Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
04:45, 10 ноября 2011

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Руслан Жангазы

ведущий научный сотрудник Института современных исследований

Процесс интенсивного развития и повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий приобрел глобальный масштаб. Степень их освоенности является объективным индикатором технологической развитости, а также значительным фактором конкурентоспособности государства. Этот процесс имеет тенденцию на усиление.

Президент Нурсултан Назарбаев последовательно и методично инициирует проведение реформ, направленных на повышение конкурентоспособности страны. Стратегия международной конкурентоспособности Казахстана включает в себя системные преобразования и комплекс мер по формированию и наращиванию конкурентных преимуществ страны. Казахстан намерен развивать собственные инновации и технологии.

Следует отметить, что сохраняется активный модернизационный потенциал дальнейшего совершенствования механизмов государственного управления, контроля и координации. При этом ключевым направлением модернизации системы государственного управления является повышение эффективности функционирования государственных органов путем расширения и углубления применения информационно-коммуникационных технологий.

С этой целью была принята Государственная программа формирования «электронного Правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. На современном этапе актуализируется необходимость подведения промежуточных итогов реализации программы «электронного Правительства» и оценки эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления.

В целом целесообразность внедрения и развития информационно-коммуникационной системы управления административными процессами «электронное Правительство» обусловлено наличием ряда веских причин.

Во-первых, формирование базовых компонентов системы «электронного Правительства» способствует развитию национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, что является основополагающим условием для  создания рынка информации и «экономики знаний». Глава государства отметил, что в «экономике знаний» 85% активного населения участвуют в процессе добавления стоимости товара (услуги), которое осуществляется за счет информационного и инновационного сервиса, а также грамотного менеджмента и маркетинга.[1]

Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии имеют перспективный резерв для дальнейшей модернизации своей инфраструктуры. Реализация системы «электронного Правительства» позволит упростить функциональное и институциональное совершенствование механизмов государственного управления, так как при формировании электронных государственных услуг предусмотрено перманентное проведение реинжиниринга административных процессов.

В-третьих, информационно-коммуникационная система позволит создать единую транспортную среду, что консолидирует имеющиеся информационные системы государственных органов. На современном этапе большинство информационных сетей государственных органов остаются изолированными, что создает дополнительные проблемы и расходы. Создание единой коммуникационной инфраструктуры позволит внедрить стандарты обмена информацией и унифицированные подходы в политике безопасности информационных ресурсов государственных органов.

В-четвертых, система «электронного Правительства» оптимизирует взаимодействие государства с гражданским обществом и бизнесом. Внедрение информационно-коммуникационных технологий минимизирует непосредственный контакт государственных служащих с гражданами и организациями. Это в свою очередь нивелирует возможность возникновения административного коррупционного поля и противоправных действий с обеих сторон. Вместе с тем, система «электронного Правительства» стимулирует повышение качества и скорости административных процедур, иными словами усиливает эффективность услуг, предоставляемых государственными органами.

В-пятых, внедрение «электронного Правительства» реализуется в рамках административной реформы Республики Казахстан и в перспективе предусматривает создание функционально эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

Тем самым, все вышеперечисленное свидетельствует о целесообразности и необходимости активного внедрения информационно-коммуникационных технологий при модернизации системы государственного управления, результатом чего станет формирование нового «электронного» пространства функционирования власти.

В целом же, следует выделить приоритетные направления реализации и развития программы «электронного Правительства», которые определят общую архитектуру информационно-коммуникационной системы и эффективность его функционирования.

Первое. Преодоление информационного неравенства среди населения страны. В настоящее время глобальный рынок приобретает характер информационно-коммуникационного взаимодействия. Экономические процессы, равно как и процессы управления, все более развиваются в информационной среде. Вследствие этого, наблюдается стремительный рост рынка высоких технологий. Так, достаточно привести один пример, который наглядно свидетельствует о динамичном подъеме данного сегмента – с мая 2004 года по ноябрь 2006 года число сайтов в Интернет-пространстве увеличилось вдвое и составило 101 435 253.[2]

В этой связи, степень готовности населения к освоению информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий обретает политическое значение и является одной из основных детерминант национальной конкурентоспособности.

Согласно данным Всемирного Банка, несмотря на региональное политическое лидерство и очевидные успехи по многим экономическим параметрам, Казахстан занимает не лучшие позиции в «рейтинге электронной готовности» даже среди стран постсоветского пространства.[3]

Поэтому проблема снижения информационного неравенства для нашей республики является весьма актуальной и требует решительных и безотлагательных мер по исправлению ситуации. В решении данной задачи существуют две основные проблемы.

Во-первых, наличие неравных возможностей в использовании информационно-коммуникационных технологий различными социальными группами населения, что является одним из ключевых препятствий в осуществлении программы «электронного Правительства».

