«Яростное каратэ» в Казахстане

Quorum 2011 M09 28
4056
20
15
0

http://quorum.kz/8214/Яростное+каратэ+в+Казахстане+Фото#comments Кудо (Дайдо-Джуку карате-до) - особый вид восточных единоборств и интересная система спортивного единоборства, сравнительно недавно...

http://quorum.kz/8214/Яростное+каратэ+в+Казахстане+Фото#comments

Кудо (Дайдо-Джуку карате-до) - особый вид восточных единоборств и интересная система спортивного единоборства, сравнительно недавно пришедшая в Казахстан, однако популярность ее растет из-за дня в день. Вместе с тем, об этом интересном виде спорта написано очень мало, в отличие от многих других видов единоборств, таких как Айкидо, Карате-Киокушинкай, Тхэквандо и др. Quorum.kz попытался разобраться в чем секрет Кудо, привлекающий молодых людей в секции, и в чем его отличие от других видов восточных единоборств?

Сегодня Казахстан уже может похвастаться чемпионами в этом жестком виде спорта. В историю турниров Кудо вписаны имена Архата Малдыбаева - серебряного и бронзового призера чемпионата Европы, а также Каната Рахимова и Рустама Ерманова  обладателей серебряной и бронзовой медалей европейского первенства соответственно.

Бронзовый призер чемпионата Европы по Кудо Рустам Ерманов, человек хорошо известный в мире боевых единоборств Казахстана, имеющий также черный пояс по Киокушинкай карате, рассказал Quorum.kz, что именно его привело в этот вид единоборств. «В Кудо меня привлекает прежде всего разносторонность. Использование как ударной, так и борцовской техники, открывает необъятные горизонты как для духовного, так и физического саморазвития», - отмечает Рустам. «Я хорошо помню свой первый бой на Чемпионате мира по Кудо в Японии, ту атмосферу, которая царила в зале, тот дух воинского искусства, дух настоящего Будо («боевого искусства» - А.К.). И хотя тогда бой закончился не в мою пользу, в силу неопытности и волнения, но все же именно тогда я открыл для себя мир настоящего Кудо», - вспоминает он.

«Балет» или «Путь воина»?

Но чтобы понять, как удалось состояться и обрести настоящую популярность этой системе единоборств, а не сгинуть, как многим создаваемым системам-однодневкам, нужно разобраться в самой логике развития боевых искусств с середины 20-го века. Тогда становиться очевидной связь успеха Кудо с тем, что его возникновение было логическим завершением многих процессов в мире единоборств.

После повальной популярности восточных единоборств на постсоветском пространстве в течении 90-х, к двухтысячным наметился их явный кризис, особенно сильно затронувший карате. Во многом это было связано с разочарованием в овеянном легендами японском единоборстве, которым зачастую называли все боевые искусства. При этом само карате является крайне неоднородным и делится на множество видов, стилей и школ. С одной стороны, это разочарование во многом обусловлено тем, что после развала СССР и снятия запрета на занятие боевыми искусствами, десятки тысяч всевозможных недоучек и шарлатанов кинулись обучать воинскому искусству и зарабатывать на этом деньги.

С другой стороны, догматизм многих стилей карате, как впрочем и других восточных единоборств, перестал отвечать тому, ради чего они создавались древними мастерами, а именно возможности самообороны без оружия. То есть практическая составляющая и сама возможность развития единоборства отметались. На первый план зачастую выводилась зубрежка древних форм (ката) без понимания их применения в режиме реального боя и показательные выступления. В результате многие ученики столкнулись с невозможностью применить навыки в качестве самообороны, а восточные единоборства получили обидное прозвище «балет», т.е. красивые движения без реального наполнения.

Более того, набравшие популярность в середине 90-х «Бои без правил» (правда, если быть точнее, турнир назывался Ultimate Fighting Championship (UFC)) наглядно развеяли многие мифы и стереотипы, имевшие место в мире боевых искусств. Стало очевидным большинству поклонников единоборств, что броски, захваты, удушающие и болевые приемы, а также защита от них, являются необходимыми в арсенале бойца. А существовавший стереотип о том, что удар быстрее захвата был однозначно похоронен.

Но именно к этому времени, многие боевые искусства отказались от элементов борьбы в спаррингах. Какие-то единоборства пошли на этот шаг для большей популяризации, так как защитное снаряжение, а точнее боксерские перчатки, просто не позволяли использовать технику захватов, другие  для увеличения зрелищности, а третьи просто отказались от поединков как таковых.

Здесь важно сказать, что все боевые искусства, включая западные, наиболее известным из которых является бокс, создавались именно для противостояния в реальном бою, где нет никаких правил, и главная задача   максимально быстро нейтрализовать противника. Но именно, эта жесткая задача, требовала жестких мер обучения с высоким травматизмом, что препятствовало росту количества обучающихся, и бокс оставался уделом лишь профессионалов.

