Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
64
05:38, 27 октября 2011

Нефть, поездка и бензин

Этот пост должен был появиться еще месяц назад. Но публикуется только сейчас. Причин для задержек было несколько: начиная c банальной лени, и заканчивая желанием все обстоятельно рассказать, собрать нужный материал, обдумать. И рассказать не только о поездке на месторождение РД КМГ, но и в целом про то, почему бензин у нас такой дорогой.

Blog post image

А теперь обо всем по порядку.

Так как у меня совсем немного фотографий, то для начала предлагаю посмотреть эти фоторепортажи:

  1. Фоторепортаж Григория Беденко и фоторепортаж Юлии Пивоваровой по поездке в Атыраускую область
  2. Нефть Казахстана. История в фотографиях
  3. Две стороны медали. Фоторепортаж на Voxpopuli
  4. Как добывают нефть. Сергей Доля
 

Часть первая. Нефть Казахстана

Общепризнанно, что высокие темпы экономического роста за последние годы достигнуты за счет благоприятной внешней конъюнктуры, высоких цен на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Если исключить ценовой фактор, то среднегодовые темпы экономического роста составят, в лучшем случае, не более 2-3%, причем значительная часть прироста продукции получена в добывающей промышленности посредством увеличения объемов добычи нефти. Вклад обрабатывающей промышленности, несмотря на высокие темпы роста, незначителен из-за ее низкого удельного веса в промышленности в целом. Вообще по некоторым оценкам более 80% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста экспортных цен на казахстанское сырье и продукты неглубокой переработки, в первую очередь, экспортных цен на нефть.

И мы все хорошо осведомлены что в нашей стране есть нефть, она добывается и экспортируется. При этом налоговые и экспортные поступления составляют значительную часть бюджета и нацфонда. К примеру за 2010 год в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 2 407 723 392 тыс. тенге (или $16,6 млрд), из них за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора  – 2 256 345 640 тыс. тенге (или $15,5 млрд), что составляет порядка 94%. Т.е. в прошлом году поступления в Нацфонд были сформированы на 94% от прямых налогов ($15,5 млрд) нефтяных компаний.

В сети много информации о нефтяном секторе Казахстана, поэтому приведу лишь основную:

  • Основная доля запасов сосредоточена в Прикаспийском и Мангышлакском нефтегазоносных бассейнах на северо-востоке Каспийского моря
  • Казахстан занимает 18-ую позицию в мире и 2-ую в СНГ по добыче нефти и газа, а также 10-ое место в мире по объему доказанных запасов (категория 1P)
  • Согласно прогнозам 70% добычи нефти и 85% добычи газа в Казахстане будут обеспечиваться крупнейшими месторождениями Тенгиз, Карачаганак и Кашаган

Blog post image

В мировом масштабе наша доля хоть и не значительная, но вполне ощутимая:

Blog post image

И если в 1992 году почти всю добытую нефть мы потребляли сами, то на сегодняшний день перерабатываем не более 15% добытой нефти:

Blog post image

При этом в отличие от многих стран мы наращиваем объемы производства:

Blog post image

Ну и один из самых интересных графиков, это структура добычи нефти по компаниям. Почти треть всей добываемой нефти приходится на КМГ, немногим менее 21% Шеврон (речь идет о Тенгизшевройл) и далее по убывающей:

Blog post image

Рейтинг крупнейших компаний нефтяного сектора по итогам 2009 года по версии журнала National Business

Крупнейшие компании Казахстана

(кликабельно)

 

Часть вторая. Поездка в Атыраускую область

В сентябре по приглашению АО «РД КМГ» я совместно с другими блогерами имел возможность посетить одно из месторождений в Атырауской области.

Для точности приведу цепочку владений (кто как взаимосвязан):

Правительство РК владеет 100% в АО «ФНБ «Самрук-Казына», которое владеет АО «НК «Казмунайгаз», а КМГ в свою очередь владеет частью акций (58% на конец 2010г) АО «Разведка добыча Казмунайгаз». В РД КМГ есть производственный филиал Эмбамунайгаз, в который входит НГДУ Жайыкмунайгаз.

Здесь хотелось бы внести ясность - у РД КМГ есть два производственных филиала - Эмбамунайгаз (ЭМГ, куда мы ездили) и Озенмунайгаз (ОМГ, там где бастовали):

Blog post image

Так вот в это нефтегазодобывающее управление и входит посещенный нами Блок «Лиман» (точки B, C, D).

