Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:11, 15 октября 2011

Африканские полярники Олега Митяева

Место, где человек получает первое признание, неизменно привлекает его всю оставшуюся жизнь. Так получилось, что один из самых популярных российских бардов Олег Митяев свою первую награду получил в Казахстане. В начале этого года, накануне своего 55-летнего юбилея он совершил гастрольный тур по нашей стране и дал концерты в Петропавловске, Астане, Караганде и Алматы.

Blog post image

Несмотря на свой звёздный статус, Олег Митяев не потерял своей естественности и открытости. Именно таким он предстал перед алматинцами, когда нам удалось с ним встретиться. Он прекрасно помнит свой первый приезду в Алма-Ату летом 1980 года. В то время на Медео проходил Всесоюзный фестиваль авторской песни. Это был редкий случай, когда горная арена катка «Медео» была отдана бардам. Палаточные городки гостей и участников фестиваля располагались по соседству в Кимасаровском ущелье. Олег в дуэте с Петром Старцевым, ныне возглавляющим объединение «Самарские барды», исполнил тогда свою песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Жюри удостоило дуэт звания лауреатов.

Интересно, что за год до этого в 1979 году Олег Митяев вместе с Петром Старцевым представлял эту песню на конкурсе Ильменского фестиваля в Челябинской области, но там ребята вообще не заняли никакого места. Лишь совсем недавно организаторы Ильменского фестиваля вручили Митяеву медаль 1979 года и попросили прощения. Впрочем, судя по всему, Олег и не обижался на них, ведь все эти годы он активно участвовал в работе этого фестиваля, наиболее близкого к его родному Челябинску.

Казахстанцы, пришедшие на концерты Митяева, могли увидеть, что его выступления отличает не только особое романтическое настроение, но и изящная аранжировка его песен. На этот раз в Казахстан он приехал гитаристом Радионом Марченко.

- Олег Григорьевич, как долго вы выступаете с Радионом Марченко? Какие критерии у вас при отборе партнёров?

- Это непросто войти в наш коллектив. Должна быть какая-то совместимость помимо мастерства. С Радионом мы работаем уже пятый год. Он закончил консерваторию по классу гитары. В нашем коллективе ему чаще всего приходится играть на бас-гитаре. Но он справляется со всем.

Blog post image

- Есть ли у вас песни, рожденные в Казахстане или имеющие к нему отношение?

- Оказалось, что я очень мало знаю о Казахстане. И мне сейчас захотелось больше узнать. Я мало знал о сталинских лагерях, расположенных здесь. Интерес к Казахстану обусловлен ещё и тем, что моя мама родилась в Северо-Казахстанской области. Поэтому ещё многое мне предстоит узнать.

- Вам надо постоянно поддерживать голос в хорошей форме. Как вы спасаетесь от простуды?

- Да какой там у бардов голос? О чём вы говорите? Вообще, я стараюсь во время концертов не орать.

- Что вам больше нравятся «Уральские пельмени» или Уральские Ильмени?

- Ильменский фестиваль, который проходит на озере Ильмень в Челябинской области, на мой взгляд, играет важную роль. Каждый год в этом живописном месте собирается более 40 тысяч человек. Нередко приезжают и казахстанцы. Так что всех приглашаю.

- Ваше творчество, овеянное романтикой, заметно отличается от песен Высоцкого. Как вы к нему относитесь?

- Песни Высоцкого всегда на слуху, потому что они пророческие. Они имеют отношение к каждому, какие бы времена не наступали – «И ни церковь, ни кабак – ничего не свято». Любую песню, которую поёт Высоцкий, ты слышишь и чувствуешь, что это настоящее. Недавно я был втянут в авантюру с исполнением песен Высоцкого для одного телепроекта. Если бы его сын Никита меня так не уговаривал, я бы никогда не решился на это. Там были такие замечательные исполнители, как Безруков, Лепс. И в целом на съёмочной площадке была хорошая атмосфера.

- Был ли у вас кризис среднего возраста?

- Нет, ещё пока не было. Наверное, рано. У меня замедленное развитие.

На тему возраста мне однажды пришла записка «Спойте песню «Тихо подрастает на щенках поросль».

- Когда работа совпадает с твоим любимым делом, это называют счастьем. Вы можете это сказать о себе.

- Собственно, да. К этому добавляется моя лирически-оптимистическая натура. Нельзя сказать, что я устаю, даже когда концертов много.