В Древнем Китае, где впервые начали массово обучать боевым искусствам  ушу (что так и переводиться с китайского у  боевые/военные шу - искусства) была разработана система «тао»  комплекса упражнений для передачи необходимых знаний, но без практики спаррингов. В Японии эти комплексы стали называться «ката». Именно ката дали возможность накапливать опыт движений, передавать их в письменной форме и  самое главное  обучать одновременно большое количество людей, что дало огромный скачок в развитии восточных единоборств в древности.

Однако именно ката и стали камнем преткновения, догматизмом, сковавшим развитие восточных единоборств в конце 20 века, на фоне активно развивающихся других видов спорта.

В результате, бокс, различные стили борьбы   включая дзюдо, самбо, бразильское джиу-джитсу и некоторые комплексы рукопашного боя   сделали мощный рывок в развитии именно в течении 20-го века, тем самым став более предпочтительными для подготовки к самообороне. В то же время, традиционные боевые искусства, создававшиеся именно для боя в любых условиях, стали замыкаться в своем собственном мире, отгораживаясь от «чужаков» не мастерством, а многочисленными правилами или голословными утверждениями, что адепты этих искусств не могут участвовать в турнирах, так как позади них будут оставаться реки крови и горы трупов.

И если на постсоветском пространстве все эти тенденции стали очевидны только в конце 90-х, когда население вдоволь натешилось запрещенными до этого боевыми искусствами, то на родине карате, многие мастера намного раньше пришли к вопросу о необходимости дальнейшего развития боевых систем, все больше теряющих прикладное значение за туманными пассами и «чайными церемониями».

Нужен реальный бой

Именно исходя из необходимости возрождения прикладного значения карате, мастером Масутацу Ояма был создан стиль Киокушин, в 1964 году получивший официальное оформление. Но если в самом начале создания мастер Ояма практиковал все удары, включая тычки в глаза и удары в пах, все захваты, включая за волосы, то впоследствии  во избежание травматизма в ходе спаррингов и кумите (турниров)  в рамках Киокушин были исключены удары в голову, борьба и подавляющее большинство бросков. И вот очередной парадокс: исключение травмирующих ударов, с одной стороны, позволило стремительно набрать популярность, а с другой  сам Киокушин в скором времени перестал отвечать всем требованиям реального боя, ради которого создавался. Это отмечал и сам Ояма, подвергая жесткой критике новое поколение бойцов.

Однако критика критикой, а контактное карате требовало дальнейшего развития. Тогда со своей концепцией полноконтактного карате появляется мастер по имени Такаши Адзума. Мастер Адзума долгое время занимался карате Киокушинкай, добился многих побед в турнирах по Киокушин, стал обладателем 6-го дана. В то же время, будучи не только выдающимся практиком, но и теоретиком боевых искусств, Такаши Адзума стал поднимать вопрос о несоответствии звания полноконтактного карате полноконтактному при отсутствии самых смертоносных ударов  в голову и, конечно же, техники борьбы.

Мастер Адзума по своему подошел к проблеме баланса между безопасностью спортсменов и приближению к максимальному реализму в поединках. Тут нужно отметить, что до этого пути было два: первый путь  это путь бокса. Бои в боксе изначально были без перчаток, с ударами не только кулаками, но и головой, локтями, применялись захваты, броски, подсечки, являясь на деле подпольными драками. Понятно, что подобный вид был привлекателен только для ограниченного количества профи, причем из маргинальных слоев населения. Но после того, как в 1867 были созданы правила боя, и, самое главное, боксировать стали в перчатках, бокс начал стремительно набирать обороты, так как и бои, и тренировки перестали быть опасными и отталкивающими. И вот уже в популярном французском романе «Парижские тайны», главный герой-аристократ владеет «благородным боксом», а его соперник-люмпен «грязными ухватками савата» (Сават  французский кикбоксинг). По пути бокса пошли многие успешные виды единоборств: ушу-саньда (саньшоу), тайский бокс, сават и т.д.

Второй путь ярко продемонстрировал именно Киокушинкай, оставив руки без перчаток, но запретив удары в голову. Но и на этом пути опять встречается парадокс, так как и этот путь имеет и плюсы и минусы, которые ярко показали соревнования между китайской сборной по Ушу-саньда и российской сборной по Киокушинкай. Минусы наглядно были видны в боях по правилам Ушу-саньда, в которых киокушиновцы потерпели сокрушительное поражение именно за счет неумения, с одной стороны, защищать, а с другой  бить в голову, а также за счет отсутствия навыков борьбы. Но в боях по правилам Киокушин были очевидны минусы перчаток, за счет чего, сборная Ушу не смогла ничего противопоставить сборной Киокушина. А именно, удары голыми кулаками намного жестче, чем в перчатке. Большинство китайских спортсменов получили мгновенные технические нокауты после двух-трех ударов по телу, несмотря на мощные физические кондиции и атлетические фигуры. Закалка тела и умение вести плотный бой в стойке обеспечили беспрекословное преимущество.

