Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:33, 14 ноября 2011

Путешествие в собственном сознании

Он не учит тексты своих спектаклей и песен наизусть, и поэтому они никогда не повторяются. На сцене он покоряет северный полюс и ступает на Марс, хотя в жизни предпочитает путешествовать за письменным столом. Он называет журналистов коллегами, потому что он филолог по образованию. Осенний приезд Евгения Гришковца в Казахстан добавил неповторимые краски в культурную жизнь страны.

Blog post image

После двухлетнего перерыва Гришковец впервые привёз в Алматы спектакль «По По», который он теперь играет с актёром МХАТа имени Чехова Игорем Золотовицким, а также совсем новый спектакль «+1». Эта премьера впечатлила не только технически совершенными декорациями (на сцене оживали окна, шел снег, из песка появлялись райские кущи), но также глубиною и ироничностью размышлений зрелого мужчины. Актёр Гришковец благодаря своей импровизационности и пластике вновь продемонстрировал умение в одиночку держать зал в течение двухчасового спектакля. Цены на спектакли, впрочем, тоже были впечатляющими. Евгений оправдывал их дорогостоящими декорациями и транспортно-таможенными расходами. Алматинцев ждала и музыкальная премьера – в одном из ночных клубов они смогли первыми услышать большую часть песен из нового альбома Евгений Гришковца и группы «Бигуди». Главным идеологом этой группы является Максим Сергеев. Несмотря на сомнительную акустику и прокуренность ночного клуба, явно не знакомого с антитабачным законодательством, «Бигуди» смогли завести толпу. А жители Астаны, куда Евгений приезжал впервые, увидели спектакли «Как я съел собаку» и «Дредноуты».

- Евгений, «Как я съел собаку» вы играете уже 10 лет. Меняются ли ваши спектакли с годами?

- Я же убирал «Собаку» из репертуара. Тот спектакль, который я исполнил в Астане – это полностью обновлённая версия. Я переписал весь текст. Достаточно взять книгу «Зима», в которой есть текст «Как я съел собаку», написанный в 1999 году (он соответствует первому выходу спектакля, за который я получил «Золотую маску» в 2000 году), и посмотреть спектакль, который есть на DVD и который я дал в Астане. Они очень сильно отличаются. Спектакль «Планета» также видоизменялся. Я играл его восемь лет и убрал из репертуара. Мало того, мы расстались с этим спектаклем окончательно - в августе этого года назначили день, когда раздали все декорации и реквизит. Пришли люди и разобрали спектакль. То есть его теперь не восстановить. В ноябре этого года вышла книга «Сатисфакция», где собраны пьесы, в том числе и текст спектакля «+1». И уже за год существования этого спектакля между его первоначальным вариантом и тем, что увидели казахстанцы, большая разница. И всё потому, что эти спектакли живые. Я всегда говорю, что не знаю тексты своих постановок наизусть, я их никогда не учу, потому что для этого нужно очень серьёзно относиться к собственному тексту. Чеховские тексты, или тексты Гоголя и Шекспира я, конечно, учу наизусть. Там никакой отсебятины быть не может. Но свои тексты я не могу произносить одинаково, мне это не интересно. И потом я просто практически не могу их выучить. Так что они очень сильно видоизменяются. То же самое относится и к спектаклю «По По». Версия, которую мы исполняли с Цекало, она есть на DVD , текстуально очень сильно отличаются от того, что мы играли в Алматы с Игорем Золотовицким. Смена партнёра также сыграла свою роль. Александр Цекало – это 163 см роста, а Игорь Златовицкий – два метра. Это два человека, у которых абсолютно разная моторика, разный темп и разный образ. Они не могут произносить один и тот же текст одинаково. Лучше добиваться другого - чтобы люди произносили тот текст, который им приятен и удобен.

- Как вы подбираете себе репертуар?

- Я не подбираю себе репертуар, я сам пишу спектакли. Если у меня в репертуаре появляется новый спектакль, в частности «+1», то исчезает какой-то другой. В частности, исчез спектакль «Планета». У меня в репертуаре всегда не больше пяти спектаклей. Я руководствуюсь художественным замыслом. Восемь лет между спектаклем «Дредноуты» и спектаклем «+1» я не делал новых моноспектаклей. Я писал книги, делал музыкальные альбомы с группой «Бигуди». Я ждал идею нового спектакля, но она всё не приходила. Так что подбора репертуара у меня нет, я же не исполняю пьесы других авторов. Единственный спектакль, в котором я работаю с текстом другого автора - это «По По». Спектакль идёт по рассказам Эдгара По. Но этот текст полностью мною переосмыслен. Это похоже на пересказы Эдгара По, которые я в детстве впервые услышал в пионерском лагере. Какой-то мальчик пересказывал нам в тёмной комнате рассказ «Колодец и маятник» как городской ужастик, подобный страшилкам про гроб на колесиках или «Отдай мое сердце».

- То есть вы принципиально не работаете с оригинальными текстами других авторов?

- Я с радостью бы это сделал, но хочу в этом случае играть в чьём-то спектакле. Я был бы рад сыграть в постановке Петра Фоменко, я с удовольствием сыграл бы в любой пьесе Чехова или Островского или Горького. Но я сам не могу ставить эти спектакли, ведь у меня нет театрального образования. Я бы очень хотел сниматься в кино. У меня есть семь картин, но больших ролей мне не предлагают. Или предлагают неинтересные. Поэтому мне пришлось написать сценарий и самому сыграть главную роль. Это фильм «Сатисфакция», который выйдет в начале 2011 года, где-то 20 января.

- В каких странах вы любите отдыхать, и какие виды активного отдых предпочитаете?

- Я не очень люблю путешествовать. Во время гастрольных туров за сезон, с конца сентября по середину июля, у меня около 80 перелетов. Например, этой осенью я стартовал из Калининграда, где я живу, прилетел в Москву, сыграл два спектакля, затем прилетел в Алматы, сыграл три спектакля и концерт, затем два спектакля в Астане. Потом через Москву я прилетел в Питер, там два спектакля и концерт. Потом Екатеринбург, Москва и возвращение в Калининград. Потом Красноярск, Иркутск, Москва и так далее. Поэтому отдых для меня не ассоциируется с путешествием, дорогой и гостиницей. Для меня самый лучший отдых - это быть дома и писать книгу. Это своеобразное путешествие в собственном сознании. И когда я пишу, я улетаю в такие дали, которые немыслимы всем земным путешественникам.

Олег БЕЛОВ

Фото Игоря ЛОГВИНА

Журнал «Ветер странствий», №6, 2010

0
165
0