место в рейтинге
  • 285664
  • 2081
  • 280
Нравится блог?
Подписывайтесь!

По секрету всему свету

В философии творчества есть один такой довольно узкий, но неразрешимый вопрос. Это вопрос о знании. Должен ли зритель знать то же, что имел в виду художник, создавая своё произведение. Важно ли, например, рассматривая каких-нибудь дадаистов заглядывать в название, чтобы узнать что, собственно тут нарисовано. Или же знание об этом должно прийти не через банальное сознание, а через ещё более банальное подсознание, а то и вовсе окольным путём? Или вобще не должно приходить?

«Мужчина в кафе», Хуан Грис, 1914

Но это вобщем, мысли которые пришли позднее. А задумалась я над этим, когда посмотрела фильм «Комната в Риме» Хулио Медема. Последний известен своим довольно претенциозным арт-хаусом, который у избранных вызывает множественные катарсисы, а у остальных чувство отвращения, снисходительную улыбку или желания отплюнуться.

Сюжет как бы незамысловатый, но с точки зрения драматургии (такой, какую показывают массовому зрителю в кинотеатрах) довольно вызывающий. Две девушки из разных стран (из каких значения не имеет) знакомятся в баре в третьей стране и решают переночевать вместе в гостиничном номере одной из них. Далее следуют откровенные разговоры в стиле «синдром попутчика», сеансы слезовыделения и пара сексуальных сцен. Вот собственно и всё. Кульминации в стандартном смысле нет, конфликта нет, внешних антагонистов нет, пропаганды толерантности, слава богу, тоже нет. Короче вообще ничего нет, одни мизансцены замысловатые из двух голых женщин, да диалоги.

В чем же тогда прикол? Прикол в том, что этот фильм — экранизация старших арканов колоды Таро. Всех 22-х, по порядку. Причем не высоколобая какая-нибудь хорошо сбитая экранизация (у Таро достаточно высоколобых новеллизаций — «Голем» Майринка и «Последняя любовь в Константинополе» Милорада Павича) где Аркан «Смерть» соответствует кульминации-кризису, «Страшный суд» моральному заключению, «Мир» — философскому финалу. А прямо такая тупая экранизация «по тексту», то есть там где по порядку идёт «Смерть» они просто болтают о смерти, там где идёт «Папесса» построение кадра точно повторяет изображение на этой карте, а там, где должно быть «Солнце» наступает рассвет. Когда это доходит, где-то на получасе просмотра, то чувствуешь если не катарсис, то эмоцию отличника, выигравшего на городской олимпиаде (хорошая новость — ты победитель, плохая новость — ты задрот).

Короче лично я считаю, что с точки зрения современного искусства, а не кинематографа, это кино вообще выдающееся достижение. Можно просто тупо что-то экранизировать и даже думать не надо! Эта мысль меня очень волнует. Я вот кстати уже думаю над сценарной адаптацией телефонного справочника.

Но суть не в этом, а в том, что никаких ключей к этой разгадке в самом фильме не дано. Ни этих заюзанных нынче арт-хаусом интертитров с названиями каждой части, не пачки Таро, затерявшейся в номере, на коврике со связкой ключей, ни даже зашифрованного имени Райдера-Уэйта в именах героинь! А сам Медем в интервью говорит, что это легкий фильм и там, всё что он хотел сказать, он собсвенно в открытую и сказал.

Тем временем критики и зрители, считающие себя критиками, большинство из которых в отличии от меня, не спали с томиком Юнга под подушкой, и в 14 лет непророчили подружкам несчастной любви, тыча в устрашающую «Девятку мечей» на девичниках, вовсю критикуют эту «Комнату в Риме» за бессмысленность, неоправданное обилие эротики и отсутсвие внятной идеи. И они надо сказать правы, без знания ключа к этому фильму, он действительно просто ужасен, реально бессмысленный и похотливый. Рейтинг фильма на АйЭмДиБи для такого режиссера прямо ниже плинтуса.

Короче то ли Медем решил всех их обдурить и сыграть в междусобойчик с незримым меньшинством любителей Юнгианства и фильмов про гомосексуальность, то ли допустил оплошность не вставив ключа, то ли просто стесняется сказать что трактует колоду так примитивно.