Во-вторых, наличие региональной диспропорции в использовании информационно-коммуникационных технологий. Концентрация научного и образовательного потенциала в крупных городах и областных центрах значительно сокращает «информационные возможности» сельчан.

В связи с этим, перед государством стоит ряд задач, направленных на информационную конкурентоспособность граждан Казахстана:

¨       развитие человеческого капитала. Повышение уровня образования населения в сфере информационно-коммуникационных технологий. Переориентация среднего и высшего образования с учетом потребностей информационного общества. Реализация программ, направленных на развитие учебных курсов и тренингов компьютерной грамотности. Подготовка собственных IT-специалистов международного уровня.

¨       обеспечение доступности информационно-коммуникационных технологий. Создание и расширение общественной инфраструктуры доступа в Интернет, пунктов оказания электронных государственных услуг. Усиление конкурентной среды в телекоммуникационной сфере для снижения цен на услуги связи и Интернет. Налаживание собственной индустрии высоких современных технологий.

Необходимо понимание того, что преодоление информационного неравенства, прежде всего, направлено на обеспечение осведомленности и повышение уровня информированности населения о деятельности властей, а также налаживания коммуникации между государством и обществом.

Второе. Формирование системы электронных государственных услуг. Предоставление государственных услуг посредством информационно-коммуникационной системы является центральным звеном в успешной реализации проекта «электронного Правительства».

Поэтому совершенствование административных процедур будет предполагать закрепление и дальнейшее развитие положительного имиджа государственного аппарата в целом. В этой связи, достижение намеченных целей и задач модернизации системы государственного управления имеет важное политическое значение, поскольку от этого будет зависеть степень поддержки и доверия новым инициативам и реформам властей.

Необходимо отметить, что электронные государственные услуги подразделяются на:

¨       информационные – предполагают односторонний процесс предоставления информации государственными органами в электронном формате;

¨       интерактивные – предполагают двусторонний процесс обмена информацией между государственными органами и населением путем взаимодействия в портале «электронного Правительства»;

¨       транзакционные – предполагают двусторонний, но более усложненный процесс, когда помимо информационных процессов производятся платежи, осуществляется заверение документов электронной цифровой подписью и другие операции.

Для дальнейшего совершенствования системы электронных государственных услуг представляется целесообразным разработка и внедрение стандартов качества предоставления электронных государственных услуг. Стандарты качества должны содержать следующие требования, которые, безусловно, повысят эффективность административных процедур:

1. требования по затратам времени на предоставление услуг – предоставление электронной государственной услуги должно быть максимально оперативным, время запроса и время ответа должны официально фиксироваться третьей стороной и выдаваться потребителю.

2. требования по доступности места предоставления услуг – общественные пункты предоставления электронных государственных услуг должны быть во всех крупных населенных пунктах, их количество должно рассчитываться из плотности населения того или иного населенного пункта.

3. персонализация ответственности – каждый государственный служащий должен нести личную ответственность за качество оказанной им электронной государственной услуги. Все упущения фиксируются в центральной базе данных операций государственных органов.

4. деперсонализация потребителя услуг – при обращении граждан или организаций за электронной государственной услугой им присваивается временный идентификационный код. Это «обезличивает» потребителя перед государственным служащим и обеспечивает нейтралитет при взаимодействии  между государственными служащими и населением.

Необходимо увеличивать перечень государственных услуг, предоставляемых в электронном формате и повышать качество их оказания. По мере готовности электронных услуг государственных органов следует осуществлять их последовательный запуск через портал «электронного Правительства».

Кроме этого, следует создать систему электронных аукционов, тендеров и государственных закупок. Это способствует большей открытости и эффективности данных процедур в системе государственного управления.

Третье. Развитие единой транспортной среды государственных органов. Дальнейшее совершенствование процессов государственного регулирования информатизации предполагает развитие единой транспортной среды органов государственной власти. Развитие единой транспортной среды государственных органов направлено на обеспечение совместимости их информационно-коммуникационных сетей с учетом международных стандартов развития.

Создание и расширение электронных каналов связи с использованием механизмов электронной цифровой подписи в режиме реального времени и обеспечение передачи всех видов трафика являются первоочередными задачами в модернизации государственного управления. В среднесрочной перспективе это создаст больше возможностей для совершенствования  координации всех компонентов системы «электронного Правительства», а также  обеспечит согласованное функционирование и эффективное взаимодействие как внутри государственных органов, так и между государственными структурами и гражданскими институтами.

Развитие единой транспортной среды в рамках модернизации системы государственного управления усилит оперативность, адекватность и гибкость реагирования государственного аппарата на сигналы, исходящие от широких слоев населения. К тому же, это позволит унифицировать стандарты политики информационной безопасности ресурсов государственных органов.

