Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
40
05:01, 06 октября 2011

Образование в сфере IT: взгляд изнутри

Blog post image

Blog post image

Рахим Давлеткалиев, выпускник Carleton University.

Казах в Канаде

Университет Карлтон, в котором я получил степень бакалавра информатики (Bachelor of Computer science, software and computing stream), появился в виде колледжа после начала второй мировой войны и во многом ориентировался на возвращающихся ветеранов войны. Вскоре он разросся, превратился в полноценный университет, обзавелся собственным кампусом и органами самоуправления. Ближе к концу прошлого века Карлтон стал активно приглашать иностранных студентов.

В Канаде очень развита бюрократия, и это поначалу пугало и отталкивало, но совсем скоро с легкостью привыкаешь к высокому качеству работы большинства сотрудников: бюрократия работает, люди работают. Десятки бумажек имеют смысл и существование каждого пункта полностью оправдано. Каждый сотрудник знает, что он делает, и может ответить на любой вопрос, а если не может, то знает точно, кто может.

Первые ощущения — все вокруг очень сильно стараются работать, делают больше, чем нужно, но вскоре приходит понимание, что ничего подобного нет: все работают строго в соответствии с проверенным процессом. Никакой фантастики, никаких спецэффектов: люди просто выполняют свою работу. Особенно заметен был контраст при сравнении с работой центра международных программ (оператора стипендии «Болашак»): с одной стороны университет, который всегда идет на встречу, всегда держит в курсе происходящего, отвечает на вопросы и все доходчиво объясняет; и с другой стороны — ЦМП, которые задерживает выплату стипендий, отвечает на email’ы в лучшем случае через раз, и противоречит сам себе.

Карлтонский университет

Blog post imageОбилие (иногда даже избыток) информации — отличительная черта почти всего канадского, в том числе — университетов. С самого начала нам рассказывали и объясняли все по несколько раз; сразу после зачисления все студенты получают толстую папку со всем необходимым — начиная от правил и заканчивая картой кампуса; эта же информация всегда доступна (и своевременно обновляется) на сайте университета и подсайтах факультетов. В начале каждого года можно встретить сотни людей с большим красным значком «Ask Me!»: это волонтеры (как студенты, так и преподаватели), к которым можно подойти и задать любой вопрос. Большая подробная карта кампуса в нескольких местах, большие таблички и указатели... Опять же, невольно сравниваешь это с СДУ, в котором я отучился один семестр, и становится грустно: за пропорциональную плату мы были поселены в недостроенное общежитие и до последнего не знали ничего — ни группы, в которую попали, ни имен преподавателей, ни расписания, ни-че-го... Повторюсь, все, что сделали сотрудники Карлтона — это выполнили свою работу, свои прямые обязательства, не больше и не меньше.

Университет предоставляет рекомендацию по выбору предметов: какие лучше взять в первом году, какие — во втором и так далее, но студенту ничего не мешает придумать себе программу самостоятельно. Да, существует набор курсов, которые необходимо пройти для получения степени, но в большинстве программ (и нашей в том числе) существует большой простор для выбора и вариаций. Это замечательная система, потому что студент выбирает сам, что ему интересно изучать.

Blog post imageАрман Сулейменов, выпускник Purdue, тренер команды ACM Princeton University

Многие профессоры в ведущих университетах США имеют большой опыт не только в образовательной среде, но и в индустрии. Некоторые, будучи профессорами университета, входят в совет директоров больших компаний (например, профессор Принстонского универстита Роберт Седжвик — член совета директоров Adobe Systems). Это позволяет приглашать в университет для гостевой лекции в рамках класса известных предпринимателей и основателей компаний с мировым именем.

В процессе обучения можно менять программу или даже факультет, подстраивая их под собственные предпочтения. Например, студент начал учиться информатике с уклоном в криптографию, но попробовал курс разработки игр понял, что это ему нравится больше. Нет проблем! Он просто зашел в свой студенческий портал в интернете (то место, где происходит 99% взаимодействия с администрацией) и нажал пару кнопок. Никаких заявлений, печатей, подписей, деканов и прочей ерунды. Кстати, о декане факультета: это не чиновник в костюме, а программист в джинсах, такой же, как все остальные на этом факультете.