Вобщем больше всего меня волнует, неужели ему необидно? Ведь если бы все знали, в чем там на самом деле соль, и фильм был бы спозиционирован по-другому, то он стал бы выдающимся!

 

ЗЫ: перечитала, вот я зануда!

30 октября 2011, 19:53
11127

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Как раз только что читал Юнга, и именно он называл такие «совпадения» синхронией...
угу. только синхрония это когда непреднамеренно, а в этом фильме режиссер прям себе задачу поставил - Таро экранизировать.
Плевать я хотел на кино, я про творчество скажу. Знаете оно не для того чтобы думать или умнеть, просвещаться или развиваться, духовно расти или нравственно чтонибудь. Творчество создано для того чтобы его созерцать или хотя бы, если не умеете созерцать просто наслаждаться эстетикой. Знание того, что делает художник помогает понять что-либо. Согласен. О А и да. Кстати от творческого продукта потребитель умнее не становится, читать книжки надо, чтобы поумнеть =)
Я понимаю, что совсем не в тему написал, но заумные критики задолбали!
а книжки это разве не творческий продукт? или вы про нехудожественную литературу говорите?
Chip
0
0
кино обучает - творчество , книги обучают - творчество , картины обучают - творчество , музыка обучает - творчество ...
Творчество духовно развивает , обучает и дарит эмоции ...
Riddle
0
0
Вспомнил фразу что святые письмена могут читать только святые. Качаю фильм,заинтриговали!
кстати! хотела посмотреть фильм, когда он только вышел и напрочь забыла. спасибо, что напомнили! перед просмотром погуглю карты Таро, видимо, пришла пора узнать, что это такое :)
я еще не смотрел эту работу, поэтому трудно комментировать данный фильм. Говоря, о самом жанре арт-хаус, к слову, которым сейчас модно клеймить все кинокартины, в которых есть хоть какой то намек на месседж можно сказать, что авторское кино - это исключительно самовыражение режиссера. Только поэтому арт-хаусное кино лучше оставить без обсуждении и поиска основной идей.
а я не согласна, по-моему потрепаться языком никогда не повредит - в споре рождается истина, есь же))
согласна, плохо в этом разбирающиеся люди арт-хаусом клеймят все что ни попадя, я же наоборот употребляю слегка с сарказмом. Вот данный фильм например, реально арт-хаус в смысле претенциозный слишком и планы долгие.
iamai
0
0
очень интересно посмотреть. Но, думаю, такие вещи, и многие вещи в искусстве в целом будут понятны зрителю только в том случае, когда творец и зритель говорят на одном языке. Даже если этот язык условный, зрителю должны быть известны хоть какие то ключевые значения. Иначе он не поймёт ничего. И послание окажется пустым и бесполезным. А в том случае, где художник не даёт заранее расшифровку сюжета и его привязку к чему то ещё, то тогда, наверное, он рассчитывает на определённого зрителя. И, может тем самым он пытается завязать с вами как бы диалог. Получить ответ на зашифрованный посыл. И это уже не один художник. В творчестве многих художников часто можно видеть различные интерпретации уже известных вещей, и в этом случае автор такого всегда как бы сталкивает зрителя с кем то ещё, с тем или с кем то, к кому он отсылается.
Спасибо за пост!!!
Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в город Мале, столицу Мальдив.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 12219
  • 178
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 7086
  • 34
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3557
  • 52
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 3343
  • 3
Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Какой «золотой квадрат»? Вам действительно это место кажется лучшим?! Вот когда Байбеку удастся воплотить в реальность скверы и парки, тогда я буду согласен называть старый центр золотым квадратом.
openqazaqstan
вчера / 16:53
  • 2696
  • 19
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2602
  • 67
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2204
  • 1
Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

У русскоязычных казахов два варианта, один - срочно отдавать детей в казахские школы, если видят их будущее в стране. Русскоязычным неказахам ещё меньше выбора. Надо становиться казахами.
Aidan_Karibzhanov
22 авг. 2017 / 18:08
  • 2273
  • 58