Цель

blog-vinokur 2011 M10 22
2003
5
10
0

Я преподаю в киноакадемии. У меня 50 студентов. Мужчины, женщины от 24-х до 40. То есть не дети уже. Я их спрашиваю, - Чего вы хотите, для чего пришли?Они: - Стать профессионалами, сделать большое...

Я преподаю в киноакадемии. У меня 50 студентов. Мужчины, женщины от 24-х до 40. То есть не дети уже. 
Я их спрашиваю, - Чего вы хотите, для чего пришли?
Они: - Стать профессионалами, сделать большое кино, победить на фестивалях…

Говорю им прямо, умышленно обостряю, - Не цель артиста – стать большим артистом. Не цель режиссера – сделать большое кино и прославится…Все это не цели. Уж больно все это для себя…

А вот если цель - использовать свой талант, чтобы передать людям какую-то очень важную вещь, ну например, что, никуда нам не деться, человечеству, что придется, рано или поздно, выйти из своих одиночеств и соединиться…О соединении говорить…Об объединении мира…Дать надежду. Талантливо говорить об этом. Убедительно. Так, как может сказать только профессионал. Чтобы услышали...
Что если для этого стать большим артистом, режиссером?..

Спрашиваю их…Они пока меня не слышат. 
А на моем веку столько примеров сожженных ребят!..
Когда амбиции и эгоизм сделали своё. И талантливые ребята «умирали» от зависти на пути к успеху, от того, что не первый в титрах, от того, что не главная роль, от того, что талантлив, но никто этого не замечает…они выли бессонными ночами, пили, кололись, чтобы забыться или сладостно страдать от несправедливости…

И всё потому что цель была - не та цель!
Поясняю, конечно, им, моим ученикам, что это мое мнение, то, к чему я пришел в свои 54 года.

В конце 70-х я уже отслужил год, был командиром отделения, сержантом, когда вдруг к нам в батарею прислали молоденького парнишку, такого рыжего, с детским лицом, - Яшу Степанова. Он оказался одним из ведущих артистов Ленинградского ТЮЗа. 
ТЮЗ в это время гремел в Ленинграде. Его режиссер Карагодский готовил своих артистов быть лучшими, делать свой театр – самым лучшим…И временно это удавалось. 

И вот театр должен был ехать в Париж на гастроли, и Яша, конечно, с ним…Но что-то не сработало там, в верхах, в секторе идеологии, обком вовремя не подсуетился, и военкомат быстренько загреб Яшу и отправил к нам, в снега, леса, к волкам, в Архангельскую область, в руки сержантов, которые рады были его погонять.
Так мы и встретились с ним.

Я – сержант, уже бывалый…он искал во мне защиту от приказов, холода и стариков. Мы часто говорили с ним об искусстве, он был восторженным, очень молодым, но его угнетали несвобода, наряды и бесправие. 
Я пытался, как мог, помочь ему, даже на некоторое время пристроил в клуб, - место элитарное. Но что-то у него там не пошло.

К счастью, армия его закончилась быстро. Как-то я пришел мертвый после наряда, свалился на свою койку и сквозь сон услышал, крик Яши:
-Товарищ сержант, я никогда вас не забуду!
Выяснилось, что за ним приехали. 
Обком разобрался, Яшу отозвали и отправили на завершение службы…в Париж. 
А потом и дальше, на гастроли по всему миру…

Я отслужил. Вернулся. Яша приглашал меня на спектакли. Он рвал подметки!..Он хотел сниматься, его начали брать в кино, он много играл в театре. Хотел, конечно, стать большим артистом, как и учил его Карагодский, и у него были для этого все данные…(В то время все в ТЮЗе были известные, крутые, самостные…и погруженные в себя…)

Но вот Карагодского посадили. Не стало «отца». 
Театр без него начал потихоньку увядать. 

Яша ходил по студии Ленфильма в поисках ролей… 
Его меньше брали. Я помню, он снялся в фильме «Зеркало для героя» на Свердловской студии в роли танкиста с обожженным лицом. Его так загримировали, что я с трудом узнал его…А потом еще и заменили его голос, продублировали кем-то ( до сих пор не понимаю для чего это было сделано).

