и джинсы, толстовки, пуловеры, трикотажные брюки, сувенирная продукция.
***
Знаете, я поняла, что главный залог успеха любого начинания – страсть и идея. Страсти у нас хоть отбавляй, а идею мы решили не предавать ради коммерческого успеха – мы хотим производить все «наше, казахстанское». И это сработало!
Как только мы ввели возможность для любого клиента заказать индивидуальную футболку с индивидуальным принтом, потребители быстро откликнулись. Также, у нас хорошо развиваются и корпоративные заказы, причем почти все заказчики вышли на нас благодаря нашей продукции в магазинах. Им нравится качество, а качеству мы всегда уделяем большое внимание. Правда, были и проколы, особенно в первые полгода – на фабрике все никак не могли достичь нужного качества принтов, также пришлось подкорректировать размерную сетку под казахстанцев.
Продолжение нннада? :)