Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
09:22, 29 сентября 2011

Пятерка великих пианистов

Надоумила меня одна ученица написать о пианистах. Мол, кого вы слушаете, уважаете и цените. Статья думаю, будет интересна всем, кто любит фортепиано, классическую культуру. В принципе, многие из нас прошли начальный этап образования в музыкальной школе, и поэтому кому-то будет интересно почитать здесь о теме пианизма.

Почему «великих»? Это те, кто оставил огромный след в памяти людей, истории и вообще развития инструмента – фортепиано и фортепианной нотной литературы.

13 лет назад я учился у профессора консерватории Арнольда Генриховича Гринфельда. Как он сам рассказывал, он потомок великого пианиста Альфреда Грюнфельда, который славился обработками вальсов Штрауса для фортепиано.

Посчастливилось учиться у него всего один год. И вот тогда он мне и рассказал о своем видении развития мирового пианизма в целом.  Помню, тогда я спросил его: «А Рихтер?» Ответ: «Нет». «А Шопен?» Ответ: «Он больше композитор!». «А Плетнев?» Ответ: «Он еще молод!»

Вот что-то подобное тогда я спрашивал. Затем последовал, наконец «рейтинг» пианистов. С тех пор я ношу в своем сердце все наши разговоры.

Спустя годы решил написать об этом и соглашаюсь с его мнением.

1.  Ференц Лист

2.  Антон Рубинштейн

3.  Иосиф Гофман

4.  Сергей Рахманинов

5.  Владимир Горовиц

Не буду вдаваться в подробности биографии каждого, при желании вы можете это сделать сами. Просто кое-какие факты, которые вспомнил.

Ференц Лист

Blog post imageФизиологическое древо: Бетховен – Карл Черни – Лист! Юный Лист видел Бетховена, и в течение всей жизни не скрывал свою любовь к его музыке, играя сложнейшие сонаты на концертах не в угоду публике, которая хотела слышать вальсы и польки. Лист был первый, кто стал играть наизусть, то есть без нот, чем ввергал многих в некий испуг: «Вчера Лист играл не менее двух часов по памяти!!!» У Листа была «бешеная» техника, эталон для него был Паганини, которого он слышал в Париже. После знаменитого соревнования между пианистами о Листе сказали так: «Тальберг конечно первый, а Лист – единственный!» Общение с Шопеном, Жорж Санд, Вагнером дало Листу конечно мощное развитие. Не брал денег с учеников в поздние годы. Принял малый постриг и звание аббата. Ну и конечно-же его известные произведения: венгерская рапсодия №2 (мультфильм «Том и Джерри»); «Грезы любви», фортепианные концерты. Венгр, жил во Франции,Германии.

 

Blog post imageАнтон Рубинштейн можно сказать ученик Листа. Лист называл его титаном, плюс, конечно, его «величественная» внешность.  Он к нему ездил на открытые уроки, жил на чердаке… По приезду в Россию дал знаменитые концерты, двадцать один концерт – «Исторические», где исполнил почти все что было написано для фортепиано. Произведений писал много, но ничего толком не исполняется. Турецкий марш и опера «Демон», вот все что я слышу. Также слыл педагогом, чего не скажешь о Рахманинове, Гофмане и Горовице. (Россия)

 

Blog post imageИосиф Гофман – ученик Антона Рубинштейна. Занимался у него мало, но этого хватило на всю жизнь. Какой-то меценат положил 100 000 долларов на имя юного Гофмана, и тот с пользой использовал деньги на учебу и безбедное существование. Мог выйти на сцену и спросить: «А что я сегодня играю?» Ему называли программу, он выходил и играл. Играл совершенно! Гофман играл с классической строгостью и одновременно с романтическим изяществом. Многие знатоки считали его наиболее безупречным, а может быть, и величайшим пианистом века. Он обладал техникой Годовского (хотя цели этих двух пианистов были различны), но в его игре было больше красок и огня. Вдобавок к своему уверенному мастерству Иосиф поражал музыкантов тонкостью слуха. Однажды в Метрополитен он услышал камертон, предположительно соответствовавший частоте 440 герц («ля»). Иосиф сказал, что он чуть-чуть выше, и это оказалось действительно так. Рахманинов его считал "королем пианистов"! (поляк, умер в США)

 

Blog post imageСергей Рахманинов! Внес огромное влияние на всех кто жил тогда и до сих пор. Если вы спросите у профессионального пианиста: «Как кто ты хочешь играть?», у девяносто из ста последует ответ: «Как Рахманинов!» Это эталон вкуса, эталон безупречности, эталон искусства игры на инструменте. Его игра гипнотизировала людей, сравнивали его с Рубинштейном. А когда-то маленький Рахманинов присутствовал на концерте великого пианиста. Ученик Зверева и Зилоти. А Зилоти в свое время занимался у Листа. Был дирижером, композитором и пианистом. Пианистом стал в силу сложившихся обстоятельств. В 44 года с двумя детьми и женой покинул революционную Россию и даже занял денег для отъезда. Вот и началась жизнь странствующего пианиста. Множество известных произведений оставил он. Фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины, пьесы…

 

Blog post imageВладимир Горовиц - друг Рахманинова. Это сразу – же говорит о нем как о пианисте. После его смерти возглавлял его фонд помощи нуждающимся пианистам. Как Горовиц говорил на Рахманинова: «Это Бог!» Прославился виртуозной игрой, своими обработками известных мелодий. До сих пор его дух "витает" среди молодых пианистов, и остается в "моде" его исполнительство. (Украина, умер в США)

В принципе видно из биографии пианистов, все они переплелись жизненными путями, друг у друга учились и были друзьями в некотором роде.

В наше время очень много хороших пианистов. Но иногда мне они напоминают неких клонов. Почему? Да все потому, что кто-то мечтает быть похожим на кого-то, скопировать чужую манеру игры на инструменте, быть похожими на известных пианистов. Нет как говорится индивидуальности! Хотя в наше время, конечно, это сложно, поскольку пианистов всегда было пруд пруди; да и еще и с возможностью послушать кого угодно и где угодно: пластинки, диски, интернет, радио, тв… Соответственно сам того нехотя – подхватываешь чужую манеру теряя себя. Советую слушать записи Михаила Плетнева, Аркадия Володось, Эмиля Гилельса. Из «рейтинга» есть записи Рахманинова, Гофмана и Горовица. Но у первых двух записи «ужасные» в плане звука: шипение, ограничение времени записи в то время, из-за этого нарушалась структура произведения (темп, сокращение произведения) и прочее…

Просьба не обращать внимания на мой «рейтинг» пианистов, а по возможности иметь свой, поскольку все мы имеем свои мнение на происходящее, и в частности в выборе артистов, которых мы любим, уважаем и ценим! Время будет постепенно пополнять историю пианизма новыми талантливыми именами!

12