Blog post image

(координаты я отмечал с помощью своей Nokia E7. Фотографировал этим же аппаратом)

Данный блок был приобретен РД КМГ в декабре 2005 г., его площадь составляет 6030 кв. км. На протяжении нескольких лет происходила геологоразведка, и только год назад (октябрь 2010 г) была открыта залежь нефти. Залежь располагается на южном склоне соляного купола Новобогатинск и находится в непосредственной близости от месторождений ПФ «Эмбамунайгаз. Как сообщают в самой компании, это первое серьезное открытие на суше, сделанное РД КМГ с момента ее создания.

Blog post image

В настоящее время портфель геологоразведочных проектов РД КМГ состоит из трех проектов: Лиман, Р-9 и Тайсойган. На этих объектах РД КМГ анализирует геологические данные, осуществляет бурение разведочных скважин и проводит двухмерную и трехмерную сейсморазведку.

В целом расходы на геологоразведочные работы в 2010 году составили 5,0 млрд. тенге (33 млн. долларов США). В 2011 году бюджет геологоразведки составил 17,6 млрд. тенге (117 млн. долларов США).

Кстати, в прошлом году компания РД КМГ показала такие вот результаты:

  • Добыча (включая долю в СП) – 270 тыс. б/с, на 16% выше чем в 2009 году
  • Экспорт (включая долю в СП) – 215 тыс. б/с, что на 20% выше чем в 2009 году
  • Выручка выросла на 26% (25% в тенге) с 3 291 млн. долл. США в 2009 до 4 135 млн. долл. США в 2010 году
  • Чистая прибыль выросла на 12% с 1 422 млн. долл. США в 2009 году до 1 591 млн. долл. США в 2010 году.
  • Экспортно таможенная пошлина (ЭТП) введена в августе 2010 года по ставке 20 долл. США за тонну и увеличена до 40 долл. США за тонну с 1 января 2011 года

Однодневный визит был очень насыщенный. Первым пунктом стала одна из установок, где производился отбор нефти для последующего анализа (точка B на карте):

Blog post image

Далее нас повезли в производственный цех №2 месторождения Юго-Западное Камышитовое, куда поступает информация суточной добыче нефти. (точка С на карте)

Blog post image

Помимо этого здесь работают геологи и операторы, которые отслеживают все сопутствующие параметры.

Blog post image

Ситуационный план НГДУ «Жаикмунайгаз»

Blog post image

Так выглядит годовой график добычи. Месторождение старое (разрабатывается с 1972 г), поэтому видно, что добыча снижается (темный график):

Blog post image

Далее на повезли в столовую (точка D на карте) посреди степи, где как раз начинался обед для рабочих:

Blog post image

Как можно заметить администрированием точек питания занимается отдельная компания KMG EP-Catering:

Blog post image

Так выглядит обед нефтяников

Blog post image

Надо заметить, что с утра и в обед каждому рабочему выдается 1,5 бутылка воды. Летом здесь очень жарко. Далее нас повели в административное здание, где живут нефтяники, работающие вахтовым методом. В НГДУ Жайыкмунайгаз работают либо вахтовым методом – 14 на 14 (те кто живет далеко), либо нормировано с понедельника по пятницу (жители близлежащих аулов). Начальники цехов живут в основном в Атырау, но чтобы каждый день не ездить по 140 км туда и обратно, в будние дни находятся на объектах, а в субботу-воскресенье отдыхают дома.

Blog post image

Кстати, здесь же есть библиотека и музей:

Blog post image

В музее висит занимательная картина

Blog post image

На ней изображены все руководители нефтегазодобывающего управления с момента его создания (слева-направо в хронологическом порядке). Правда проводивший экскурсию нынешний глава НГДУ с досадой отметил, что на картине он пока не изображен.

Поразительным является то, что здесь с особым трепетом относятся к истории своего предприятия: чтят и помнят бывших руководителей, хранят все грамоты, дипломы спартакиад и соревнований.

Blog post image

Статьи и вырезки старых газет

Blog post image

После плотного обеда с шубатом нам показали РВС (резервуары вертикальные стальные), где хранится и становится товарной добытая на месторождении нефть (точка Е на карте)

Blog post image

Все автоматизировано. Управляют только 3 оператора

Blog post image

и несколько техников

Blog post image

На том же месте функционирует лаборатория, где ежедневно делают анализ нефтИ (Работницы лаборатории почему-то делают ударение на "И")

Blog post image

Кстати, завлаборатрией работает здесь с 70-х годов. Говорит, что приехала по направлению и осталась.