Интернет является полноценным инструментом для обучения: с профессором и другими студентами всегда можно сконтактировать по электронной почте, лекции и слайды практически всегда выкладываются на сайт профессором, домашние задания выдаются и принимаются в интернете. В целом, нет практической необходимости находиться в классе и, конечно, нет никаких запретов на пропуск. Вся ответственность ложится на студента.

Blog post image

Blog post imageАртем Игликов, получает степень PhD в КБТУ, разработчик Kiwi.kz

В политехе анкетирование студентов делалось насильно, без этого не закрывали сессию. И это работало — ректор постоянно отслеживал анкету. Вертикальной власти в образовательном процессе тоже мало, например, в КБТУ. Преподаватель сам может построить свой курс и сформировать финальную оценку.

Blog post imageАрман Сулейменов

Система анкетирования (добровольная) студентов для оценки качества курса имеется и в большинстве университетов США. Однако, университеты разнятся в своем подходе к этому процессу. В Принстонском университете, например, для того, чтобы стимулировать студентов заполнять форму с вопросами, имеется следующая особенность: заполнившие анкету могут увидеть свои оценки за семестр на неделю раньше.

О преподавателях

Конечно, не все так радужно, как может показаться. Многие профессоры оказались откровенно плохими преподавателями. При приеме на работу университет в первую очередь учитывает опыт исследований и количество научных работ, но такое ощущение, что в расчет не берется даже степень владения английским языком. Многих профессоров из Китая можно понять лишь с трудом, и дело не столько в акценте и произношении, сколько в неправильном использовании языка в целом. К счастью, чем сложнее предмет, тем, как правило, лучше профессор, поэтому ближе к концу обучения эта проблема для меня стала сходить на нет.

В конце каждого семестра все студенты, которые оказались в классе, заполняют анонимные анкеты, в которых оценивают качество преподавания на этом курсе и могут оставить комментарии в адрес профессора. Эта информация в последствии используется администрацией, однако за те четыре года, что я там проучился, я не слышал ни об одном увольнении на основе этих оценок. Один из профессоров (к которому я питаю глубокое неуважение) получил много негативных оценок, а половина студентов в его классе завалило экзамен. В итоге его не уволили, но запретили проводить экзамены. Да, каждый профессор сам решает, в каком формате будет формироваться конечная оценка студента. Большинство выбирают стандартный — 4-5 заданий в течение семестра и финальный экзамен в конце, но чем сложнее курс, тем меньше к нему подходит такая система, поэтому многие классы не имеют экзаменов вообще. В целом в университете очень мало вертикальной власти, когда дело касается образовательного процесса.


Лаборатория

Blog post imageАртем Игликов

Актуальность хромает, особенно в национальных вузах, но они стараются двигаться в этом направлении. Им сложно из-за нехватки молодых хороших преподавателей, кто бы мог преподавать современные технологии. Ситуация лучше в коммерческих вузах типа КБТУ, СДУ.

Что касается самих курсов, то здесь только приятное: множество языков программирования и технологий на выбор, совсем небольшое (6-12 месяцев) отставание от современных технологий. Например, вскоре после выхода iPhone в университете появился курс программирования для iPhone, а в последствии превратился в курс программирования для мобильных платформ в целом. Программное обеспечение в лабораториях как правило всегда свежее (не самое последнее, но никак не устаревшее) — начиная от операционных систем и заканчивая специфичными средами разработки или компиляторами.

В некоторых моментах факультет откровенно отставал, например, год назад существовало всего два курса по параллельным и распределенным вычислениям (сейчас, возможно, ситуация изменилась), хотя эти дисциплины, бесспорно, очень важны в современном мире. К тому же эти курсы не входили в список обязательных, не смотря на свою актуальность (и наличие всего необходимого — двух суперкомпьютеров, сети рабочих станций и нескольких мощных видеочипов). С другой стороны, выбирать подобные курсы очень приятно, потому что те немногие студенты, которых там можно встретить, выбрали курс самостоятельно и только потому, что им эта тема по-настоящему интересна.

