Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
02:39, 16 октября 2011

"1900-й" - впечатления от спектакля не театрала

"В глазах людей видно то, что они увидят, а не то, что они видели"
Алессандро Барикко. Новеченто (1900-й)

Это история человеческой жизни. Жизни очень необычного человека. Он был настоящим гением. Это история гениального пианиста, родившегося и всю жизнь прожившего на корабле.
Спектакль на котором мне довелось побывать сегодня поставлен по пьесе итальянского писателя и  драматурга Алессандро Барикко, известной многим благодаря ее экранизации - фильму «Легенда о пианисте». Я фильма не видел так что сюжет для меня был абсолютно новый.
Так как пьеса является театральным монологом, то и постановка была моно-спектаклем. Несколько необычный формат, но меня очень впечатлил. Во многом конечно благодаря великолепно сыгранной Олегом Меньшиковым роли.

Blog post image

Я вообще не часто хожу в театр и театралом назвать себя не могу, но хочу поделится впечатлениями от спектакля.

Постановка начинается с истории жизни корабельного музыканта. Он рассказывает о том как попал на пароход "Виржинец". Всего через четыре дня после того как он устроился в корабельный оркестр трубачом пароход попадает в шторм. Во время бури он знакомится с другим корабельным музыкантом, пианистом Дэнни Будманом Т.Д. Лемоном 1900-ым. Он был найден на корабле младенцем (в 1900-ом году) и всю жизнь провел на борту не разу не сойдя на берег. 1900-й был гениальным пианистом воплощавшим в своей игре все радости не прожитой им жизни. Однажды он все таки решил попробовать спуститься на землю "чтобы посмотреть на море со стороны". Он так и не смог этого сделать увидев безграничность мира :" Весь этот мир/Этот мир вокруг, ты даже не знаешь его пределов/
И как он велик/Вам никогда не бывало страшно, что вас разорвет на мельчайшие части при мысли одной об огромности мира, лишь только подумать, а чтобы в нем жить.../А я родился на этом судне. Мир проникал сюда, пара тысяч людей за рейс.И даже сюда добирались желания, но только не больше того, что вмещало пространство между кормой и носом. А ты играл, играл свое счастье, на клавишах этих, что не бесконечны. И так я узнал. Земля - корабль, слишком большой для меня. И дорога слишком длинна. Женщина слишком красива. И аромат слишком резкий. Музыку эту играть не под силу. Простите. Я не сойду на берег. Позвольте вернуться назад." Он понял что уже никогда не сможет сойти с корабля и распрощался со всеми своими желаниями и мечтами. В конце пьесы он остается на корабле который должны потопить.

Blog post image

Всю эту историю воплотил на сцене Олег Меньшиков. Несмотря на то что это был моно-спектакль актеру в процессе монолога пришлось перевоплотится во множество персонажей пьесы. Он был и трубачом рассказывающим эту историю, самим пианистом, чернокожим матросом Дэнни Будманом который нашел мальчика на корабле и любил читать результаты скачек ради смешных имен лошадей, изобретателем джаза Джелли Роллом Мортоном (устроившим дуэль с 1900-ым, в которой тот одержал блестящую победу). Все эти роли в рамках одного монолога Меньшиков воплотил блестяще. Помимо чтения монолога ему приходилось в некоторых сценах танцевать и показывать различные фокусы. Он был очень артистичен.

Blog post image

Blog post image

Декорации также были великолепны. . Художник Игорь Попов построил деревянный помост, углом врезающийся в авансцену, — это палуба корабля. Посреди нее стоит рояль, сзади примостилось джазовое трио. Через какое то время у вас создавалось впечатление что вы плывете на этом корабле вместе с персонажами пьесы. Звуки гудка парохода помогали почувствовать это. Накидываемые на сцену и меняющиеся завесы использовались при смене сюжетной линии. Например колышущаяся завеса позади актера во время сцены со штормом. Корабельные канаты, мачты, выплывающие элементы - все это также добавляло атмосферы. Летающий во время шторма рояль особенно мне понравился. Сюрпризом для зрителей в конце спектакля стало то, что платформа на которой проходило все действие пьесы оказалась движущейся. Она медленно поднялась над сценой и также медленно опустилась с последними словами героя.
Осветители тоже поработали на славу. Сложная конструкция освящения видимо была проработана до мельчайших деталей чтобы в нужный момент тень падала именно под определенным углом. Это был отдельный театр света-тени. Он помогал прочувствовать трагизм или комизм в определенных сценах.

Blog post image

Отдельно стоит сказать о музыкантах. Они как раз и передавали всю музыкальную часть пьесы. Играли джаз, блюз, регтайм, классические мелодии. Я конечно не обладаю особым музыкальным слухом, но мне показалось что делали они это очень даже не плохо.
Все это вместе - интересная пьеса, игра Олега Меньшикова, масштабные декорации, световые эффекты и живая музыка производили неизгладимое впечатление. Постановка была масштабной и грандиозной несмотря на формат моноспектакля. В голове складывался свой образ, своеобразный фильм созданный воображением на основе визуального воздействия производимого спектаклем. Можно было представить себе этот корабль, этого трубача, гениального пианиста и других персонажей пьесы. Казалось они все стоят перед тобой, живут, переживают, грустят и веселятся.

Blog post image

Вот какое впечатление лично на меня произвела эта постановка. Времени потраченного на поход в театр я не жалею поскольку получил от спектакля огромное удовольствие.

P.S. в зале было категорически запрещено фотографировать, так что все фото с просторов интернета.

3
320
2