Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
21:11, 31 октября 2011

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2011 ГОДА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О
ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2011 ГОДА В
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Коалиция по наблюдению за выборами в Средней Азии (КНВСА) направила 14 краткосрочных наблюдателей для проведения мониторинга президентских выборов 2011 года в Кыргызстане, которые состоялись 30 октября 2011 года.
Краткосрочные наблюдатели вели наблюдение за главными стадиями избирательного процесса, включая посещение избирательных штабов 17 кандидатов в Президенты Кыргызской Республики и процесс голосования: открытие, голосование, подсчет голосов и подсчет результатов на избирательных участках по пяти областям страны: Чуйская, Нарынская, Иссыкульская, Ошская, Джала-Абадская и 2 города: Бишкек, Ош. В день выборов наблюдатели КНВСА посетили 111 избирательных участков в стране.

ИТОГИ ПО ПОЛУЧЕННЫМ ДАННЫМ И ВЫВОДЫ
Коалиция имела своей целью выявить как положительные, так и отрицательные стороны избирательного процесса на выборах Президента Кыргызской Республики.
Она пришла к заключению, что в целом, президентские выборы прошли спокойно, но с различными нарушениями. Свое негативное влияние оказали случаи неорганизованности во время голосования и использование административного ресурса, которое имело свое место по утверждению руководителей предвыборных штабов кандидатов в президенты КР и в период предвыборной агитации. Слабое знание процедур выборов у членов участковых избирательных комиссий и внутренних наблюдателей, конструкция избирательных кабинок, нарушающая тайну голосования, неполные и неточные списки избирателей и присутствие посторонних лиц на избирательных участках являются причинами обнаруженных нарушений.
Положительные моменты выборов:
У граждан Кыргызстана была возможность выбора между диаметрально противоположных по идеологии кандидатов.
Агитация прошла в достаточно мирных рамках, без инцидентов. Все предвыборные штабы кандидатов были открытыми и дружелюбными.
В избирательных бюллетенях присутствовала графа «Против всех».
Маркировка пальца для многих граждан являлась атрибутом прозрачности.
Параллельный подсчет проголосовавших избирателей осуществлялся всеми наблюдателями.
Предоставление информации по запросам наблюдателям членами избирательными комиссиями.
Реальная избирательная активность демонстрирует демократическую политическую грамотность и веру в то, что голос каждого имеет влияние.
КНВСА признает положительную роль как внутренних, так и международных наблюдателей по обеспечению защиты прав избирателей и по независимой оценке выборного процесса. КНВСА также выражает свою благодарность за ту помощь, которую оказали международные организации кыргызским избирательным органам при проведении ими президентских выборов. Но подготовленность внутренних наблюдателей к наблюдению, исходя из новых законодательных норм, можно оценить «плохо». Гражданскому обществу Кыргызстана нужно приложить усилия по подготовке наблюдателей к следующим выборам и методам оперативного реагирования на те или иные нарушения.
КНВСА благодарит за открытость, которую продемонстрировали Центральная избирательная комиссия и Министерство иностранных дел Кыргызской Республики при аккредитации более 400 международных наблюдателей, а также за выданные портфели с необходимыми для осуществления наблюдения материалами.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Выборы в Президенты Кыргызской Республики проводились 30 октября 2011 года после принятия нового Конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года. Данный закон получил много критики в свой адрес.
Все противоречия в этом юридическом документе должны были быть разрешены решениями ЦИК. Однако прошедшие выборы продемонстрировали, что в преддверии выборов работники ЦИК недобросовестно реализовали обязанности, закрепленные в главе 3, ст.14 Закона о выборах по формированию списков избирателей.
Несмотря на трагические события 2010 года на юге страны президентские выборы дали возможность гражданам сделать свой выбор для развития и процветания своей страны. Кандидаты в президенты накануне проведения выборов подписали Кодекс поведения, нормы которого были соблюдены. Партии согласились принять участие в честной предвыборной гонке, не применяя подстрекательских формулировок, а также любых иных способов эксплуатации этнических или региональных различий. Таким образом, участники предвыборной гонки продемонстрировали свое уважение к будущему Кыргызстана.
Свобода слова в средствах массовой информации существенно улучшилась, по сравнению, со всеми остальными выборами, проводившимися в Кыргызстане. Притом что самоцензура все еще имеет место в значительной степени, нет указаний на притеснения или наличие государственной цензуры. Все партии имеют свободный доступ к государственным средствам массовой информации, согласно законодательству КР.
Подготовка к выборам проходила в обстановке опасений за положение, связанное с
безопасностью в Кыргызстане. После трагических событий, которые произошли ранее в стране, многие боялись возможности дестабилизации в стране. КНВСА признает, что ЦИК является центральной фигурой в деле смягчения напряжения и создания позитивной атмосферы в период проведения выборов. Запрет на использование сотовых телефонов, фото- и видеосъемки в избирательных кабинках является эффективным шагом предупреждения подкупа избирателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДНЯ ВЫБОРОВ
День выборов прошел в целом мирно и оживленно, избиратели выстаивали очереди, чтобы проголосовать.
В ходе избирательного процесса наблюдателями КНВСА выявлены нарушения, в основном, процедурного характера. Зафиксированы случаи использования административного ресурса и случаи подброса бюллетеней в избирательные урны.
Весьма странным стало то, что в бюллетенях для голосования отсутствовали фамилии одного из кандидатов в Президенты КР: Дыйканова Сооронбая Сабыровича. Таким образом, вместо 17 кандидатов в бюллетене было указанно только 16 человек. Более того, Дыйканов С.С. и его супруга не смогли даже проголосовать, т.к. их данные отсутствовали в списках избирателей по месту жительства, в списках был указан только их сын (со слов самого кандидата).
Самые распространенные нарушения, которые были зафиксированы, связаны со списками избирателей, а именно с их неточностью, ограничением видимости наблюдателям выдачи избирательных бюллетеней, нарушением тайны голосования и со «столпотворением» около столов избирательных комиссий.
В целом наблюдатели КНВСА оценивают выполнение процедур голосования как требующие совершенствования, в связи с наличием серьезных нарушений, о которых говорится ниже.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
Министерство обороны КР военная часть 36806 бригада 01525 принуждение к голосованию за конкретного кандидата 1500 военнослужащих.
Участок №1222 возле него находится дом слепых и руководитель этого дома приводила по два человека, они ставили только свои подписи, а руководитель сама отмечала за кого проголосовал слепой.
Дополнительный тираж бюллетеней также имел место быть.