Потом нас повезли на одну из "качалок" (точка F на карте) и в медпункт (точка G на карте)

Завершающим объектом, который мы посетили была буровая установка

Blog post image

За все время поездки мне удалось поговорить не только с экскурсоводами и представленными начальниками, но и с обычными рабочими. Хотя они не сильно шли на контакт. С каждым с кем мне удалось поговорить я неизменно спрашивал касательно забастовки их коллег из ПФ Озенмунайгаз и об условиях труда. Общее впечатление сложилось такое:

  • Тяжелые климатические условия
  • Бастующих не понимают. Считают, что люди там либо жадные, либо их кто-то подстрекает
  • Заработной платой удовлетворены, но с усмешливой оговоркой "денег много не бывает :)

За все время поездки встретил лишь одну обиженную работницу. Но обиженную не условиями труда или ЗП (ЗП говорит достаточно), а потому что грамоты у нее нет. Однако думается мне, что связано это не с конкретной компанией, а с характером человека.

После поездки мое отношение к бастующим не изменилось - все споры нужно решать в правовом поле. Покопавшись в отчетах РД КМГ это отношение закрепилось. И вот почему:

В 2010 году затраты на соцнужды в Атырауской (там где находится ПФ ЭМГ) области были даже меньше чем в Мангистауской (там где ПФ ОМГ):

Blog post image

Также, основываясь на исследовании Рейтинга добывающих компаний и местной власти население Атырауской и Мангистауской областей оценивает ситуацию на вполне приемлемом уровне:

 

 
 

Часть 3. Немного о бензине

В текущем году в стране получил развитие очередной топливный кризис, контроль над которым на некоторое время был взят в конце 2009-го. Дефицит ГСМ вызван отнюдь не форс-мажорными обстоятельствами, а системными хроническими проблемами в нефтепереработке и регулировании внутреннего рынка. Реальным и относительно быстрым решением улучшения его функционирования на сегодняшний день является интеграция. Интеграция внутреннего рынка нефтепродуктов с российским. Но цена избавления от изолированности и несамодостаточности – увеличение стоимости бензина в рознице еще на 20%.

Небольшой экскурс:

  • В 2009 году регуляторы обвинили в сложившемся тогда дефиците топлива как производителей, так и поставщиков и реализаторов ГСМ. Тогда наши чиновники объяснили недостаток сезонностью, а еще тем, что осенью и летом, когда резко возрастает потребность в бензине и дизтопливе, один из трех нефтеперерабатывающих заводов встает на ремонт. Тогда чтобы предупредить сговор и необоснованную спекуляцию основными видами топлива на розничном рынке, цены заморозили – к примеру, на марки бензина АИ-92 и АИ-93 – до 82 тенге за литр. Тогда же действовал запрет на экспорт нефтепродуктов.
  • Весь 2010 год рынок ГСМ функционировал по тому же плану, что и в 2009 году.
  • Ситуация стала выходить из-под контроля весной 2011 года – сразу после разразившегося в России топливного кризиса, связанного с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%, а также с удержанием топлива крупными компаниями.

Факторы и предпосылки топливного кризиса:

Во-первых, вследствие повышающейся ликвидности на сырьевых рынках, а также на фоне ближневосточной нестабильности цены на нефть продолжили рост, перевалив отметку в $100 за баррель. Как это повлияло? Все дело в том, что стоимость нефти российских поставщиков для ПНХЗ рассчитывается по определенной формуле, которая, в свою очередь, привязана к котировкам марки Urals на мировых рынках. Цена российского сырья для Павлодарского НХЗ, по данным Argus, в феврале увеличилась до $364-$365 за тонну, тогда как декабрьские поставки 2010 года проходили в пределах $333-$334 за тонну.

Blog post image

Оптовая партия высокооктанового бензина (АИ-92/93) производства ПНХЗ на внутреннем рынке уже только в этот период составляла $710-$735 за тонну (80-83 тенге за литр), в то время как та же марка производства Атырауского и Шымкентского НПЗ была в среднем на уровне $670-$690 за тонну, или 75-77 тенге за литр. При этом основным производителем высокооктанового бензина в Казахстане (и 55% от общего объема нефтепродуктов) является ПНХЗ, а средняя цена российской нефти марки Urals в январе-июле 2011 года сложилась в диапазоне $109,17 за баррель, или $794,7 за тонну.

