Невинные мелочи

Рауан Маемиров 2009-10-15 13:39
4991
10
0
0

Много ли у нас вещей, с которыми нас связывают воспоминания? Являются ли они катализатором наших чувств, отражаются ли на нашем настроении? Когда ты неожиданно для себя вдруг замыкаешься, либо...

Много ли у нас вещей, с которыми нас связывают воспоминания? Являются ли они катализатором наших чувств, отражаются ли на нашем настроении? Когда ты неожиданно для себя вдруг замыкаешься, либо наоборот, начинаешь сиять. Обычно ими могут быть песни, независимо от чего-либо связанные с кем-то и поднимающие у нас в памяти фрагменты событий, и не факт, что реальных.

Начиная роман, я ожидал нечто особенного - и не ошибся. Поначалу легкое, но вдумчивое повествование не предвещало ничего особенного, пока второй волной не приходит осознание того, что в голове медленно тянется шлейф: люди, их привычки, устои - все это Турция.

Первая мысль - просмотр старых фотографий - нет, кадров из прошлого - и герой, дополняющий их своим рассказом. Но затем понимание того, что это нечто большее - именно музей! И смотритель, погрузившийся в те времена и показывающий нам дорогие сердцу экспонаты, каждый из которых - это история его самого.

К середине рассказа уже невозможно читать без перерывов на осмысливание и упоение, если так можно выразиться. Возможно, кому-то отдельные переживания героя покажутся чуждыми, но все же думаю, что каждый найдет в них что-то близкое. По-особому отличающиеся размышления о вещах, и не только о материальных. Иные размышления о любви - любви, что мелекләрдан чалдыкләр, как слагали бы они песню, тоже невинности, полагаю.

Все это напоминает елочку, увешанную музеями вместо шариков: чести, благородства, молчания, счастья - и мы продвигаемся по ней зигзагообразно, к самой вершине, венчаемой музеем невинности. Казалось бы, мелочи не представляют ценности, но именно они способны зажечь в человеке свечу, оставить след. Невинные мелочи, которые заставляют нас впоследствии верить, что мы были счастливы...

 

 

Книга явилась для меня чем-то вроде пояснения к предыдущим работам автора. Будь то "Снег" или "Черная книга", я постоянно возвращался к воспоминаниям о них: размышления Галипа в поисках Рюйи - мечты, утерянной безвозвратно - уже не казались мне нудными, а театр на сцене и в жизни в городе Карс казался мне солью, которую нужно разбавить чем-то вроде рассказов Суная Заима, чтобы не переборщить с напором на читателя. Не говоря уже о вещалке-журналисте, наводившем на мысль, что все, что официально, непременно сбудется.

В ней мы увидим героев всех его произведений, включая само семейство Памуков. Особенно приятно было видеть несравненного Джеляля Салика (героя "Черной книги"), не преминувшего блеснуть интеллектом: "И любовь, и газетная статья должны радовать нас именно в данный момент. Ведь красота и сила обеих выражается в том, что обе впоследствии нельзя забыть", - знал ли он, что предвосхищает идею и суть.

Почему рассказ протекает как любовный роман? Возможно, потому что в это время, которое автор называет не иначе как болезнью, человек наиболее восприимчив... точно вич какой-то - душа нараспашку, навстречу всем бедам. Но оттого же и мгновения радости бывают ярче и красочней, и герою мало запечатлеть их в памяти и наслаждаться ими в одиночку - он готов делиться с каждым, рассказать все без экивоков, без утаивания темных пятен. И тем самым, в отличие от других турок, заблудившихся в паутине сплетений сторон света и "потерявших свое я", автор призывает гордиться своей историей, а не копаться в дебрях национальной самоидентичности, то есть в поисках оной.

В своем интервью Тimeout Памук сказал, что пытается объяснить Турцию самим туркам. Не знаю, как турки, но мне хватило с лихвой, и я осмелюсь предположить, что начал понимать его творчество. Возможно, когда-нибудь побывав в Стамбуле, вместо какого-нибудь путеводителя Мишлена я буду ходить по его улицам с открытой книгой в руках. Стоит ли говорить, что реальный "Музей невинности" посещу обязательно.

Она и без того шла легко ввиду своей прозрачности и простоты изложения, но именно открытая лекция писателя в Москве помогла мне проникнуться ею, прочувствовать эпоху. И кто знает, оценил бы я ее по достоинству без пояснительных слов самого писателя.

Памук сказал, что никогда не откажется от своих слов, произнесенных в романе "Снег", но тут становится видно, что он определился с миссией. Об этом нам говорит и фирменный штрих автора, воспринимаемый мной как марсельеза. ;)

Оцените пост

0

Комментарии

0
у Памука многие книги посвящены богачам с нишанташи, в этом есть какая-то своя изюминка..
0
Мы Таиру на день рожденье подарили эту книгу))
0
Прочитала этот роман, я в восторге. В конце даже плакала. А еще очень захотелось посетить "Музей Невинности" в Стамбуле, надеюсь такая удача предоставится.
0
Я тоже хочу туда попасть. Если соберусь в Стамбул, музей в пятерке мест, которые я обязательно посещу. :)
0
Спасибо Quessir за эту книгу:))))
Показать комментарии