место в рейтинге
  • 1486474
  • 3617
  • 170
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Цветные фотографии антарктической экспедиции 1915 года

Как многие из вас знают 3 декабря стартует Первая казахстанская автоэкспедиция на Южный Полюс. Остается только пожелать ребятам удачи  в покорении Антарктиды. Но как же люди добирались на полюс столетие назад, без мощных машин и ледоколов? Они преодолевали неимоверные трудности и подвергали себя реальному риску замерзнуть во льдах. Цветные фотографии одной из таких экспедиций мне удалось недавно найти. Это фото арктической экспедиции Эрнеста Шекелтона 1915 года. Эта экспедиция являлась частью грандиозной Имперской трансантарктической экспедиции 1914—1917 годов. Её целью было пересечение всего Антарктического материка. Экспедиция включала два отряда по 28 человек на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. На борту корабля «Эндьюранс» в экспедиции принимал участие фотограф Фрэнк Херли.
14 февраля 1915 года корабль застрял в паковых льдах вблизи Земли Луитпольда, южнее залива Фазеля. 21 февраля «Эндьюранс» оказался в самой южной точке своего пути — 76° 58' ю.ш., затем начал дрейфовать на север. Шеклтон объявил о начале зимовки, после чего собаки были спущены на лёд и размещены в специальных конурах, а жилые помещения судна стали утеплять.


(Под катом можно просто посмотреть цветные фотографии экспедиции, но я советую и прочитать полностью ее историю. С текстом фото производят даже больше впечатления)

30 сентября «Эндьюранс» перенёс тяжелейшие ледовые сжатия за всё время экспедиции и Уорсли сравнил корпус корабля с «воланом, который перекидывают дюжину раз». 24 октября сильный напор льдов со штирборта привёл к разрушению деревянной конструкции и образованию пробоины . На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C и пытаясь подвести пластырь. 27 октября Шеклтон распорядился начать эвакуацию на лёд. Обломки держались на плаву ещё несколько недель, что позволило извлечь множество оставленных вещей, в том числе фотокамеры Хёрли и 550 отснятых фотопластинок. Из-за огромного веса пришлось отобрать только 150 наиболее удачных, а остальные бросить.

После гибели корабля не могло быть и речи о пересечении континента: команде предстояло выжить. У Шеклтона было несколько вариантов маршрута, но особенно его привлекал остров Робертсона, откуда можно было добраться до Земли Грэма и китобойной базы в заливе Вильгельмины. Поход по дрейфующим льдам начался 30 октября 1915 года . За три дня удалось преодолеть всего 3 мили, после чего 1 ноября Шеклтон объявил остановку: предстояло дождаться таяния льдов. Лагерь на льду получил название Ocean Camp, причём находился в виду обломков «Эндьюранса», который окончательно затонул 21 ноября. 23 декабря поход возобновился. Он оказался чрезвычайно тяжёлым: люди проваливались в снег по колено, постоянно приходилось пересекать гряды торосов. Было предпринято несколько попыток бунта. 29 декабря Шеклтон обнаружил, что за неделю каторжного труда команда продвинулась всего на 7,5 миль. После этого был основан «Лагерь Терпения» (англ. Patience Camp), в котором команда провела более трёх месяцев. Вскоре начала ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было оставлено в Океанском лагере. 8 апреля льдина, на которой располагался лагерь, раскололась, причём палатки и запасы оказались на меньшей части льдины, продолжавшей разрушаться. Команда срочно начала грузиться на шлюпки, уже подготовленные к подобному событию. Шлюпки окрестили в честь спонсоров экспедиции: «Джеймс Кэйрд», «Дадли Докер» и «Стэнкомб Уиллс».

14 апреля они достигли юго-восточного побережья острова Элефант. Новый лагерь получил название Point Wild («Мыс Дикий»). Состояние людей быстро ухудшалось, как в физическом, так и в психическом плане, а постоянные штормы сорвали одну из палаток во временном лагере, и угрожали остальным. В этих условиях Шеклтон решил взять с собой небольшую команду на одной шлюпке и идти за помощью. 24 апреля 1916 года Шекелтон вместе с командой из шести человек отплыл на шлюпке «Джеймс Кэйрд». Первые признаки земли показались 8 мая, однако из-за урагана пришлось лечь в дрейф на сутки. Экспедиционерам угрожало кораблекрушение у острова Анненкова, однако состояние членов команды стало столь плачевным, что 10 мая Шеклтон решился на высадку, невзирая на все опасности. Команда находилась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), однако, судя по состоянию шлюпки, преодолеть это расстояние было невозможно. Винсент и Макниш были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы — к китобойной базе Стромнесс. Без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса, причём выглядели, по словам Уорсли, «как три чучела». В тот же день, 19 мая, норвежцы отправили моторный катер, чтобы эвакуировать Маккарти, Макниша и Винсента и забрать «Джеймса Кэйрда».

