Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
04:37, 28 сентября 2011

«Яростное каратэ» в Казахстане

http://quorum.kz/8214/Яростное+каратэ+в+Казахстане+Фото#comments

Blog post image

Кудо (Дайдо-Джуку карате-до) - особый вид восточных единоборств и интересная система спортивного единоборства, сравнительно недавно пришедшая в Казахстан, однако популярность ее растет из-за дня в день. Вместе с тем, об этом интересном виде спорта написано очень мало, в отличие от многих других видов единоборств, таких как Айкидо, Карате-Киокушинкай, Тхэквандо и др. Quorum.kz попытался разобраться в чем секрет Кудо, привлекающий молодых людей в секции, и в чем его отличие от других видов восточных единоборств?

Сегодня Казахстан уже может похвастаться чемпионами в этом жестком виде спорта. В историю турниров Кудо вписаны имена Архата Малдыбаева - серебряного и бронзового призера чемпионата Европы, а также Каната Рахимова и Рустама Ерманова  обладателей серебряной и бронзовой медалей европейского первенства соответственно.Blog post image

Бронзовый призер чемпионата Европы по Кудо Рустам Ерманов, человек хорошо известный в мире боевых единоборств Казахстана, имеющий также черный пояс по Киокушинкай карате, рассказал Quorum.kz, что именно его привело в этот вид единоборств. «В Кудо меня привлекает прежде всего разносторонность. Использование как ударной, так и борцовской техники, открывает необъятные горизонты как для духовного, так и физического саморазвития», - отмечает Рустам. «Я хорошо помню свой первый бой на Чемпионате мира по Кудо в Японии, ту атмосферу, которая царила в зале, тот дух воинского искусства, дух настоящего Будо («боевого искусства» - А.К.). И хотя тогда бой закончился не в мою пользу, в силу неопытности и волнения, но все же именно тогда я открыл для себя мир настоящего Кудо», - вспоминает он.

«Балет» или «Путь воина»?

Но чтобы понять, как удалось состояться и обрести настоящую популярность этой системе единоборств, а не сгинуть, как многим создаваемым системам-однодневкам, нужно разобраться в самой логике развития боевых искусств с середины 20-го века. Тогда становиться очевидной связь успеха Кудо с тем, что его возникновение было логическим завершением многих процессов в мире единоборств.

После повальной популярности восточных единоборств на постсоветском пространстве в течении 90-х, к двухтысячным наметился их явный кризис, особенно сильно затронувший карате. Во многом это было связано с разочарованием в овеянном легендами японском единоборстве, которым зачастую называли все боевые искусства. При этом само карате является крайне неоднородным и делится на множество видов, стилей и школ. С одной стороны, это разочарование во многом обусловлено тем, что после развала СССР и снятия запрета на занятие боевыми искусствами, десятки тысяч всевозможных недоучек и шарлатанов кинулись обучать воинскому искусству и зарабатывать на этом деньги.

С другой стороны, догматизм многих стилей карате, как впрочем и других восточных единоборств, перестал отвечать тому, ради чего они создавались древними мастерами, а именно возможности самообороны без оружия. То есть практическая составляющая и сама возможность развития единоборства отметались. На первый план зачастую выводилась зубрежка древних форм (ката) без понимания их применения в режиме реального боя и показательные выступления. В результате многие ученики столкнулись с невозможностью применить навыки в качестве самообороны, а восточные единоборства получили обидное прозвище «балет», т.е. красивые движения без реального наполнения.

Более того, набравшие популярность в середине 90-х «Бои без правил» (правда, если быть точнее, турнир назывался Ultimate Fighting Championship (UFC)) наглядно развеяли многие мифы и стереотипы, имевшие место в мире боевых искусств. Стало очевидным большинству поклонников единоборств, что броски, захваты, удушающие и болевые приемы, а также защита от них, являются необходимыми в арсенале бойца. А существовавший стереотип о том, что удар быстрее захвата был однозначно похоронен.

Но именно к этому времени, многие боевые искусства отказались от элементов борьбы в спаррингах. Какие-то единоборства пошли на этот шаг для большей популяризации, так как защитное снаряжение, а точнее боксерские перчатки, просто не позволяли использовать технику захватов, другие  для увеличения зрелищности, а третьи просто отказались от поединков как таковых.

Здесь важно сказать, что все боевые искусства, включая западные, наиболее известным из которых является бокс, создавались именно для противостояния в реальном бою, где нет никаких правил, и главная задача   максимально быстро нейтрализовать противника. Но именно, эта жесткая задача, требовала жестких мер обучения с высоким травматизмом, что препятствовало росту количества обучающихся, и бокс оставался уделом лишь профессионалов.