Процесс развития единой транспортной среды государственных органов предполагает реализацию следующих этапов.

Первый этап: информатизация. Полная компьютеризация всех органов государственной власти. Создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, налаживание функционирования ведомственных серверов и внутренних информационных сетей.

Второй этап: унификация. Создание предпосылок для последующего интегрирования всех компонентов информационно-коммуникационных систем государственных органов. Разработка единых регламентов передачи информации и стандартов доступа к информационным ресурсам. Установка однотипных системных платформ.

Третий этап: интеграция. Объединение внутренних сетей и ведомственных серверов государственных структур в единое многоуровневое информационно-коммуникационное пространство.

Единая транспортная среда государственных органов должна обеспечить эффективную коммуникацию на следующих направлениях:

¨       межведомственное – взаимодействие между государственными органами одного юридического статуса и властных полномочий;

¨       межрегиональное – взаимодействие между региональными органами государственной власти;

¨       межуровневое – взаимодействие между центральными и региональными органами власти;

¨       взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Следует отметить, что по мере реализации программы «электронного Правительства» отдельные виды электронных государственных услуг, которые находятся в компетенции региональных властей, будут реализовываться через  формирование системы «электронных акиматов». Предполагается, что данный шаг усилит положительный эффект модернизации системы государственного управления, поскольку предполагает проведение децентрализации в «электронной» среде функционирования власти.

В рамках развития единой транспортной среды государственных органов необходимо также внедрить информационные системы электронного документооборота и электронные архивы.

Четвертое. Выстраивание эффективной системы управления «электронным Правительством». Формирование базовых компонентов инфраструктуры не будет окоченным без эффективной системы управления «электронного Правительства». Международный опыт функционирования подобных информационно-коммуникационных систем, в частности, Южной Кореи, Дании и Канады, показывает необходимость разработки комплекса механизмов управления.[4] При этом важно четко разграничить вертикаль управления информационно-коммуникационной системой.

В целом, создание системы управления «электронным Правительством» предполагает реализацию в рамках данной программы следующих функций:

¨       информационные функции – своевременное и доступное предоставление сведений о возможностях каждого гражданина и организации получать государственные услуги;

¨       коммуникационные функции – организация наиболее массового канала «обратной связи» путем информационного взаимодействия со всеми слоями населения;

¨       функции научно-проектного и инновационно-технологического сопровождения – перманентное осуществление модернизации функций «электронного Правительства»;

¨       мониторинг и контрольные функции – обеспечение бесперебойной работоспособности всех компонентов «электронного Правительства»;

¨       функции принятия решения – для эффективного функционирования всей системы и деятельности отдельных ее компонентов необходим самостоятельный центр принятия решения;

¨       функции обеспечение информационной безопасности – системная защита от несанкционированного доступа к государственным базам данных.

Тем самым, выстраивание системы управления «электронным Правительством» позволит повысить эффективность проведения модернизации государственного управления.

Пятое. Использование информационно-коммуникационных технологий в политических процессах. Концепция «электронной демократии» предполагает участие каждого гражданина в управлении государством посредством информационно-коммуникационных технологий и «электронного» пространства. Фактически, программа «электронного Правительства» преследует аналогичные цели, поскольку делает деятельность государственных органов более прозрачной, ответственной и подконтрольной обществу.

Помимо этого, сегодня имеется достаточный потенциал использования информационно-коммуникационных технологий в политической конкурентной среде, а именно в электоральных процессах. Известно, что Центральная избирательная комиссия РК частично уже применяла электронную избирательную систему «Сайлау» на прошедших выборах.

Необходимо отметить, что «автоматизированная информационная система «Сайлау» предназначена для автоматизации информационных процессов, осуществляемых в ходе планирования, подготовки и проведения выборов или республиканского референдума.

Информационно-коммуникационные технологии имеют значительный неосвоенный потенциал применения в публичных политических процессах. Вопрос их реализации будет определяться готовностью технологической инфраструктуры, отношением населения к инновациям, а также степенью сопротивления государственного аппарата.

Таким образом, по мере развития информационно-коммуникационных технологий их роль в модернизации системы государственного управления возрастает. В этой связи, необходимо содействовать масштабной информатизации властной вертикали с тем, чтобы перевести управленческие процессы в «электронную» среду. Реформирование технологий функционирования власти имеет политическую значимость, поскольку повышает ее легитимность, устойчивость и эффективность последней.

Литература

1. http://www.akorda.kz/page.php?page_id=33&lang=1&article_id=1531

2. http://www.internews.kz/index.php?itemid=3867

3.http://www.minjust.kz/site/index_kaz.php?mod=arefphp&DataTextId=142&Table_Name=acts_government

4.http://siteresources.worldbank.org/INTEGOVERNMENT/Resources/MainReport.doc

1
3983
0