Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
09:37, 13 ноября 2011

Каиргельды Майданов-последний герой

Одним из последних Героев Советского Союза был наш соотечественник, летчик-казах Каиргельды Саинович Майданов. Кроме того, он удостоен звания Героя России.
О Каиргельды Майданове мало знают в нашей республике.

Под именем Николая Майданова чтят его только в России, особенно в Питере, где он прожил последние годы. Он родился 7 февраля 1956 года в поселке Таскудук Джамбейтинского района Уральской области. Его отец Саин был простым рабочим, а мать Галина Людвиковна - из семьи ссыльных немцев. Они растили двух дочерей и пятерых сыновей. В поселке жили в основном русские и поэтому неудивительно, что Каиргельды во дворе переименовали в Колю. Жила семья Майдановых хоть и небогато, но весело и дружно. Будучи школьником, Каиргельды подрабатывал на кирпичном заводе и на элеваторе. Друзья детства вспоминают, что он был веселым, общительным парнем, но в минуты опасности становился хладнокровно-невозмутимым и спокойным. И еще одно редкое качество было в характере Майданова - он умел по-настоящему дружить.
После срочной службы Каиргельды поступает в Саратовское военное вертолетное училище. Его выпускники были настоящими пахарями неба, солдатами авиации. И Майданов, тоже честно отпахав в шести военных округах, прошел все ступени профессионального роста - от рядового летчика до командира полка. Летал на вертолете "Ми-24", который в армии называли "крокодилом".
В сентябре 1984 года Каиргельды попал в Афганистан. Вертолетчиков там называли "ангелами-хранителями". А главной "вертушкой" афганской кампании был "Ми-8", за штурвал которого и сел Майданов. За сутки экипажи выполняли по 5-6 боевых вылетов, проводя в воздухе до 8 часов. В практику вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные в Союзе: виражи с креном до 90 градусов, "горки" с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета недопустимыми) и крутые пикирования. Чтобы не быть сбитыми "стингерами", летчики предпочитали работать в основном с малых высот, где главным противником были излюбленные моджахедами английские винтовки системы Ли-Энфильда, так называемые "буры". Душманы как огня боялись наших "вертушек" и установили за каждый сбитый вертолет премию в 500 тысяч афгани.
Первое пребывание Майданова в Афгане длилось больше года. Но настоящая слава пришла к нему во время его второй командировки в 1987 году. С того времени он стал считаться лучшим асом Советского Союза. Настоящий король неба. Он принимал участие в десантных операциях в районе Пандшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада, высадив более 200 разведывательных групп. Именно тогда к Каиргельды приклеилось прозвище Коля-счастливчик.
Однажды, находясь неподалеку от селения Абчакан, Майданов заметил, что внизу кусты: двигаются! По профессиональной привычке Каиргельды быстро посчитал "кусты-самоходы" - аж 17 штук. Оказалось, душманы в целях маскировки привязали их к ишакам. Поэтому, высадив группу десантников, Коля-счастливчик сразу же полетел за подмогой. Когда два вертолета вернулись с подкреплением обратно, бой был в самом разгаре. Душманы открыли по машинам ураганный огонь. Мастерски маневрируя над землей, пилоты едва успевали уклоняться от пуль и гранат, но сумели высадить весь десант целым и невредимым.
Позже, на разборе полетов в Газни один из высокопоставленных штабистов назвал действия капитана Майданова самодеятельностью и категорически высказался за то, чтобы отстранить его от летной работы. Вертолетчик даже не пробовал оправдываться. За него все сказали трофеи, доставшиеся нашим бойцам после тяжелого боя в Абчакане: 60 переносных зенитных ракетных комплексов и 500 реактивных снарядов. И все это при минимальных потерях десантников и полностью уничтоженном отряде моджахедов.
В другой раз экипаж Майданова эвакуировал со скалы высотой 3500 метров бойцов правительственной армии, блокированных там со всех сторон мятежниками. Правда, для этого пришлось облегчить борт: с вертолета сняли все навесное оборудование и даже двери. А потом в пустыне Регистан Коля-счастливчик спас от смерти около сотни кочевников-белуджей во время бушевавшего песчаного смерча. За 15 месяцев экипаж Майданова обнаружил и уничтожил десять караванов с оружием, выполнив 1250 боевых вылетов с налетом 1100 часов. Каиргельды лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевез около 1000 десантников и 100 тонн грузов. Недаром наземные войска постоянно просили прислать именно группу Майданова. А душманы за его голову назначили премию в миллион афгани наличными, о чем свидетельствовали листовки, разбросанные по Газни.