В Древнем Китае, где впервые начали массово обучать боевым искусствам  ушу (что так и переводиться с китайского у  боевые/военные шу - искусства) была разработана система «тао»  комплекса упражнений для передачи необходимых знаний, но без практики спаррингов. В Японии эти комплексы стали называться «ката». Именно ката дали возможность накапливать опыт движений, передавать их в письменной форме и  самое главное  обучать одновременно большое количество людей, что дало огромный скачок в развитии восточных единоборств в древности.

Однако именно ката и стали камнем преткновения, догматизмом, сковавшим развитие восточных единоборств в конце 20 века, на фоне активно развивающихся других видов спорта.

В результате, бокс, различные стили борьбы   включая дзюдо, самбо, бразильское джиу-джитсу и некоторые комплексы рукопашного боя   сделали мощный рывок в развитии именно в течении 20-го века, тем самым став более предпочтительными для подготовки к самообороне. В то же время, традиционные боевые искусства, создававшиеся именно для боя в любых условиях, стали замыкаться в своем собственном мире, отгораживаясь от «чужаков» не мастерством, а многочисленными правилами или голословными утверждениями, что адепты этих искусств не могут участвовать в турнирах, так как позади них будут оставаться реки крови и горы трупов.

И если на постсоветском пространстве все эти тенденции стали очевидны только в конце 90-х, когда население вдоволь натешилось запрещенными до этого боевыми искусствами, то на родине карате, многие мастера намного раньше пришли к вопросу о необходимости дальнейшего развития боевых систем, все больше теряющих прикладное значение за туманными пассами и «чайными церемониями».

Нужен реальный бой

Именно исходя из необходимости возрождения прикладного значения карате, мастером Масутацу Ояма был создан стиль Киокушин, в 1964 году получивший официальное оформление. Но если в самом начале создания мастер Ояма практиковал все удары, включая тычки в глаза и удары в пах, все захваты, включая за волосы, то впоследствии  во избежание травматизма в ходе спаррингов и кумите (турниров)  в рамках Киокушин были исключены удары в голову, борьба и подавляющее большинство бросков. И вот очередной парадокс: исключение травмирующих ударов, с одной стороны, позволило стремительно набрать популярность, а с другой  сам Киокушин в скором времени перестал отвечать всем требованиям реального боя, ради которого создавался. Это отмечал и сам Ояма, подвергая жесткой критике новое поколение бойцов.

Blog post imageОднако критика критикой, а контактное карате требовало дальнейшего развития. Тогда со своей концепцией полноконтактного карате появляется мастер по имени Такаши Адзума. Мастер Адзума долгое время занимался карате Киокушинкай, добился многих побед в турнирах по Киокушин, стал обладателем 6-го дана. В то же время, будучи не только выдающимся практиком, но и теоретиком боевых искусств, Такаши Адзума стал поднимать вопрос о несоответствии звания полноконтактного карате полноконтактному при отсутствии самых смертоносных ударов  в голову и, конечно же, техники борьбы.

Мастер Адзума по своему подошел к проблеме баланса между безопасностью спортсменов и приближению к максимальному реализму в поединках. Тут нужно отметить, что до этого пути было два: первый путь  это путь бокса. Бои в боксе изначально были без перчаток, с ударами не только кулаками, но и головой, локтями, применялись захваты, броски, подсечки, являясь на деле подпольными драками. Понятно, что подобный вид был привлекателен только для ограниченного количества профи, причем из маргинальных слоев населения. Но после того, как в 1867 были созданы правила боя, и, самое главное, боксировать стали в перчатках, бокс начал стремительно набирать обороты, так как и бои, и тренировки перестали быть опасными и отталкивающими. И вот уже в популярном французском романе «Парижские тайны», главный герой-аристократ владеет «благородным боксом», а его соперник-люмпен «грязными ухватками савата» (Сават  французский кикбоксинг). По пути бокса пошли многие успешные виды единоборств: ушу-саньда (саньшоу), тайский бокс, сават и т.д.

Второй путь ярко продемонстрировал именно Киокушинкай, оставив руки без перчаток, но запретив удары в голову. Но и на этом пути опять встречается парадокс, так как и этот путь имеет и плюсы и минусы, которые ярко показали соревнования между китайской сборной по Ушу-саньда и российской сборной по Киокушинкай. Минусы наглядно были видны в боях по правилам Ушу-саньда, в которых киокушиновцы потерпели сокрушительное поражение именно за счет неумения, с одной стороны, защищать, а с другой  бить в голову, а также за счет отсутствия навыков борьбы. Но в боях по правилам Киокушин были очевидны минусы перчаток, за счет чего, сборная Ушу не смогла ничего противопоставить сборной Киокушина. А именно, удары голыми кулаками намного жестче, чем в перчатке. Большинство китайских спортсменов получили мгновенные технические нокауты после двух-трех ударов по телу, несмотря на мощные физические кондиции и атлетические фигуры. Закалка тела и умение вести плотный бой в стойке обеспечили беспрекословное преимущество.