Это было ударом для Яши. Как сейчас помню, он кричал, согнувшись от боли, в полупустом коридоре студии, - Суки, вы суки! вы сначала забрали у меня лицо, а потом лишили голоса!..От крика вена у него на шее вздувалась так, что я боялся, что она вот-вот лопнет…

Потом я начал встречаться с ним каждый месяц возле ленфильмовской кассы. 
Он брал в долг у всех, кто давал ему. (Я уже тогда получал свои первые гонорары за «Крик о помощи» - первый мой фильм.) Я знал, что не отдаст, но было его жалко…

Где-то через год-два, не помню, его не стало. 
Он спрыгнул с 11-го этажа. Оставил письмо, но я его не читал, только рассказывали мне, что там он писал о том, что не может так жить, измучен и одинок…

Так пришла к концу эта непутевая жизнь, талантливого человека. 
Цель была – стать большим артистом…и покорить мир…

Вот в этом-то вся и трагедия.

Оцените пост

10

Комментарии

0
Почитала и стало так грустно, подумалось, а что если наши цели отражают нашу суть, о себе подумала, неприятно, осознала, что у меня такие примитивные цели, всё о насущном.
0
творческие люди очень депрессивны и непредсказуемы... жаль конечно парня...но как вы сами говорите, начинать надо не с того... "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом"? никогда не понимала зачем... ведь не ради этого мы живем...каждый играет свою роль в жизни... и биться головой, а потом разочаровыватся от того что разбит твой лоб, а не стена...ни это ли бессмыслица жизни...?!
0
я думаю, что разобралась в своих целях. научите меня снимать хорошее кино...
0
грустно. что цели выбираются до того, как человек поймет, кто он такой, что он из себя представляет, и какое его место в жизни.
и будто время "высоких" целей прошло. и мышление стереотипное.
и свободу воли человек спешит обменять на несвободу и определенность - те самые уже кем-то заданные цели и задачи в жизни, не обременяя себя свободой выбора и самоопределение. пишу под впечатлением от отрывка из "Братьев Карамазовых" Достоевского, поэмы Ивана о Великом Инквизиторе и Иисусе. История о том, как предаются забвению или подменяются высокие идеалы. И все через "ах, он был уникальным человеком", "так, как он жить мало кто сможет!", "тысячи смогут, а сотни миллионов сгинут", а в результате - "чего стараться, выше головы не прыгнешь, будь, как все.."
Вот человек и подбирает цели, как все: по возможностям, по потребностям, по желанию. Но в рамках имеющихся категорий. А зачем? Потому что "так принято"?..
грустно.

И еще, никогда не понимал толком людей, которые делают какое-то дело смыслом своей жизни, выстраивают все свое мировоззрение, привычки, взгляды вокруг одного дела, пусть даже и любимого. (Может, так легче.)
А потом страдает, разочаровывается, примиряется или прожигает себя, угасает.
Но жизнь ведь куда больше любого дела. Ведь можно столько хорошего сделать и вне любой профессии, призвания!
Стараться быть хорошим человеком - чего в этом плохого? Или трудного?. Откуда такое стремление быть винтиком, частью отлаженного механизма общественных отношений, и (но) ничем больше?
Без того, кто ты есть, как ты можешь вносить что-то свое в дело, работу, искусство? Без окружающей тебя реальности, отношений?
Блин, сорю, отвлекаюсь, извиняюсь.
Люди искусства - низкий поклон, большая сила - большая ответственность :)
Спасибо за хорошие умные мысли.
1
С целями сложно бывает разобраться, тем более молодым, и тем боле выбрать ту самую цель, что не умрет, и не даст разочароваться, что будет двигать и давать сил. Если честно, история эта вызвала много мыслей, чувств, и много страха...Думаю, что какой бы ни была цель, все же многое зависит и от человека, не все те, что выбирают себе так скажем "материальные" цели их не достигали, и не все становились впоследствии дрянными личностями. У каждого свой путь и история...
P.S. нравится читать Вас, накрывает размышлениями :)
Показать комментарии