Профессионализм членов участковых избирательных комиссий (УИК)
Председатель комиссии №1325 препятствовала наблюдателям доступу к наблюдению, расположив их места на противоположном конце спортивного зала. Наблюдение за выдачей избирательных бюллетеней практически на всех участках было ограниченно во время столпотворения вокруг столов избирательных комиссий.
Краткосрочные наблюдатели КНВСА зафиксировали, что урны для голосования была опечатана не должным образом на 1% избирательных участков. К примеру, участок № 1213 28 школа кабинки для наблюдения были установлены так, что наблюдателям невозможно проследить соблюдение права тайны голосования, плохой обзор урны для голосования наблюдателями. Урна запасная не опечатана и нестандартной конструкции, в виде пластикового бочка.
На избирательном участке №1004 списки и председатель находились в отдельном помещении.
Информационные плакаты о процедуре голосования и кандидатах отсутствовали на 25 избирательных участках, из числа тех, которые посещались наблюдателями КНВСА в день выборов.
В нескольких случаях, избирательные бюллетени были выданы тем избирателям, которые не предъявили соответствующие документы, удостоверяющие личность.
Подброс бюллетеней на глазах наблюдателей на участке №5312.

ПОДВОЗ ИЗБИРАТЕЛЕЙ МИКРОАВТОБУСАМИ И ТАКСИ
На избирательных участках 1349, 1324 и других наблюдатели КНВСА сообщили, что видели, как избирателей подвозили на такси и микроавтобусах к избирательному участку. №1326, 1316 избирателей в алкогольном состоянии привозят на машинах и направляют голосовать на этом участке. № 3149 были зафиксированы случаи подвоза студентов (на этом же участке было получено более 800 заявлений на голосование студентами на этом участке, прописанных в других населенных пунктах).

ВИДИМАЯ МАРКИРОВКА
На 12 избирательных участках из 111, наблюдателями КНВСА были отмечены проблемы, связанные с процедурой нанесения маркировки на большие пальцы избирателей. В семи случаях члены избирательных комиссий недостаточно проверяли каждого, кто заходил на избирательный участок. № 1333 независимые наблюдатели зафиксировали факт, что у избирателя была маркировка на правой руке.
Наблюдатели на избирательных участках №1214, №4064 выявили случаи как избиратели уходили без маркировки.
Наблюдатели на себе проверили маркировку и выяснили, что она убирается влажными салфетками или ацетоном.
Маркировка не эффективна с технологической стороны, но эффективна с психологической для населения страны. Необходимо закупить маркер, который заранее будет проверен на продолжительность нанесения наблюдателями.