Уже через три дня после прибытия в Стромнесс, Шеклтон на борту китобойца The Southern Sky предпринял попытку выручить оставшуюся на о. Элефант команду. В мае поле паковых льдов не позволило приблизиться к острову ближе чем на 110 км, а китобоец не был приспособлен для плавания во льдах. Шеклтон отступил и отбыл в Порт-Стэнли. Шеклтону удалось заручиться поддержкой английского посла в Уругвае, и получить от правительства страны траулер, на котором 10 июня предпринял вторую попытку пробиться к о. Элефант, вновь безуспешную. Тогда Шеклтон, Крин и Уорсли отплыли в Пунта-Аренас, в Чили, где встретились с британским судовладельцем Макдональдом. 12 июля на шхуне Макдональда «Эмма» была предпринята третья попытка спасти команду: паковые льды и на сей раз не пустили судно к побережью. Тем временем на острове Элефант оставшиеся члены команды корабля продолжали бороться за жизнь. Когда вышли предполагаемые сроки ожидания, Уайлду пришлось разрабатывать распорядок с целью борьбы с зимней скукой. Развернулась охота на пингвинов и тюленей, были установлены кухонные вахты, по субботам проводили любительские концерты, по-прежнему отмечались праздники и дни рождения, но в целом состояние духа людей непрерывно ухудшалось. Обмороженные пальцы Блэкборо были поражены гангреной, и 15 мая Маклин и Макилрой провели ампутацию при свете свечей. При операции был использован хлороформ, она заняла 55 минут. Блэкборо не только выжил, но даже не страдал от осложнений.
На большой земле правительство Чили предоставило в распоряжение Шеклтона паровой буксир Yelcho, уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции в качестве вспомогательного судна. 25 августа началась четвёртая попытка, которая благополучно завершилась к полудню 30 августа: все участники зимовки на о. Элефант перешли на борт Yelcho. Вся команда прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.

На фоне событий Первой мировой войны возвращение членов экспедиции прошло незаметно для средств массовой информации, тем более, что люди возвращалась в Англию поодиночке, своим иждивением. Сам Шеклтон сумел провести короткое турне по США, и вернулся в Британию 29 мая 1917 года, что прошло почти незамеченным. В декабре 1919 года была опубликована книга «Юг» о злоключениях экспедиции, но и она не вызвала интерес современников. Эрнест Уайлд, как и другие выжившие члены команды, был призван на военную службу. Он скончался на Мальте 10 марта 1918 года. Маккарти и Читэм были убиты на фронте. Шеклтон даже участвовал в британской интервенции в Россию, работая в Мурманске до весны 1919 года. В 1921 года он организовал свою последнюю экспедицию на судне «Квест», в ходе которой скончался в возрасте 47 лет (в 1922 году). Антарктический материк был пересечён только в 1958 году экспедицией Британского содружества по маршруту Шеклтона от залива Фазеля до острова Росса за 98 дней, с использованием гусеничных транспортёров и ледовой разведки с воздуха.
В честь Эрнеста Шеклтона названы: берег, шельфовый ледник, пролив в Антарктиде, горы в Антарктиде (хребет Шеклтона), Канаде, Восточной Гренландии и и кратер у Южного полюса на Луне.

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
23 октября 2011, 23:19
975

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 21780
  • 63
Рианна за $2 млн. Очередные понты от «ЭКСПО-2017»

Рианна за $2 млн. Очередные понты от «ЭКСПО-2017»

Концерт Рианны всё-таки состоится летом в рамках культурно-зрелищных и спортивных мероприятий ЭКСПО-2017. Рианна крута, с этим никто не спорит. Но соберёт ли «Астана Арена» 30 тысяч зрителей при...
openqazaqstan
вчера / 14:29
  • 17921
  • 15
КТЖ подарило iPhone мошеннику за краденную фотографию

КТЖ подарило iPhone мошеннику за краденную фотографию

Украл в супермаркете — отправился в полицию. Украл фотографию — выиграл новенький iPhone 7 от КТЖ. Вот такая нехитрая получается история. Огромное спасибо Тамерлану Жумабекову, который обратил моё...
andche
сегодня / 0:06
  • 10435
  • 19
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 5250
  • 0
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 5062
  • 41
Почему наши парни выглядят как агашки? Хочется им сообщить, что мода на пафос прошла

Почему наши парни выглядят как агашки? Хочется им сообщить, что мода на пафос прошла

Когда уже люди смогут самоутверждаться за счет своего интеллекта, энергии, познаний и настоящей красоты, а не за счет авторитетного вида и не менее авторитетного дяди?
Bookenova_smartass
28 марта 2017 / 18:28
  • 4070
  • 91
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 5060
  • 36
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 4027
  • 14
Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Я не "Свидетель Иеговы". Мне приходилось защищать в судах и кришнаитов и коммунистов, хотя я и не разделяю их убеждений. Я защищаю свободу совести. Сегодня "Свидетели Иеговы", завтра,- каждый из вас.
nasreddin
25 марта 2017 / 17:18
  • 4196
  • 49