Нынешние пианисты

Олег Переверзев 2011 M10 7
2931
23
16
0

Если заглянуть ко мне на терабайтный жесткий диск, то можно увидеть какие записи нынешних пианистов есть у меня и каких я люблю слушать и смотреть.

Если заглянуть ко мне на терабайтный жесткий диск, то можно увидеть какие записи нынешних пианистов есть у меня и каких я люблю слушать и смотреть. Вот такие имена: Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Аркадий Володось, Евгений Кисин, Александр Гаврилюк и Алексей Султанов. Но еще добавлю к посту несколько имен: Марта Аргерих, Ланг Ланг и Денис Мацуев. Все эти имена звучат в наше время больше всего. Которые находятся на пике славы. Но оставят-ли они огромный след как некогда та пятерка, о которой я уже говорил. Здесь конечно сыграет объективная оценка слушателей (видимо некое среднеарифметическое), потом аудио и видеозаписи, затем некая интересная история жизни пианиста – легенда, и т.д. и т.п. Здесь не будет рейтинга, здесь будут мастера своего дела.

Многие пианисты сейчас умеют многое по сравнению со старым поколением. Технический прогресс, качество обучения (не всегда и не везде, но все-же),  наличие качественных музыкальных инструментов - все это дает, конечно, мощный толчок для музыкального образования в мире. Раньше многие не умели импровизировать, сочинять музыку, объединять дирижерство и пианизм…

В наше время процент профессионалов увеличился, но в тоже время нужно как-то «выстрельнуть», как-то засветиться. Пример недавний: безрукий китайский пианист играл ногами и выиграл «Минуту славы». Думаю, что творческим людям трудно самим пробиться и потому не могут обойтись без помощи менеджера, администратора или просто хорошего друга у своего плеча, и потому видно, что он выбрал «некую беспроигрышную» программу чтобы выиграть этот конкурс.

Вот Плетнев и пианист, и дирижер, и композитор. В его власти Российский национальный оркестр (РНО). У него, кстати, даже есть «Казахская рапсодия для скрипки с оркестром». Его кстати многое «роднит» с нашей культурой. В свое время он посещал нашу страну, и многие музыканты из Казахстана учились вместе с ним. Премия «Грэмми» в области классической музыки (которую по его словам - проснувшись утром, сам не ждал - за него все сделала Марта Аргерих), обвинения в педофилии – все это дало ему тоже некоторую известность. Но мне нравится его потрясающая игра на фортепиано. Его манера, изысканность, точность, виртуозность, философия. Сказываются дирижерская и композиторская деятельности на его развитие. Как в свое время был и Рахманинов – пианист, композитор, дирижер.

Соколов! Какая-то жизнь присутствует в его игре. Она волнует, увлекает, играет он очень эмоционально. Считаю его и Плетнева одними из величайших пианистов нашего времени. Играет до 80 концертов в год. Он конгениальный комментатор, который пользуется текстом для создания новой реальности. То есть что сыграл, то и написано. Так разве что у Глена Гульда получалось. С ним Соколова чаще всего и сравнивают.

Мацуев тоже играет и классику, и джаз. Умеет импровизировать. Разъезжает по миру с концертами, не стесняется играть на разного рода вечеринках. Не могу его слушать, ведет себя за роялем очень вычурно, манерно и складывается впечатление, что он это делает специально. Это немного напрягает, когда его видишь и слушаешь.

Кисин в свое время тоже сочинял. Но не исполняет своих произведений на концертах. До сих пор ездит со своей старой учительницей по миру с концертами. И это придает его игре какое-то ученичество, хотя играет очень хорошо. Он никогда не участвовал в конкурсах.

Кстати все знают Дмитрия Маликова. Но не все знают, что он имеет консерваторское образование по классу фортепиано. Также в свое время давал классические концерты. Но видимо направил в то время не в то русло свои силы и «сдулся»! По моему мнению, он мог выйти в прекрасного музыканта, но все мы слышим, во что он превратился. Его последний «попсовый» фортепианный альбом просто невыносим.

Марта Аргерих (Аргентина) – женщина, которая смогла показать миру, что не только мужчины умеют хорошо играть на рояле. Как часто говорят: «Рояль – это мужской инструмент!» Для многих представительниц прекрасного пола – это эталон игры на рояле.

Володось начал серьезно заниматься на фортепиано с 16 лет. Пел в хоре и  мог-бы стать настройщиком фортепиано. В конкурсах не участвовал. Играет очень редко. Примерно два раза в год, в отличие напр. от Мацуева, который играет до 100 и более концертов в год. Больше славится своими обработками известных пьесок. Мастер импровизации. Знаменитый пианист Дьердь Циффра подарил ему свой рояль.