Blog post imageАрман Сулейменов

Кроме ядра основных курсов, в США почти каждый семестр появляются новые. Например, осенью 2008 года после очередного регионального турнира ACM ICPC я предложил вице-декану факультета Computer Science в Purdue последовать примеру Carnegie Mellon University и University of Waterloo и создать курс, направленный на подготовку студентов к соревнованиям по программированию. Результат не заставил себя ждать, с августа 2009 года курс «Competitive Programming» преподается в Purdue каждый осенний семестр. Многие профессора, достигшие тенюр (бессрочная академическая должность в университете), имеют большую свободу и часто создают новые курсы. Несколько примеров таких курсов, которые я проходил в Принстоне: ‘High-Tech Entrepreneurship’, ‘Innovating across Technology, Business and Marketplaces: how to become a CTO’, ‘The Future of the Book’.

Blog post image


Языки программирования

Обучать языкам программирования начинают с Java. Выбор спорный, особенно для нашей программы. Такой выбор подошел бы больше для направления «разработка ПО», целью которого является подготовка программистов, которые будут создавать продукты. У нашей программы цель — подготовка молодых ученых, поэтому я бы начал с примитивных и низкоуровневых языков. Такая важная тема, как функциональные языки программирования, например, вообще не поднималась до третьего года (курс, конечно, был доступен и раньше, но по рекомендации факультета — лишь на третьем году обучения). В том же МИТ с функциональных языков начинают подготовку студентов.

Blog post imageАртем Игликов

Функциональные языки — довольно специфичная тема и для неподготовленных слушателей будет непонятна. А так как программа ориентирована на усредненное большинство, то и рекомендуют их на 3-курсе. В политехе изучались разные языки, в том числе функциональные, декларативные и низкоуровневые. В КБТУ и СДУ я в основном слышу про Java, другие языки изучают мало.

Blog post imageАрман Сулейменов

Java — по-прежнему наиболее популярный язык, используемый при преподавании курса «Введение в компьютерные науки» в университетах США. Python набирает популярность. К примеру, 2-3 года назад MIT, традиционно начинавший курсы для первокурсников с преподавания Scheme, переключился на Python.



Blog post imageАртем Игликов

Когда я учился, у нас было мало фундаментальных курсов по Computer Science и Discrete Math, а уже существовавшие были недостаточно глубокие. Поэтому многие выпускники помимо посредственного знания языка программирования ничего более не умеют. Сейчас понемногу ситуация улучшается из-за развития олимпиадного движения.

Фундаментальные курсы

Большое внимание уделяется фундаментальным дисциплинам: комбинаторике, статистике, теории чисел и абстрактной алгебре, теории автоматов и алгоритмам. Несмотря на сугубую теоретичность моей программы, мы все равно много программировали. Прелесть фундаментальных курсов — свобода выбора инструментов (как правило). То есть студенты получали абстрактное задание и сами выбирали, какими методами, программами и языками программирования они будут ее решать. Сам факт наличия этого выбора уже является хорошим намеком на суть: студент понимает, что его пытаются научить решать задачи, а не диктуют специфические рамки и условия. В последствии (как на других курсах, так и в реальной рабочей обстановке), если выбора инструментов нет, то человеку это уже не важно.


Чему учит университет

Сейчас, будучи программистом в небольшой компании, я могу сказать, что самое главное — это вникнуть в основы, получить фундаментальные знания, а не специфичные технологии или языки. Иными словами, университет позволил научиться учиться. Если человек понял основы информатики, то ему не важно, на каком языке программировать или какую систему использовать. Все они имеют одни и те же цели и основаны на одних и тех же выкладках. Тот проект, в котором я занят последние четыре месяца, использует язык программирования, который я никогда до этого не видел и тем более не использовал. И это совершенно нормально в нашей индустрии: мы изучаем то, что к окончанию университета уже считается устаревшим, но это не значит, что знания становятся бесполезными.

