Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
01:22, 11 ноября 2011

éducation des enfants

В интернете есть люди, которые считают, что ребенка не надо ничему учить, он сам всему научится благодаря своей естественной мотивации к получению новых знаний. В интернете вообще очень много разных удивительных людей, но я хотела бы поговорить именно об этих.

Да, мотивация к получению новых знаний действительно существует и действительно развивается в ходе эволюции. Но эта мотивация, как и любая другая, поддается насыщению. И для того объема информации, который считается необходимым для успешной социализации в современном обществе Homo sapiens, ее просто не хватит. В природе древнему человеку совершенно не нужно было решать квадратные уравнения, обладать словарным запасом, включающим слово "когнитивный", слово "нивелировать" и разницу между словами "трансцендентный" и "трансцендентальный" (причем желательно хотя бы на двух языках), понимать смысл номера элемента в таблице Менделеева и не вестись на рекламу БАДа за двадцать две тысячи или там на вопли про опасные генно-модифицированные продукты.

Для приобретения знаний, не нужных человеку как биологическому объекту, не годятся биологические мотивации. Нужны социальные. Вот эти самые, вредные, нездоровые, "тебе поставят двойку" и "все дети как дети, а ты придурочек". Ну, в идеале положительные - "тебя девушки будут любить" (девушки действительно любят умных мальчиков, потому что когнитивные способности - это наша человеческая магистральная линия эволюции, так уж получилось). 

У когнитивных способностей есть материальная база, называется головной мозг. Эта самая материальная база проходит длительный пре- и постнатальный период созревания, напрямую связанный с количеством сенсорной афферентации, то есть чем богаче окружающая среда - тем больше в мозге устанавливается новых связей чисто физически. Это совершенно потрясающее свойство, оно позволяет существу стать настолько умным, насколько от него это нужно. А если не нужно, то, соответственно, и не тратить на это ресурсы. Когда существу нужно много думать, у него ветвятся дендриты, образуются синапсы, растут шипики, и кора головного мозга становится толще, причем именно в той области, которая востребована.

С этим свойством только одна проблема. Оно стремительно теряется с возрастом. 

То есть когда пятилетний ребенок учит иностранный язык - у него под это дело реально модифицируется кора головного мозга. А когда двадцатилетний ребенок учит иностранный язык, у него в лучшем случае всякие поляризации-деполяризации меняются. Угадайте, кому из них легче.

Поэтому чем больше ребенка пресовали знаниями в юном возрасте, тем легче ему будет получать знания всю оставшуюся жизнь. А чем меньше - тем, соответственно, тяжелее.

Это, знаете, как термодинамика открытых и закрытых систем. Закрытая система стремится к минимуму энергии, то есть к хаосу. Чтобы как-то упорядочиваться, система должна быть открытой, то есть получать приток энергии извне. Земля, например, получает энергию от солнца. А ребенок должен получать энергию от родителей и учителей, а не расти свободно и счастливо, как трава. То есть, может быть, это и лучше для его психологического состояния, но только при условии, что родители согласны быть последовательными, то есть не ждать от своего необученного ребенка никаких интеллектуальных достижений, сопоставимых с интеллектуальными достижениями детей, которых чему-то обучали в раннем возрасте. Пусть заканчивает школу и выходит замуж, что ли, детей иметь кому ума недоставало. Или занимается примитивным физическим трудом, этому и зайца обучить можно.

А вот когда он доживает до шестнадцати, допустим, лет, и тут родители спохватываются и говорят "ааа, как же ты без высшего образования" - то это бред полный. Если человек хочет от ребенка высшего образования - пусть уж он ребенка тогда стимулирует к получению избыточных знаний всю предшествующую жизнь, на курсы иностранного языка, допустим, гоняет и тому подобное, а не спохватывается в тот момент, когда дендриты уже не могут ветвиться. (c) asena

 
3
131
2