- Но ведь на Грушинском фестивале невозможно спать?

- Я не отказываю себе во сне. Это раньше было, мы ходили по кострам. Сейчас очень сложно находится круглосуточно на Грушинском фестивале и ходить по кострам. Приходится приезжать, выступать и уезжать.

- Какой вид спорта подходит для бардов лучше всего?

- Здесь каждый выбирает для себя сам. Юрий Визбор занимался альпинизмом и горными лыжами. Юрий Кукин также, как и я, закончил институт физкультуры, он специализировался по фигурному катанию, я – тренер по плаванью.

- Насколько мы знаем, вы увлекаетесь настольными играми?

- Я вынужден играть в бильярд, потому что мой сосед Эльдар Александрович Рязанов заставил меня полюбить эту игру. Теперь у нас с ним постоянно идут «зарубы». Конечно, это не только игра, но и общение. Мы ведь любого можем пригласить – к нам приезжают поиграть Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник. Они все играют хорошо, но все проигрывают Рязанову просто из уважения.

- Несмотря на обилие всевозможной пищи, наши люди выглядят физически слабее по сравнению с советскими временами. Это отражается и на спортивных достижениях. Что нужно делать, чтобы перебороть эту тенденцию?

- Для это нужно развивать массовый спорт. Это то, что было у нас. Нам не надо ничего придумывать. Нужно постараться вернуть хотя бы часть того, что существовало в советские времена. Это хоккейные коробки во всех дворах, футбольные секции, детско-юношеские спортивные школы. Внешкольный досуг был раньше очень организован. Многие мастера вышли из дворцов культуры и спорта, из каких-то кружков - авиамодельных, театральных, танцевальных. И кроме этого везде были бесплатные спортивные секции. А сейчас даже олимпийцам приходится платить свои деньги, чтобы их подготовка проходила на должном уровне. В советское время всё это было за государственный счёт. И это было абсолютно правильно, потому что это здоровье нации.

- На ваших дисках есть песни с ярко выраженным африканским колоритом. Как они появились? Приходилось ли вам исполнять их в Африке?

- В начале 90-х, когда были тяжелые времена, нам удалось организовать тур по Германии. Он прошёл очень успешно, и затем нас пригласили в ЮАР. Мы были там два раза. У нас даже вышел компакт-диск, записанный в Национальном театре в Претории. Там было много свободного времени, я стал писать песни и писалось очень хорошо. Несмотря на то, что я был в Африке, почему-то песни сочинялись про полярников и про актрис. Конечно, над темой полярников я думал и раньше, но почему-то песни о них легко рождались именно в Африке. А затем я там же исполнял их. Когда я пел на русском, то сначала с помощью переводчика рассказывал, о чём песня. Затем я выучил несколько песен на местном африканском языке, и исполнял эти песни на концертах. Их нужно было исполнить правильно, это было непросто. Когда я вернулся, я ещё долгое время помнил африканские песни и даже как-то спел их на телевидении.

- Кого из певцов вы слушаете для души, когда, например, едете в машине?

- В последнее время я слушаю свою супругу актрису Марию Есипенко, которая начитала 16 часов романа Флобера «Мадам Бовари». Не потому, что очень нравится. Я вынужден это делать - она же потом спросит. Вот с таким трудом происходит моё образование.

- Почему бардовские клипы редко появляются в эфире?

- Говорить нужно не только о бардах. Мы не видим и настоящую поэзию в эфире. И настоящей музыки мы слышим очень мало. Мы просто отвыкли от того, чтобы слушать серьёзную музыку и поэзию. Для этого надо иметь какую-то основу. Если бы мы лет двадцать назад сделали образование и воспитание нашей национальной идеей, то сегодня мы бы не занимались переименованием милиции в полицию, потому что всё могло бы быть по-другому. Наших детей с юных лет должна окружать великая литература и великая музыка, а не реклама сникерсов, которую ежечасно вдалбливают в голову. Авторская песня – это как переходная ступенька к большой поэзии и большой музыке. Поэтому она играет более важную роль, чем популярная музыка, которая чаще всего разрушает вкус. Поэтому начинать надо с образования.

 

Олег БЕЛОВ

Фото Виталия ДВОРЕЦКОГО

Журнал «Ветер странствий Казахстан», №3, июнь, 2011

Другие статьи на эту тему:

http://ottow.narod.ru/mityaev.html

0
276
0