Мастер Адзума предложил третий путь, который должен был объединить все преимущества обоих вариантов  решением стал шлем. Такаши Адзума разработал специальный шлем с прозрачной пластиной на лице, который позволяет избежать травм головы и вести бой без боксерских перчаток.

Особенно важно остановиться на безопасности, ведь это ключевой момент. Мастер Адзума неоднократно подчеркивал: «чтобы вырастить бойцов, которые не испытывают страха перед поединком, их не нужно травмировать». Это серьезно разнится с мнением некоторых новоявленных школ рукопашного боя, где уличный бой становиться своего рода «иконой» и где, в результате дисбаланса в сторону максимального реализма, в ходе тренировок ученики, практикуя полноконтактные бои без защитного снаряжения и не имея при этом базы по защите, получают многочисленные травмы. Такие эксперименты опасны, так как даже «банальное» сотрясение мозга может привести ко многим хроническим заболеваниям, вплоть до потери трудоспособности в результате развития нервно-психических заболеваний.

 

Найдя решение по обеспечению безопасности, мастер Адзума создал правила ведения боя, максимально приближенного к реальному и включающего в себя удары руками, локтями, ногами, коленями, захваты, броски, болевые и удушающие приемамы, борьбу в партере. Так в 1981 году, появился новый стиль карате который был назван «Дайдо-Джуку каратэ-до», что переводиться с японского как «Школа великого пути».

Журналисты были впечатлены демонстрацией жестких и бескомпромиссных поединков и закрепили за ним название «яростное карате», что во многом отражало подход нового стиля и его основную разницу с другими школами карате.

В своих интервью Адзума подчеркивает, что изначально не хотел чтобы Дай-джуку сформировалось в отдельный вид единоборств, так как он считал, что необходимо унифицировать контактное карате и провести четкую грань с бесконтактным карате: «У меня изначально не было желания образовать и возглавить свой собственный стиль единоборств. Вначале, задумывая то, что потом стало называться Дайдо-джуку, я предполагал, что это будет стиль внутри стиля».

Являясь преданным сторонником карате, Адзума доказывал, что нужно развивать контактное карате до полноконтактного, при том, что техника ударов в голову и борьба была в зашифрована в старых ката. Это нужно просто восстановить и развивать дальше. Более того, Адзума рассчитывал, что это будет Киокушин: «Я считал, что всё контактное каратэ должно быть Киокушинкай! Бесконтактное каратэ входило и входит в систему образования Японии, это отдельная песня. ….. Ну и ещё я считал, что контактное каратэ без ударов руками в голову и без бросков будет неполным. Ояма сказал, что необходимости в том, что я предлагаю, нет. Ну а потом случилось то, что случилось». А случилось то, что неприятие Оямой идей Адзумы,  нежелание даже выносить на обсуждение унификации контактного карате, привело к разрыву отношений между мастерами.

Но свобода от правил Киокушин сыграла на руку новому стилю, и мастер Адзума стал создавать систему Дай-Джуку не оглядываясь на других мастеров. В первую очередь, он отказался от ката в системе подготовки. Это обрушило волну критики на Дай-Джуку со стороны других мастеров, отказывавших системе Адзумы в боевой родословной и называвших его японским боксом. Несмотря на это, Такаши Адзума не сдался, хотя сам положительно оценивает ката. Но налицо было понимание того, что традиционные ката не дают тех навыков, которые нужны в реальном бою. А реальный бой  это основа Кудо: «Что касается традиционных ката применительно к Кудо, то такие ката невозможно делать по принципам Кудо  принципам реального боя. Традиционные ката и реальный бой  очень разные вещи. Разное всё: стойки, удары, положение рук и т.д. В то же самое время, я хочу сказать, что уже задумываюсь над созданием собственных ката, основанных именно на принципах Кудо. Это будут сведённые в блоки комплексы упражнений, составленных из элементов реального боя».

Карате или новый вид боевого искусства?

Несмотря на все трудности и критику, Дай-Джуку стало набирать популярность, ведь «принцип реального боя»  это именно то, что ждали поклонники контактного карате. Дай-Джуку идет победным маршем по Японии, открываются центры в Токио, Саппоро, Сендай, Осаке, Нагоя, Хиросиме и Фукуоке и вот уже к 1986 году открыто более 80 региональных штабов по стране. В 90-х годах Дай-Джуку начинает распространятся по всему миру, примечательно, что первое официальное зарубежное отделение было открыто в соседней с нами России. Окончательное оформление стиля и формирование новых задач происходит в 2001 году, когда меняется название Дай-Джуку карате-до на Кудо.

