Made in Kazakhstan

kathakano March 5, 2012
526
0
1
0

В любом развитом государстве доля малого и среднего бизнеса занимает существенную часть. И цель любого развивающегося государства увеличивать данную часть корпоративного сектора. Доля МСБ в ВВП РК за...

В любом развитом государстве доля малого и среднего бизнеса занимает существенную часть. И цель любого развивающегося государства увеличивать данную часть корпоративного сектора. Доля МСБ в ВВП РК за 2010 год составляет 20,2% по данным статистического агентства РК. До развитых стран ЕС с их долей в 50% нам еще далеко, но это-то и понятно, проблема в самой структуре направлений отечественного бизнеса.

Основным направлением деятельности казахстанского малого и среднего бизнеса является торговля и оказание услуг. У нас незначительная доля производства товаров, то бишь отечественного продукта, бренда, товара с национальной добавочной стоимостью premium класса как такого нет. Назовите на вскидку пару отечественных торговых марок, название которых гордо ассоциируется со штампом «Made in Kazakhstan», кроме экспортных товаров из прайс-листа таблицы Менделеева. У нас нет потребительской идеи.

Помимо воли власти по реализации данной идеи, необходим спрос со стороны граждан, т.е. нас с вами. Спрос в виде не только потребления, но и гордости и лояльности по отношению к отечественному товару. Когда в самом дальнем ауле на полке единственного небольшого местного магазинчика рядом с банкой Кока-Колы будет стоять достойный представитель казахстанского бренда и при этом пользоваться большим спросом, нежели его заморский коллега, именно тогда будут появляться первые дивиденды и ростки национальной добавочной стоимости.

Сейчас предприниматели предпочитают проверенный бизнес: торговлю или оказание всяческих услуг. Никто не хочет связываться с производством. Это долго, муторно и неблагодарно порою. Строишь, строишь производство, а там и рейдеры нагрянут. Не без этого. Коррупция, слабое законодательство, высокие налоги, предвзятые суды, дорогой  капитал и многое другое. А вот и нет, господа! Это было, есть и будет всегда, где-то больше, где-то меньше. Бизнес – это всегда риск. История реализации американской мечты: приехал, работал много лет и вот он уже в списке Forbes у нас не приживается. У нас предпочитают по римскому принципу: пришел, увидел, хапанул. У нас очень мало известных историй успешных людей. Я не говорю, что таковых нет, просто они не освящены в должной мере. Ими не гордятся, а удивляются их способности к выживанию, так как их бизнес строился не благодаря казахстанской конъюнктуре, а вопреки ей. В США хотят строить бизнес, так как там шансы разбогатеть есть у всех и тому есть множество примеров.

Необходимо соединить молодой дух предпринимательства и волю государства в построении отечественного продукта. Не важно что это будет: от прохладительного напитка до инновационного нанопродукта. Не важно как это будет: по примеру Силиконовой долины, авторитарными методами Ли Куан Ю или же семейными подрядами чеболей и дзайбатцу. Не существует универсального метода и продукта. Построив технопарк и дав кучу денег мы не построим казахстанскую Силиконовую долину. Свой путь должен рождаться методом проб и ошибок, но процесс должен идти.

Указом на бумаге и удобрением из купюр с высоким номиналом дерево не заставишь расти и плодоносить каждый месяц, но можно создать условия для того, чтобы каждый стал стремиться к тому, чтобы посадить и вырастить хотя бы одно дерево, и укрыться в прохладной тени сможет каждый.

 

Оцените пост

1