Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:35, 09 октября 2011

КАЗАХСТАНСКИЙ ВЫБОР: РАСТУЩИЙ ТРЕНД ИЛИ УГАСАЮЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА?

Руслан Жангазы

политолог

Поводом к написанию настоящей заметки стали два значимых с моей точки зрения события, произошедших недавно:

1)   Министерство иностранных дел Казахстана объявило о разработке программы «Азиатский вектор развития»;

2)   Премьер-министр России Владимир Путин написал статью, где обозначил свои планы по ускорению политической интеграции путем формирования Евразийского Союза.

Обозначу свою позицию по первому пункту сразу – я приветствую инициативу МИДа, даже нахожу ее несколько запоздалой. На мой взгляд, давно пора было пересмотреть наши внешнеполитические ориентиры в сторону усиления Азиатской повестки.

Необходимо особо отметить, что согласно прогнозным оценкам ведущих международных организаций и докладам разведслужб – в XXI веке произойдет стратегическое перемещение «центра силы» в Азию, в которой продолжается накопление критической массы военных, политических и экономических ресурсов.

Очевидно, что беспрецедентный в мировой истории геополитический рывок совершит Азия, что повлечет тектонические сдвиги  в сторону повышения международной роли группы быстрорастущих держав континента в глобальной архитектуре безопасности.

Уже сейчас в Центральной Азии четко обозначился «глобальный тренд, идущий с Востока».

На современном этапе Казахстан испытывает мощное быстрорастущее воздействие «Восточного тренда», который способен предложить нам громадные инвестиции, открытый доступ к собственному рынку, и подчеркнуто равноправное сотрудничество по широкому кругу вопросов.

Азиатский колосс – Китай – это для Казахстана и вызов, и возможность одновременно.

Конечно, можно руководствоваться фобиями, которые царят в простонародье в отношении Китая. А можно прагматично подойти к этому делу и «зацепиться» за одну из самых динамичных и огромных экономик мира, которая безудержно растет в среднем на 10%. Да простят меня националисты за эти слова!

Какую же Казахстан имеет альтернативу «Восточному тренду»? Отвечу честно – не очень привлекательную.

Ее, кстати, обозначил в своей статье Владимир Путин. Что это было? Задаюсь вопросом.

Во-первых, это можно расценивать как мелкую попытку сплагиатить идею Нурсултана Назарбаева, которую он выдвинул, выступая в МГУ еще в 1994 году. Вообще-то, это не достойно премьер-министра страны, которая претендуют на статус региональной державы.

Во-вторых, Евразийский Союз Назарбаева и Евразийский Союз Путина имеют принципиальные концептуальные различия. Президент Казахстана считает, что в основу любого интеграционного проекта должны лечь принципы прагматизма, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Необоснованное ускорение политической интеграции, не подкрепленное ощутимой экономической основой, чревато усилением центробежных тенденций. Следует помнить, что политическая целесообразность вторична по отношению к экономическому прагматизму.

В-третьих, создается устойчивое ощущение, что В.Путин решил не столько придать импульс интеграционным процессам, сколько обозначить имперское возрождение России в качестве внутриполитической повестки на следующий президентский срок. Стиль изложения, очевидная несогласованность с партнерами по ТС и отсутствие существенных аргументов – свидетельствуют об этом.

Межгосударственная интеграция – это не средство удовлетворения личных амбиций отдельных политиков, а осознанное движение народов навстречу друг другу. Если это действительно выгодно обоим народам, проживающим бок о бок веками, то интеграция произойдет и без вмешательства в этот процесс правителей.

Нурсултан Назарбаев не раз отмечал, что правители приходят и уходят, а народам жить вместе.

В то же время, когда соседи по СНГ наблюдают негативные процессы на Манежной площади, которые развиваются с молчаливого одобрения русской элиты, то рассуждения о политическом союзе выглядят, по меньшей мере, издевательством.

