Пермский период современного искусства

alen_barre 2011 M11 2
1555
1
1
0

  Город оружейников стал городом мастеров   Из постсоветских городов, поменявших свой облик, доминирует Астана. Однако и в России есть города, которые решительно изменили свой внешний вид. Среди них...

 

Город оружейников стал городом мастеров

 

Из постсоветских городов, поменявших свой облик, доминирует Астана. Однако и в России есть города, которые решительно изменили свой внешний вид. Среди них особенно выделяется Пермь, в оформлении которой приняли участие и казахстанские художники. В конце октября там состоялось открытие огромной резиновой скульптуры Молдакула и Сахи Нарымбетовых «Скарабей».


На фото: «Пермские ворота» - 12-метровую скульптуру из брёвен воздвиг художник Николай Полисский во время фестиваля «Белые ночи Перми 2011».

Перми, пожалуй, пришлось сложнее, чем Астане, ведь столица обладает максимальным административным ресурсом, привлекающим значительные средства. В отличие от столицы Казахстана в Перми, которая в советское время была фактически закрытым городом с оборонными предприятиями, сделали ставку не на дорогих архитекторов, а на художников, работающих в стиле современного искусства. Они наполнили город смелой энергией и особым настроением, устанавливая причудливые скульптуры, разрисовывая бесконечные заборы, стены домов и даже заброшенных строек. Инициаторами этого процесса стали четыре человека: губернатор Пермского края Олег Чиркунов, куратор Сергей Гордеев, который представлял Пермский край в Совете федерации, известный галерист Марат Гельман и министр культуры Пермского края Борис Мильграм. В итоге этого превращения город стал заметным культурным центром России, в котором проходят крупные выставки и фестивали. Степень открытости Перми можно оценить по приглашению Молдакула Нарымбетова, ведь в казахстанских городах вы не увидите его памятников. Некоторые из них, в частности огромный кобыз для Астаны, до сих пор пылятся в его мастерской.

Особенности культурного процесса в Перми мы выясняли у нынешнего министра культуры Пермского края Николая Новичкова.

- Николай Владимирович, кому принадлежала идея посадить красного человечка на крышу административного здания Пермского края?

- Этих красных человечков придумала питерская группа «Professors», которая участвовала в наших фестивалях. Идея посадить такого человечка на административное здание принадлежала Марату Гельману – директору Пермского музея современного искусства. На определённом этапе это была провокация, а сейчас - привычная часть культурного ландшафта и даже один из символов города.

- Не опасались, что красную фигуру на главном здании воспримут как некий коммунистический знак?

- Что касается коммунизма, то в России его фактически нет. Он остался лишь в названиях некоторых населённых пунктов и улиц.

- Результатом нынешнего фестиваля «Белые ночи Перми» стали «Длинные истории» на заборах, памятник букве «П» из брёвен. Вы намерены каждый год получать от фестивалей новые работы?

- Город требует сильного внимания к себе. Особенно те районы, где живут люди. Дел - непочатый край. И у нас есть понимание того, что исправлением серости и убогости надо заниматься. Результаты нынешнего фестиваля заметны, но на самом деле это крохи. Нужно, к примеру, создать достойную набережную, ведь береговая линия Камы в черте города – одна из самых длинных в России.

На фото: Скульптуры Молдакула Нарымбетова, сделанные из старых покрышек, очищают не только души, но и обочины дорог.

Культурный митинг

- Не все объекты современного искусства легки для понимания. Есть ли какое-то противостояние переменам в облике города среди горожан?

- Некоторые люди не осознают, что участвуют в культурной модернизации. Часть этих людей – наши оппоненты. Мы заинтересованы в том, чтобы оппоненты были. Потому что когда в сфере культуры есть напряжение, тогда появляются значимые творческие продукты, элемент конкуренции. Жили, например, пермские художники спокойно, и им было нормально. Но сейчас в городе появились работы художников мирового уровня, и пермским мастерам пришлось напрячься. Организовались выставки высокого уровня. Понятно, что в этом процессе есть пострадавшие, потому что слабые работы, которыми художники торговали раньше, перестали интересовать людей. Но с точки зрения развития качества жизни, а культура - это часть качества жизни города, мы получили много преимуществ.

- Правда ли, что недовольные провели митинг?

- В июле этого года в Перми состоялся митинг против культурной политики. Вряд ли вы найдёте ещё один город в СНГ, где бы собрались вместе 250 человек и критиковали культурную политику. То есть они выступали не против повышения цен, миграционной политики, реформы ЖКХ. Значит, людей беспокоит культурный процесс, и я считаю, что это - достижение для Перми. Если люди готовы выйти на улицу, то они и способны на то, чтобы воплотить свои идеи в новых работах. Творчество начинается с активной гражданской позиции. Поэтому ко всем критикам я отношусь не только с уважением, но и с благодарностью.

На фото: Только художники могут превратить заброшенное здание в есенинский уголок.

- Насколько этот процесс - культурная модернизация в Перми - эволюционный? Начался бы он, если бы несколько человек, наделённых властью, не инициировали этот процесс?

- Когда собирается четвёрка даже самых умных людей, этого недостаточно, чтобы что-то изменить. Взять пример декабристов - их восстание не привело к результатам, потому что на тот момент это не соответствовало общественным ожиданиям. Я уверен: то, что делаем мы, соответствует ожиданию общества. И мы - не революционеры (как декабристы), мы модернизаторы и продюсеры. Люди устали жить в серости и убогости. Кроме того, у людей нет ответа на вопрос «Чем будут заниматься их дети?». Промышленность не сможет дать им достаточно рабочих мест, так же как и сырьевая экономика. Громадный сырьевой потенциал Пермского края, прежде всего нефтедобывающий, – это порядка 20 тыс. рабочих мест. И это на весь край, где живёт 3 млн. человек. Поэтому вопрос о занятости может быть самый главный. И то, что мы делаем, - это попытка расширить возможности для профессиональной реализации пермяков. Это попытка найти место людям, которые хотят иметь творческие профессии, заниматься в сфере туризма, быть субъектами международного рынка труда. То, чем мы занимаемся, – это попытка дать им шанс найти себя. Идёт развитие новой экономики. Сырьевая, промышленная, индустриальная сферы будут ещё долго существовать, но они не будут создавать новые рабочие места. Поэтому очень важно уже сегодня дать людям новые возможности для самореализации.

Олег БЕЛОВ

Фото автора и Ивана КОЗЛОВА

Аргументы и факты Казахстан, №44, 2.11.11

Другие статьи о пермской модернизации

http://ottow.narod.ru/pm.html

Оцените пост

1

Комментарии

0
классно!!!!!!!! а мне нравится
Показать комментарии