Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:19, 30 сентября 2011

Евразийские ступени

Казахстанский фестиваль как место диалога культур

Blog post image

Последние десятилетия стали временем непрекращающихся конфликтов между Восточной и Западной цивилизациями, к сожалению не только в идеологической, но и в военной сфере. И Казахстан выступает стороной, которая вопреки этим разногласиям, демонстрирует толерантное мировоззрение. Этот вид мышления даёт возможность услышать все голоса Евразии и увидеть их общность. Заметным культурным воплощением этого процесса является кинофестиваль «Евразия».

VII международный кинофестиваль «Евразия», который 24 сентября завершился в Алматы, имел несколько особенностей. Прежде всего это расширение киноконкурса до евразийского масштаба, что позволило увидеть в одной программе и исландские, и японские фильмы. Успешно зарекомендовал себя «Казахстанский рынок кинопроектов», который выявил талантливых сценаристов и режиссёров. Как нам сообщила организатор этого конкурса  продюсер Анна Качко (Россия), единогласным решением жюри  победителем был назван проект Эмира Байгазина «Уроки гармонии», который будет запущен в производство в ближайшее время.

Разнообразно выглядела и информационная программа, во время которой состоялся ряд премьер и показов. Среди них можно выделить такие фильмы, как «Возвращение в А» Егора Кончаловского, «Ариранг» председателя жюри фестиваля Ким Ки-Дука, «Райская история» Такахиса Зезе (Япония), «Чёрные небеса» Жиля Маршана (Франция). В программе «Динамичное казахстанское кино» удивил своей оригинальностью и арт-хаусным напором фильм Садыка Сагана «Xenia 1.5». Несмотря на довольно сложный текст, этому режиссёру с помощью художника Вячеслава Люйко, оператора Виталия Дворецкого и команды актеров, среди которых были Жамиля Серкебаева и Игорь Пискунов, удалось создать удивительно выразительную картину, показывающую новую грань казахстанского кино.

Blog post image

Красные перепады

В связи с реконструкцией Дворца Республики местом открытия и закрытия фестиваля был выбран не совсем подходящий для этого Дворец студентов КазНУ. Красная дорожка из-за перепадов высоты превратилась в нескольких местах в красные ступени, при этом прилегающие деревья значительно сокращали обзор.

Участникам фестиваля дали возможность поближе познакомиться с казахской культурой в этнокомплексе «Аул Resort», где они даже покатались на скакунах. Был выпущен неплохой буклет, рассказывающий о фильмах, но официальный сайт справился лишь с предварительным этапом, а во время фестиваля ему не хватало оперативности. К примеру, итоги «Евразии» были известны в пятницу, но на сайте они появились лишь в понедельник.  К этому времени результаты можно было уже найти на российских киносайтах.

Из-за участия жюри в просмотрах конкурсных фильмов со зрителями вход опоздавших на показы в киноцентре Almaty Towers был строго запрещён, что создавало определённые неудобства. То есть организаторы требовали строгой пунктуальности от жителей города, задыхающегося в пробках, где ни один вид транспорта не ходит по расписанию. Не всегда аккредитованные журналисты могли попасть и на показы фестивальных фильмов в кинотеатре «Цезарь». Однако, несмотря на это, «Евразия» дала возможность почувствовать пульс евразийского кино и подтвердила свой особый статус и особое предназначение – соединять Восток и Запад. В этом смысле Алматы продолжил традицию древних городов нашего региона, которые, находясь в центре Шёлкового пути, испокон веков служили местом взаимопроникновения евразийских цивилизаций.

 

Предчувствие победы

Жюри было непросто оценить непохожие друг на друга картины. Гран-при получил фильм «Перед грозой» (Япония - Казахстан, режиссёры Сано Синдзю и Ерлан Нурмухамбетов). Причём мы заметили удивительную прозорливость организаторов по поводу победной судьбы этого фильма. Перед конкурсным показом картины в четверг, когда жюри ещё не вынесло своего решения, организаторы попросили студентов освободить места в зале для жюри. При этом они уверяли молодых людей, что те смогут посмотреть картину на следующий день. Но увидеть её в пятницу можно было только в случае показа в качестве победной картины в день закрытия.

Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Солнечные дни» (Казахстан, режиссёр Нариман Туребаев), приз за лучшую мужскую роль - Теодор Жулиоссон (фильм «Вулкан», Исландия, режиссёр Рунар Рунарссон), приз за лучшую женскую роль - Ольга Симонова (фильм «Бедуин», Россия, режиссёр Игорь Волошин). В «Бедуине», кстати, снялся и Сергей Светлаков, одна из самых узнаваемых медиа-персон России. Однако участие этого комедийного актёра в серьёзной роли в трагическом фильме выглядело не совсем оправданным. Зрители встретили его появление смехом, и, похоже, Светлакову понадобится время, чтобы освободиться от шлейфа штампованного хохмачества из «Нашей Раши».

Мы попросили поделиться своим мнением о фестивале французского режиссёра и композитора Жиля Маршана.

Blog post image

- Господин Маршан, вы, как и остальные члены жюри смотрели фильмы в кинозалах вместе с публикой. Можно ли говорить, что реакция зрителей оказывала влияние на ваше решение?

- Конечно, когда ты смотришь фильм вместе со зрителем, так или иначе ты замечаешь

их реакцию. Но наша задача как членов жюри - не столько опираться на то впечатление, которое производит фильм на публику, сколько доверять своим собственным ощущениям и своему опыту. Не всегда реакция публики на фильм совпадает с реакцией жюри. Но, конечно, когда мы смотрим фильм с публикой, это накладывает свои впечатления.

- Почувствовали ли вы евразийскую концепцию фестиваля?

- На фестивалях мне нравятся скорее сами фильмы, нежели их национальное происхождение. Национальная специфика этого фестиваля обширна, потому что Евразия охватывает большое количество стран. Мне очень понравилось, что программа, представленная в международном конкурсе, объединяет эти фильмы, которые по своей стилистике совершенно различны. В европейских фестивалях, в которых я участвовал, сразу проявляется несколько узкий взгляд – это чисто европейское кино. Возможность увидеть на «Евразии» представителей различных кинорегионов - главная изюминка этого фестиваля и его превосходство.

 

Олег БЕЛОВ

Фото Игоря ЛОГВИНА

Аргументы и факты Казахстан, №39, 28.9.11

0
274
0