В этом ключе можно вспомнить военный конфликт «888», когда Россия создала опасный прецедент, применив военную силу против постсоветского государства, не представлявшего для нее непосредственной угрозы. Этот конфликт еще долгое время будет оставаться «отталкивающим фактором» в отношениях с Россией.

Предполагаю, что резкая линия поведения России по отношению к соседям по СНГ является своего рода проекцией комплексов, сформированных в результате высокомерного отношения Запада к русским.

С этой точки зрения интересно наблюдать за заявлениями российского руководства, которое на глобальных форумах спокойно может сообщить, что она является частью Европы, а через некоторое время в статьях доказывать необходимость формирования Евразийского Союза.

В-четвертых, в самой статье В.Путина было много «месседжей для Украины», призывающих ее присоединится к интеграционным процессам. Вообще, заметил, что на российских площадках даже на экспертных дискуссиях Казахстан не рассматривается как участник интеграционных процессов. Казахов просто не обсуждают! Все желают видеть Украину и Беларусь, а Казахстан даже не упоминается! Так это Евразийский Союз или Славянский?! Может мы не туда попали? Не по адресу?

Однако же, как известно, ведущая интеграционная роль и выдающаяся заслуга в этом деле принадлежат Нурсултану Назарбаеву.

Нурсултан Назарбаев – это Роберт Шуманн Евразийской интеграции, автор и вдохновитель Евразийского Союза.

Гипотетически можно допустить мысль об ускорении политической интеграции, но только при условии, что Нурсултан Назарбаев станет главой Евразийского Союза.

Но согласится ли на это Путин? Вот в чем вопрос.

Смею заверить, что эта мысль не так уж и не обоснована. Так, зондаж общественного мнения в Турции показывает, что население братского нам государства в случае формирование Тюркского Союза – другой конкурирующий тренд – готово принять в качестве лидера объединения Нурсултана Назарбаева. В тюркском мире за ним прочно закрепился статус «Второго Ататюрка», ни больше, ни меньше.

Казахская элита во главе с Назарбаевым с первых лет независимости последовательно и конструктивно выражала поддержку всем интеграционным инициативам на постсоветском пространстве.

Почему нет соответствующего отношения к Казахстану?

Почему Россия игнорирует очевидные заслуги Казахстана в деле развития интеграционных процессов?

Почему в российском общественном мнении не отмечают выдающийся вклад Казахстана в развитии народной дипломатии?

Почему стратегическим приоритетом №1 для нашего МИДа является Россия, а для нее мы где-то между вторым и третьим десятком (в зависимости от тональности статей Путина)?

Назарбаев самостоятельно проделал все то, что должна была сделать Россия за все эти двадцать лет!

В то время пока Россия не может договориться с крохотной Грузией о согласии на вступлении в ВТО, Казахстан возглавил ОБСЕ и ОИС.

К сожалению, некоторые действия российской стороны не соответствуют положениям, закрепленным в Договоре о вечной дружбе между нашими странами.

Думаю, Россия переболеет эту и другие болезни. По крайней мере, казахстанцы искренне желают скорейшего выздоровления и отрезвления российской элите.

Пора бы уже определиться России - кто на самом деле ей стратегический союзник, а кто просто выторговывает себе более выгодные условия поставок нефти и газа.

Для казахстанского и российского народов объединяющих факторов больше, чем разъединяющих. Это и наиболее протяженная граница, и общее историческое наследие, и богатые традиции взаимных связей, а также ментальная близость.

Особо отмечу, что Казахстан продолжит внешнеполитический курс на стратегическое сближение с Россией, но теперь уже с учетом «специфических» взглядов российского руководства.

Так что же мы выберем?

Растущий тренд в лице Китая или угасающую перспективу в лице России?

Реальные обширные инвестиции или нереализованные имперские амбиции?

Будем на стороне сильных или на стороне заведомо проигравших?

Объединим усилия с эволюционно зарождающейся державой или со стремительно вырождающейся?

Все эти поставленные вопросы нуждаются в честных ответах.

И эти ответы также зависят от дальнейших действий российского руководства.

0
123
0