Ланг-Ланг - китаец. В последнее время Китай производит на мировой рынок не только хорошие товары, но и хороших пианистов. Очень радует, что Китай на государственном уровне поддерживает его. Это его лицо, и они не боятся показать себя с разных сторон: и в музыке, и в спорте, и в шоу-бизнесе. Яркий, даже эксцентричный исполнительский стиль. В пять лет вундеркинд уже выиграл свой первый конкурс, а в девять - поступил в Центральную Китайскую консерваторию. Недавно Ланг Ланг стал "лицом" Audi, а также подписал соглашение о сотрудничестве с немецкой компанией, согласно которому отныне пианист будет ездить исключительно на автомобилях этой марки. А буквально на днях журнал Wall Street Journal назвал его в числе "20 величайших молодых людей мира". Не стесняется участвовать в различных проектах, кроме классики, тем самым расширяя свои границы.

Гаврилюк один из многих подающих надежды молодых пианистов нашего времени.

- Я учился у моих кумиров. У Артура Рубинштейна — в его исполнении Шопена столько брызжущей поэзии! И всего три урока — но каких урока! — дал мне Николай Петров, музыкант и мастер, перед которым я преклоняюсь. После победы на престижном Международном конкурсе пианистов в Хамаматсу, японская пресса единодушно назвала его «самым многообещающим молодым пианистом конца ХХ столетия».

- С тринадцати лет один, а с восемнадцати лет даже занятия проходят без педагога. Вот я слушаю записи Горовица, его я могу слушать бесконечно. Я вдумываюсь, сопоставляю исполнение разных музыкантов.

И в конце упомяну Алексея Султанова. Пианист с Узбекистана. Рано ушел от нас - в 35 лет! Инсульт! Уже в восемь лет он играл Ре-мажорный концерт Моцарта, вскоре к последнему присоединились Третий Бетховена, Второй Шопена, Второй Рахманинова, Первый Чайковского... Его называли "самым ярким представителем особого вулканического класса пианистов". Очень жаль!

Невозможно сказать, кто из них лучше играет или выдающийся. Почему? Да потому что должно пройти некоторое время, и оно лишь расставит все на свои места. В начале пути многие так сказать «разогреваются», а потом все-таки «сдуваются».

Оцените пост

16

Комментарии

0
А если заглянуть ко мне на террабайтный диск. то можно увидеть... хотя нет, лучше не смотреть.
0
Так классно! =)
0
Денис Мацуев был в прошлом году в Астане. Согласна, что он импульсивный, но очень талантливый музыкант.
0
Я слушал Мацуева вживую (на концерте с Гергиевым в Алма-Ате), и он меня потряс своей энергетикой (хотя, больше меня, конечно, Гергиев потряс, что характерно). Я молчу о том, сколько я его переслушал в записи, поскольку это утратило значение после живого прослушивания (впечатление от "живяка" несоизмеримо более сильное).
Импровизатор он тоже достаточно интересный. Очень яростная у него манера импровизировать. Он любит в своих импровизациях показывать свою бешенную пианистическую технику, что (замечу справедливости ради) не всегда интересно с музыкальной точки зрения. Все-таки я его воспринимаю именно как классика, который круто умеет играть джаз, но не как полноценного джазмена, хотя у Телониуса Монка не было такой техники...
Что касается Плетнева, то он у меня ассоциируется прежде всего с Чайковским (именно, как пианист. Как дирижер он мне совсем не нравится), Марту Аргерих я люблю за ее подход к Шопену. Ланг Ланга вообще не перевариваю. Не могу его слушать. Технарь он, конечно, бешенный, да и вообще, очень подкованный во всех отношениях парень, но мне его игра кажется неимоверно бездушной, даже не смотря на хвалебные отзывы о нем из уст таких Титанов, как Гергиев и Баренбойм.
Кстати, а как Вам Баренбойм? По мне, так очень интересный музыкант с очень осмысленной игрой, более того - очень сильный дирижер.
К остальным именам из Вашего списка отношусь с крайним уважением. А имя Алексея Султанова (Царство ему Небесное) вообще стало для меня открытием, так, что спасибо Вам, Олег за то, что благодаря Вам я открыл для себя такого прекрасного пианиста.
0
Слушала вживую Мацуева, сольный концерт в париже. Потряс абсолютно не академической манерой, своей незажатостью... В начале он был очень собран, сконцентрирован. В конце расслабился, вошел в кайф - стал постукивать ногой по полу в такт (доставляло!), расскачиваться и т.п. Но играл - классно!
В конце было забавно, было ощущение что его магнитом тянет к роялю, он никак не мог оторваться! Сыграл нам 7-8 бисов, вместо "принятого" одного, публика аж хлопать устала. К чести французов скажу, что уходить они начали только после 3ьего биса, а кое-то вытерпел и до конца :))) (они к ужину опаздывали - святое дело!) Правда, бисы были короткие, играл джаз, польку, даже танец горного короля... В итоге беднягу Мацуева вызвали "на ковер" представители концертного зала, вероятно попросили заканчивать - у него-то был вид, как будто рояль для него наркотик и о он не может оторваться, если бы они его не попросили, он бы играл нам еще полночи!

Жалко, на Ланг-Ланга не попала, не знала тогда что он знаменитость :)
Показать комментарии
Дальше