Итого, нефть в цене растет, следовательно растет и нефть поставляемая россиянами на Павлодарский НПЗ. А Павлодарский НПЗ основной производитель высокооктанового бензина. При этом другие два казахстанских НПЗ отпускают бензин по низкой цене, потому что перерабатывают нашу нефть.

Во-вторых, другие два НПЗ с начала года снизили переработку нефти из-за затоваривания хранилищ мазутом и вакуумным газойлем (в основном поставляющихся на экспорт). В АНПЗ затоваривание произошло из-за нехватки цистерн, которыми перевозится мазут в Украину и страны Прибалтики. После того как резервуарный парк заполнился, завод был вынужден остановить установку по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ-2, а затем снизить производительность некоторых других установок на 50%.

Стоит отметить, что дефицит подвижного парка для вывоза нефтепродуктов, находящегося в ведении «КазахстанТемирЖолы», вызвал и снижение загрузки Шымкентского НПЗ. Кроме того, незадолго до этого, в ноябре 2010 года, завод был остановлен на плановый ремонт. В результате ненасыщенности рынка в Шымкенте оптовые партии бензина марки АИ-80 и АИ-92/93 подорожали в среднем до 76 тенге и 94 тенге за литр соответственно. Цена на дизель также пошла в сторону увеличения: 77 тенге за литр против 75 тенге в 2010 году.

Итогом этой ситуации стало сокращение казахстанским нефтеперерабатывающим сектором за первый квартал 2011 года выпуска автомобильного бензина на 23,4% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года – до 616,92 тыс. тонн. В том числе Павлодарским НХЗ – 224,97 тыс. тонн (60% к уровню I квартала 2010 г.), Шымкентским НПЗ – 247,69 тыс. тонн (93,1%), Атырауским НПЗ –144,26 тыс. тонн (87,9%).

Выпуск дизельного топлива составил 894,77 тыс. тонн (85,2%), мазута – 897,46 тыс. тонн (99,1%), вакуумного газойля – 171,84 тыс. тонн (81,8%) и авиакеросина – 99,26 тыс. тонн (82,4%).

В-третьих, удорожание импорта с России. Обычно нехватку ГСМ на внутреннем рынке мы традиционно восполняли за счет российского импорта.

Blog post image

До осени прошлого года для закупа основного его объема не было нужды пересекать границу. Дело в том, что на территории Северного Казахстана находится так называемая линейно-производственная диспетчерская станция (ЛПДС). Это проведенная еще во времена СССР российская труба для подкачки и слива ГСМ. Тут же находились нефтехранилища. Большая часть оптовых поставщиков получала российский бензин по данному маршруту, и далее топливо развозилось по территории Казахстана. Через ЛПДС импортировалось 40-50 тыс. тонн бензина и дизеля в месяц.

С ноября 2010 года департамент таможенного контроля Северо-Казахстанской области перестал подтверждать необходимые для оформления импортных партий сопроводительные документы. Станция, которая принадлежит «Транснефтепродукту», как оказалось, не прошла сертификацию и-за отсутствия приборов учета. Оптовым поставщикам пришлось менять маршрут перемещения нефтепродуктов, транспортировка по железной дороге при этом существенно увеличивала себестоимость продукции.

из статьи Natonal Business

Окончательно ситуацию на рынке нефтепродуктов в Казахстане подкосил топливный кризис, начавшийся в апреле в России. Из-за возрастающей рентабельности экспорта нефти и нефтепродуктов на внешние рынки дефицит сложился практически во всех регионах РФ. Пока местные органы власти принимали меры, а казахстанское правительство просило страны ТС ввести запрет на экспорт ГСМ, к июлю импорт российского бензина в Казахстане упал на 35%, дизеля – на 23%.

Ну и и что делают в такой ситуации оптовики? Правильно, прекращают реализацию ГСМ в ожидании повышения цен. Таким образом, летом большая часть нефтепродуктов на АЗС регионов была завезена акиматами в качестве зарегулированных обязательных поставок на внутренний рынок - как ответная мера.

Постепенно цены пришлось поднимать, чтобы как-то выравнить с российскими.

В-четвертых, планы по отгрузке ГСМ в регионы проваливаются:

Blog post image

Согласно таблице видно, что почти все регионы недополучили необходимые объемы ГСМ. Средний показатель исполнения плановых поставок составил 45,7%. Например, в августе Алматинцы получили всего 58% от необходимого объема, а Астана - 25%.

Blog post image

Ну и в завершении хочу привести рейтинг стран по ценам на бензин. Мы в конце Европы всей :-)

Blog post image

 

Спасибо, что дочитали до конца

Я в твиттере

 
64