ПРИСУТСТВИЕ ПОСТОРОННИХ ЛИЦ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
Наблюдатели КНВСА заметили посторонних лиц, таких как представители милиции, на избирательных участках. Местные или государственные чиновники присутствовали на 47 избирательных участках.

ПРОБЛЕМЫ СО СПИСКАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
На 111 избирательных участках из 111 наблюдатели КНВСА заметили проблемы, связанные с идентификацией или регистрацией избирателей, которые либо отсутствовали в списках, либо были занесены в списки неправильно, либо были исключены из списка на участках, на которых они голосовали постоянно.
КНВСА отмечает, что проблема несовершенства списков избирателей привела к использованию дополнительных списков избирателей в день выборов для регистрации граждан, которые не были включены в основной список. Имело место в Иссыкульской области, но результаты голосования по ним были отменены ЦИКом, что составляет около 15% избирателей от общего их количества на участке. ТИК принял решение принимать заявления от граждан, чтобы позволить всем проголосовать и предотвратить народные волнения, но в конце дня голосования ЦИК отменил эти результаты. Остается вопрос каким образом из избирательной урны исключали бюллетени тех, кто проголосовал все же по дополнительным спискам.
Возмущение избирателей отсутствием своих фамилий в списках по месту проживания (прописки) имело повсеместный характер. Причем в списках не находили свои фамилии даже те граждане, которые получили от участковой избирательной комиссии Извещение-приглашение проголосовать на данном избирательном участке. Дополнительные списки не предусмотрены законодательством. Около 17% граждан Кыргызской Республики не смогли реализовать свое право выбора на выборах Президента страны.
Право наблюдателей было нарушено в части возможности ознакомиться со списками избирателей. На избирательных участках отсутствовали вывешенные списки или на стендах присутствовали старые списки избирателей, которые от новых отличались на 300-1500 тысяч избирателей.

ПРОЦЕСС ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
Наблюдатели КНВСА вели мониторинг процедуры подсчета голосов на 73 избирательных участках. В Ошской области на участке КНВСА зафиксировали случай сброса бюллетеней в урну Председателем избирательной комиссии в присутствии наблюдателей перед вскрытием урны.

ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ
По данным наблюдателей явка избирателей в Бишкеке и на севере составляла на 11:00 - 10-15%, на 13:00 – 20%, на 16:00 – 40%, а к концу дня в 19:00 – 51%. Южные области показали низкую явку и к 16:00 она составляла в Джалал-Абадской области - 23%, а в Ошской – 27%.
Однако ко времени закрытия участка (за последние 3 часа) данные увеличились в 2 раза. Причем Талаская область по явки резко вырвалась вперед после 16:00 и увеличилась с 43% до 80%. По нашим подсчетам такое изменение явки нарушает законы физики.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Выборы Президента Кыргызской Республики состоялись и однозначно все нарушения свидетельствовали о намерениях власти не допустить второго тура.
КНВСА предлагает следующие основные рекомендации:
- Голосование за один день до дня голосования не является целесообразным и опасно подтасовкой результатов выборов.
- Все жалобы на подтасовку голосов на выборах должны быть тщательно расследованы и по окончанию принято беспристрастное решение.
- Протокола с результатами выборами всех избирательных участков должны быть своевременно опубликованы на вебсайте ЦИКа.
- Принцип “один избиратель, один бюллетень” должен быть обеспечен посредством внесения положений, направленных против множественного голосования (обновленные списки избирателей, ограничение досрочного голосования, запрет дополнительных списков, более эффективные процедуры маркировки с использованием видимых чернил, которые не смываются).
- Организация выборов в Кыргызстане нуждается в дальнейшем усовершенствовании, таком как всесторонний тренинг членов избирательных комиссий на всех уровнях, централизованный и регулярно обновляемый реестр избирателей.
- Необходимость в обучении внутренних наблюдателей для повышения электоральной культуры и обеспечения соблюдения законодательства о выборах, для предотвращения процедурных нарушений.
- КНВСА рекомендует практику невмешательства административного ресурса в будущие выборы в Кыргызстане.

Настоящий отчет был составлен на русском языке и остается единственной официальной версией

Коалиция по наблюдению за выборами в Средней Азии (КНВСА) представляет собой группу из 15 гражданских организаций из стран Средней Азии.
Эти организации являются ведущими группами по наблюдению за выборами в своих странах.
Консолидирующей силой является Республиканское Общественное Объединение «Общество молодых профессионалов» - ОМПК (Казахстан). С 2005 года ОМПК участвовало во многих миссиях по наблюдению за выборами в Украине, Кыргызстане, Казахстане, Грузии и Боснии в 2005, 2007 и 2009 годах.

www.kyps.kz, ompk@inbox.ru, +7727-31-720-31.

0
441
0