Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
01:11, 05 октября 2011

Вопрос личной эффективности или баланс жизни

Современному бизнесу нужны эффективные люди, — именно они создают эффективные компании. Но нередко зацикленность на карьере приводит к «профессиональному выгоранию». Чем опасна «круглосуточная» работа в офисном муравейнике? Как, не жертвуя личной жизнью, добиться успеха и оставаться эффективным?

О концепции баланса

Для начала выясним, что такое эффективность? Эффективность часто путают с результативностью. Результативность — это достижение максимального результата минимальными средствами за кратчайший срок, т.е. КПД. Тогда как эффективность — это способность постоянно получать требуемый результат в долгосрочной перспективе. Что же необходимо, чтобы и через 10 лет вы работали с таким же энтузиазмом? Прежде всего — баланс между получаемым результатом и затраченным ресурсом (энергией, временем).

Для достижения любых целей мы черпаем силы внутри себя, однако если переоценивать свои возможности, этот источник очень быстро иссякнет. Есть и обратная сторона медали. Человек не может быть эффективным, если зациклен на своих проблемах, не ориентирован на результат. Именно поэтому в сфере личной эффективности на Западе сегодня очень популярна концепция баланса между работой и личной жизнью (work and life balance). Согласно этой теории человек стремиться быть успешным и в работе, и в семейной жизни, и в отношениях с друзьями, а также не забывать о здоровье и посвящать часть своего свободного времени интересным увлечениям. Иными словами, умеет расставлять приоритеты.

Люди часто жалуются, что им не помогает тайм-менеджмент, не получается выстроить четкий жизненный план. Проблема в том, что они планируют не так. Необходимо начинать с приоритетов и понимания конечной цели (в данном случае, речь пойдет о цели в сфере бизнеса). Заработать много денег, купить дом или машину — это тактическая цель. Да и деньги могут быть всего лишь средством, а не самой целью. Конечная цель — это «цель навсегда». Необходимо осознать, для чего вы делаете то или иное и какую роль играет реализация в социуме в вашей жизни?

О социальных ролях

Каждый из нас играет несколько социальных ролей: профессионал/лидер команды, отец\мать, душа компании\одиночка и так далее. И каждому из нас необходимо определить, какой набор социальных ролей важен именно для него, каких целей он хочет добиться. И не нужно стремиться преуспеть сразу в нескольких сферах.

Прежде всего, необходимо оценить, насколько хорошо удалось реализоваться в роли родителя\профессионала\ и т.д. Есть хорошее упражнение, которое я отметила для себя из семинара по лидерской программе М. Норбекова: попробуйте сформулировать, что вы хотели бы услышать в свой адрес от детей, когда они вырастут. Когда мы понимаем, где мы находимся в «здесь» и «сейчас» и к чему нужно идти, то осознаем и свои истинные конечные цели и желания. У неэффективных людей доминирует одна социальная роль. У эффективного человека — пять\семь социальных ролей, в каждой из которых он развивается гармонично, стремясь к своим идеалам. Если ролей больше, это уже признак распыления и низкой эффективности.

О карьере

Еще не встречала ни одного человека, не мечтающего стать руководителем и желающего добиться успеха. Почему? Нет, не потому, что ему это может быть интересно или важно, а потому, что эта роль приносит более высокий доход, дает больше свободы в денежном плане, статус. В результате профессионалы в своей сфере становятся плохими начальниками, поскольку по своей сути остаются исполнителями, но более высокого статуса. Часто такие менеджеры не понимают главных задач руководителя — сделать так, чтобы твоя команда работала без тебя, развить в подчиненных их потенциал. Налицо непонимание своего идеала.

Один из ключевых моментов в моей жизни случился, когда дойдя по карьерной и профессиональной лестнице до уровня Руководителя Департамента в одном из крупных западных банков, я поняла, что мне не нужно быть руководителем. Я тратила на это очень много сил, но не получала удовлетворения. Когда я осознала, что к этой роли меня вели амбиции и привлекали в ней свобода, статус и доход, я нашла возможность получить все это, не стремясь быть тем, кем не хочу. Но бывает и наоборот, когда лидер продолжает оставаться исполнителем и не реализует себя.