Само слово Кудо означает «Путь пустоты», в этом закладывается и преемственность традиций, так как «Карате» переводиться как «Путь пустой руки», и новое понимание «Пути Воина», обыгрывая философское значение «пустоты» как части культурного мировоззрения в культуре Востока.

Самым важным в переименовании был отказ от слова «карате-до». Сложившийся вид спорта претендует на звание Олимпийского и имеет на это все основания. Но название «карате-до» мешало позиционированию Дай-Джуку как самостоятельного вида спорта, так как бесконтактное и контактное карате активно и уже давно претендуют на включение в Олимпийскую программу. А чиновники от Международного олимпийского комитета под словом карате понимают только бесконтактный стиль. По сути, Кудо вернулось к амбициозным целям Адзумы, который предлагал еще в 70-ые отделить контактное карате от бесконтактного, унифицировать его и, тем самым, создать возможности для вхождения в состав олимпийских видов спорта, что увеличило бы число поклонников этого единоборства. И все шансы есть, ведь «принцип реального боя» затребован и здесь. Именно за уход от этого принципа идет мощная критика и предложения исключить из Олимпиады любительский бокс и олимпийское тхеквондо.Blog post image

В этом направлении у Кудо есть реальные шансы, так как здесь имеет место тот самый баланс между реализмом и безопасностью. Так например, смешанные единоборства в силу специфики могут быть доступны только подготовленным профессионалам, в результате чего, в данный вид приходят спортсмены, уже получившие необходимую базу в тех стилях, которые могут подготовить бойца. В то же время Кудо дает развиваться спортсмену в рамках школы от базовой техники до полного контакта.

Нужно отметить, что в Кудо важную роль играет сохранение традиций Будо, тогда как чистые виды спорта серьезно скованы возрастными рамками. После определенного периода человек не может развиваться в ключе «быстрее, сильнее, выше» и на первый план выходит именно развитие в новом ключе, открытие новых возможностей своего духа и тела. «Занимаясь Кудо человек развивает морально-волевые качества, такие как воля победе, целеустремленность, здоровый образ жизни, стрессоустойчивость, уверенность в себе. Это те качества которые помогают человеку в его повседневной деятельности» - делится Рустам Ерманов  «двери нашей секции открыты для детей с 6 лет, а верхнего потолка по возрасту нет. В любом возрасте человек может найти для себя в Кудо что-то свое. Конечно, обучение между разными возрастными категориями идет раздельно, так как нужно учитывать физическое и психологическое состояние человека»

Мастеру Адзуме удалась сложная задача объединения непрерывности развития традиционных школ Будо с практической направленностью.  «В Кудо очень важны самоконтроль и  самодисциплина, ведь это прежде всего боевое искусство. В процессе тренировок, воспитательный элемент очень важен. Человек, занимающийся Кудо, не должен применять полученные боевые навыки поддавшись эмоциям или еще хуже в каких-то криминальных целях» - подчеркивает Рустам Ерманов. Это очень важный аспект в Кудо, несущего традиции карате, которое славится именно подчеркнутым вниманием к воспитанию морально-волевых качеств. Насколько этот аспект важен, очевидно в свете резонансной истории с чемпионом «Боев без правил» Расулом Мирзоевым, который убил ударом кулака Ивана Агафонова в ходе вспыхнувшей ссоры.

Итак, Кудо  это активно развивающаяся система боевых искусств с славными традициями и серьезными амбициями. Взрывные комбинации руки-ноги-колени-локти-бросок-добивание-болевой стали визитной карточкой Кудо, опробированных в различных соревнованиях и турнирах между всеми стилями. А благодаря его мощной прикладной составляющей и «принципу реального боя» Кудо можно смело рекомендовать для подготовки сотрудников силовых ведомств и армейских подразделений специального назначения. Будем надеяться, что Казахстану удастся воспитать еще немало чемпионов в этом виде единоборств.

Blog post image

Прямой в челюсть - быстрый путь к нокауту

Blog post image

Бой идет до конца - а значит и в партере

Blog post image

Локти - непременное оружие адепта Кудо в ближнем бою

Blog post image

Сильный удар коленом может закончить поединок

Blog post image

Бой идет на всех уровнях

Blog post image

Бросок после атаки руками-ногами визитная карточка Кудо

Blog post image

Болевой прием на руку - противнику остается только сдаться

Blog post image

Добивание - "Принцип реального боя" в действии

Blog post image

Победить можно и из невыгодной позиции

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Насреддин Альбек - 2-дан Кудо Дайдо Джуку

Blog post image

Адиль Каукенов

 
2