Личные проекты

Blog post imageС первого семестра я понял, что учиться совсем не сложно. Ну, конечно, бывали сложные задачи, бывали и поражения и плохие оценки, но в целом следует лишь следовать общим рекомендациям и практиковать знания и задача получения хорошей оценки становится тривиальной. Поэтому я продолжил и расширил свою активность в интернете, начав несколько новых для себя проектов. Еще будучи в средней школе я старался делать что-то в интернете: открывать сайты, блоги и пр. Самым удачным был проект электронного журнала «Freetech». За полтора года существования было опубликовано 15 выпусков.

По приезду в Канаду я решил рассказывать о своих впечатлениях о стране и образовании в аудиоподкасте «Казах в Канаде». За 4 года было опубликовано 93 выпуска. В середине первого семестра я решил расширить подкастерскую деятельность и начал вести программу об ИТ «Радио-Ю» (по мотивам популярнейшего «Радио-Т»). Каждую неделю я приглашал в гости интересного человека и мы обсуждали свежие новости индустрии. Это был один из самых удачных проектов, тысячи слушателей и 23 выпуска, однако вскоре я потерял интерес и проект был заморожен (но не закрыт). Однажды в гости на «Радио-Ю» была приглашена Ольга Шагалова, журналистка из Перми, известная на тот момент как одна из участников «Радио-Т». После интервью мы поняли, что нам интересно общаться вместе и открыли новый разговорный подкаст «ни-о-чем» под названием «Кадры». В итоге мы с Олей стали хорошими друзьями, несколько раз встретились и даже завоевали премии «Выбор слушателей 2008», «Выбор слушателей 2009» и «Лучший дуэт года 2009» по версии RussianPodcasting. На сегодняшний день опубликовано 63 выпуска. Вскоре у нас появился еще один совместный проект — коммерческий подкаст «МФКаст» для сайта mforum.ru.

Последующие три года я лишь наращивал арсенал проектов: стал выпускать свою повесть «Ветер дует со стороны гор» в виде аудио-книги, на некоторое время увлекся видео-подкастингом (freetonik TV, Random Shit Show), потом — скринкастингом (Просто Добавь Воды), некоторое время выпускал скринкасты на заказ (скринкасты для Рамблера, хостинга Джино, сайта Avia Sales и др); открыл блог для начинающих подкастеров Podcastim.ru; открыл блог короткометражных фильмов Короткометражка.ру; запустил небольшое онлайн-радио (freetonik radio), где каждый желающий может вещать свою любимую музыку.

На втором курсе мне захотелось побольше рассказывать о том, что я изучаю, потому что это жутко интересно, поэтому я открыл блог «Computer Science Student», где (чаще всего) в видео-формате я рассказывал о курсах, заданиях. Также выпускал небольшие лекции, где старался объяснить то, что понял сам. В итоге «Computer Science Student» преобразовался в коллективный блог о математике и информатике Hexlet.ru.

На третьем курсе я увлекся переводами, стал переводить и озвучивать интересные (чаще всего около-научные) видеоролики, чем заработал полтора миллиона просмотров на youtube.

Чем займусь после учебы

В первую очередь, меня интересует преподавательская и исследовательская деятельность. Хочу преподавать информатику в университете :) и работать над собственными проектами.

Тема моей дипломной работы отчасти связана с биоинформатикой, было бы интересно попробовать себя в этой сфере, в исследовательских институтах или университетах. Большая мечта — открыть собственный университет.

И, конечно, буду продолжать заниматься подкастингом и блогингом в качестве хобби. Я люблю беседовать с интересными людьми и брать интервью; некоторое время я работал ведущим утреннего шоу на радио в Уральске (First-FM), мне понравилось и было бы здорово иметь свое шоу на радиостанции покрупнее. Опять же, скорее в качестве хобби.

P.S. Ждем вопросов как к Рахиму, так и к нашим экспертам. Также мы призываем вас поделиться в комментариях своим опытом.

40