В 1988 году состоялся боевой полет, обессмертивший имя Майданова. Наши спецназовцы получили данные о движении крупной банды. Устроили засаду. Но сведения разведки оказались неточными, "духов" было гораздо больше, чем предполагалось. Причем, это были не простые бандиты, а элита элит, своего рода душманский спецназ - великолепно вооруженные смертники отряда "Черные аисты". И вел их в бой тогда еще молодой Усама бин Ладен. Наших бойцов окружили. Жестокий бой, патроны на исходе, практически все бойцы ранены. Приказ командира - приготовить гранаты для самоподрыва - возражений не вызвал. Но уже шли на выручку "вертушки" эскадрильи Майданова. На пятачок сел только борт N 011, за штурвалом которого был сам Каиргельды. Остальные "вертушки" прикрывали его огнем с воздуха. Выжившие солдаты заносили на борт раненых и мертвых. Командир группы, меняя седьмой рожок на "калаше", хрипел:
- Все?! Все?!
Одного бойца не доставало. И тут раздался спокойный, невозмутимый голос Майданова:
- Или забираем всех, или все остаемся.
Потерявшийся нашелся - мальчишка-первогодок, их в Афгане называли "бача". Тридцать пять человек на борту, перегрузка страшная. Никто не верил, что "вертушка" взлетит. Даже моджахеды прекратили огонь, желая посмотреть, как "шурави" отправятся на тот свет. Вертолет, вибрируя, начал медленно и тяжело разгоняться. И в тот момент, когда шасси оторвались от земли, под вертолетом разверзлась стометровая пропасть. "Вертушка", падая в бездну, успела за несколько десятков метров набрать недостающее число оборотов винта и прекратила сваливание. Медленно набирая высоту, вертолет начал уходить в сторону базы. Изумленные душманы выскочили из щелей, и по ним ударили штурмовые вертолеты "Ми-24".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1988 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Каиргельды Саиновичу Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал последним, кто был удостоен этой награды.
После распада Советского Союза Майданов вернулся в Казахстан, где командовал 157-м вертолетным полком в Таразе. Но в дальнейшем жизнь его не заладилась. Молодая казахстанская авиация сидела на голодном пайке: не было горючки, полеты практически не проводились. Для такой деятельной натуры как Каиргельды Саинович вынужденное безделье было просто невыносимым. После долгих раздумий Майданов уехал в Россию. Там его приняли с распростертыми объятиями. Он получил в командование полк, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга.
Но штабная работа не для Майданова. Вскоре он отправляется в очередную боевую командировку - на этот раз в Чечню. Боевики быстро узнали позывной нашего аса - 600-й. Цена за его голову в очередной раз поднялась, теперь она составляла полмиллиона долларов. 13 декабря 1999 года Майданов снова оказался на волосок от гибели, спасая экипажи с трех сбитых вертолетов в горловине Аргунского ущелья. По его "вертушке" били с сорока огневых точек. 15 пробоин, перебитый топливный провод... Но Майданов выполнил приказ. А через две недели он спас от гибели командующего группировкой на Северном Кавказе генерал-полковника Виктора Казанцева и журналистов, сумев остановить обледенелый вертолет на краю пропасти.
29 января 2000 года вертолеты Майданова эвакуировали группу десантников, попавших в засаду. Огонь боевиков был сосредоточен на командирской машине. Пуля снайпера угодила в приборную доску и срикошетила в грудь Коли-счастливчика, попав в область сердца. Но Майданов не выпустил штурвала из рук. Уже в момент набора высоты Николай снова был тяжело ранен в шею. Поврежденными оказались важнейшие артерии, перебиты шейные позвонки. Но он продолжал управлять винтокрылой машиной и почти довел ее до базы. И только когда убедился, что уже все спасены и никому не угрожает опасность, Майданов передал штурвал второму пилоту и умер на руках у борттехника. Умер в небе, которое он так любил.
Буквально за несколько дней до последнего боя он был представлен к чину генерал-майора. Во время похорон, которые состоялись в Санкт-Петербурге, была официально оглашена казахская национальность 43-летнего Николая Майданова и его первое имя - Каиргельды._
7