Все мы боимся перемен, кто-то больше, кто-то меньше. Избавляет от этого уверенность в своих силах. Необходимо развивать свои способности — профессиональные и личностные — и не бояться решать нестандартные задачи. Самым очевидным признаком неэффективности является, когда человек считает, что следует поступить иначе, но не меняет «траектории движения». Если мы говорим своим коллегам — это, конечно, неправильно, но мы должны это сделать, — мы неэффективны и нужно принимать меры.

Как стать «эффективным» человеком

Если вы определили для себя, что вы являетесь неэффективным человеком, следует начинать над этим работать. Как? Георгий Мелик-Еганов — коучер, бизнес-тренер и партнер Группы ВТБ предлагает следить за образом своих мыслей, за своими целями и результатами. Важно не боятся менять образ мышления, задавать себе неприятные вопросы и отложить в сторону установку «я это уже знаю». В частности, перед началом любого дела очень полезно спросить себя: «Зачем?». Зачем идти на эти курсы, зачем готовить этот отчет и т.д. Нужно ли «мне» это? Да это делают другие, но я — это я. С каким намерением я это делаю? Принесет это пользу мне, моим родным, людям?

Вопрос «Зачем?» важен и в простых вещах и в сложных. Часто родители и руководители спрашивают детей и подчиненных: «Почему ты этого не сделал?» Заставляя человека оправдываться, они учат его быть безответственным — перекладывать свою неэффективность на обстоятельства или других людей. Правильный вопрос: «Что ты планируешь предпринять, чтобы это было сделано?»

Тренер или коуч может помочь осознать проблему (а это уже половина решения!) и понять, что последствия наших действий могут быть неприятными и для нас и для бизнеса. Но любое изменение и повышение личной эффективности — это всегда и только дело рук самого человека, его постоянная работа над собой.

Стереотипы социума

Но при этом возникает еще другой вопрос — как быть со стереотипами: «пока молодой, нужно строить карьеру», «чтобы чего-то добиться, нужно отказаться (хотя бы на время) от личной жизни и хобби и т.д.? Все это, на самом деле, называется «социальными манипуляциями». Человек подчиняется им, поскольку думает, что он не свободен в выборе и внешняя среда заставляет его себя так вести.

Главное, что отличает эффективного человека от неэффективного, — это свобода выбора и осознание ответственности. Человек может выкладываться по-полной, если понимает, зачем и для чего он это делает, какой результат и когда получит. А заявление «Я сижу на работе до полуночи, из-за того, что мой начальник домой не уходит», безответственно, потому что человек снимает с себя ответственность, это якобы не его выбор. Вообще, «я вынужден», «у меня нет выбора» — слова малоэффективных людей, даже если в краткосрочной перспективе они показывают хорошие результаты. Эффективный человек понимает, что вправе выбирать в любой ситуации и не поддаваться социальным манипуляциям.

Тайм-менеджмент

Для начала работы над собой рекомендую ввести в свою жизнь такое понятие, как тайм-менеджмент. Определять несколько дел на месяц, неделю, день и выполнять их спокойно, без надрыва. Да «срывы» бывают (здесь я не имею в виду нервные срывы, а, именно, срывы в выполнении того или иного запланированного). Нужно научиться определять «причину» срыва, что послужило тому, чтобы получить именно такой результат, извлечь урок, «отряхнуться», «встать и пойти» дальше. И всегда помните об отдыхе — это могут быть и поездки за границу, прогулки на свежем воздухе, спорт, сон.

Для любого дела необходим творческий импульс, как для работы, так и для отдыха. Как ощутить вдохновение, найти свежую идею? Я предпочитаю инструменты, позволяющие изменить восприятие. Для развития творческого мышления мне очень нравятся методики латерального мышления Эдварда де Боно, гораздо более сложные и интересные, чем знакомые всем методы мозгового штурма. Один из инструментов де Боно — «Вызов» — требует подвергнуть сомнению общепринятые факты. Например, почему на qwerty- клавиатуре именно такая последовательность букв? Мало кто знает, что это было сделано для усложнения набора. На старых механических печатных машинках расположенные рядом литеры могли западать при одновременном нажатии, поэтому частые сочетания букв разнесли в разные концы клавиатуры для замедления скорости печати. Подобные факты открывают подсознание, и инструмент «Вызова» позволяет пересматривать традиционные подходы.

Есть много различных методик — индивидуальные занятия с коучером, посещение тренингов, различных семинаров, чтение книг. Но при этом всегда важна личная работа каждого из нас над собой. Успехов на сложном, но интересном пути.

         
0
178
0