Мастер Адзума предложил третий путь, который должен был объединить все преимущества обоих вариантов  решением стал шлем. Такаши Адзума разработал специальный шлем с прозрачной пластиной на лице, который позволяет избежать травм головы и вести бой без боксерских перчаток.

Особенно важно остановиться на безопасности, ведь это ключевой момент. Мастер Адзума неоднократно подчеркивал: «чтобы вырастить бойцов, которые не испытывают страха перед поединком, их не нужно травмировать». Это серьезно разнится с мнением некоторых новоявленных школ рукопашного боя, где уличный бой становиться своего рода «иконой» и где, в результате дисбаланса в сторону максимального реализма, в ходе тренировок ученики, практикуя полноконтактные бои без защитного снаряжения и не имея при этом базы по защите, получают многочисленные травмы. Такие эксперименты опасны, так как даже «банальное» сотрясение мозга может привести ко многим хроническим заболеваниям, вплоть до потери трудоспособности в результате развития нервно-психических заболеваний.

 

Найдя решение по обеспечению безопасности, мастер Адзума создал правила ведения боя, максимально приближенного к реальному и включающего в себя удары руками, локтями, ногами, коленями, захваты, броски, болевые и удушающие приемамы, борьбу в партере. Так в 1981 году, появился новый стиль карате который был назван «Дайдо-Джуку каратэ-до», что переводиться с японского как «Школа великого пути».

Журналисты были впечатлены демонстрацией жестких и бескомпромиссных поединков и закрепили за ним название «яростное карате», что во многом отражало подход нового стиля и его основную разницу с другими школами карате.

В своих интервью Адзума подчеркивает, что изначально не хотел чтобы Дай-джуку сформировалось в отдельный вид единоборств, так как он считал, что необходимо унифицировать контактное карате и провести четкую грань с бесконтактным карате: «У меня изначально не было желания образовать и возглавить свой собственный стиль единоборств. Вначале, задумывая то, что потом стало называться Дайдо-джуку, я предполагал, что это будет стиль внутри стиля».

Являясь преданным сторонником карате, Адзума доказывал, что нужно развивать контактное карате до полноконтактного, при том, что техника ударов в голову и борьба была в зашифрована в старых ката. Это нужно просто восстановить и развивать дальше. Более того, Адзума рассчитывал, что это будет Киокушин: «Я считал, что всё контактное каратэ должно быть Киокушинкай! Бесконтактное каратэ входило и входит в систему образования Японии, это отдельная песня. ….. Ну и ещё я считал, что контактное каратэ без ударов руками в голову и без бросков будет неполным. Ояма сказал, что необходимости в том, что я предлагаю, нет. Ну а потом случилось то, что случилось». А случилось то, что неприятие Оямой идей Адзумы,  нежелание даже выносить на обсуждение унификации контактного карате, привело к разрыву отношений между мастерами.

Но свобода от правил Киокушин сыграла на руку новому стилю, и мастер Адзума стал создавать систему Дай-Джуку не оглядываясь на других мастеров. В первую очередь, он отказался от ката в системе подготовки. Это обрушило волну критики на Дай-Джуку со стороны других мастеров, отказывавших системе Адзумы в боевой родословной и называвших его японским боксом. Несмотря на это, Такаши Адзума не сдался, хотя сам положительно оценивает ката. Но налицо было понимание того, что традиционные ката не дают тех навыков, которые нужны в реальном бою. А реальный бой  это основа Кудо: «Что касается традиционных ката применительно к Кудо, то такие ката невозможно делать по принципам Кудо  принципам реального боя. Традиционные ката и реальный бой  очень разные вещи. Разное всё: стойки, удары, положение рук и т.д. В то же самое время, я хочу сказать, что уже задумываюсь над созданием собственных ката, основанных именно на принципах Кудо. Это будут сведённые в блоки комплексы упражнений, составленных из элементов реального боя».

Карате или новый вид боевого искусства?

Несмотря на все трудности и критику, Дай-Джуку стало набирать популярность, ведь «принцип реального боя»  это именно то, что ждали поклонники контактного карате. Дай-Джуку идет победным маршем по Японии, открываются центры в Токио, Саппоро, Сендай, Осаке, Нагоя, Хиросиме и Фукуоке и вот уже к 1986 году открыто более 80 региональных штабов по стране. В 90-х годах Дай-Джуку начинает распространятся по всему миру, примечательно, что первое официальное зарубежное отделение было открыто в соседней с нами России. Окончательное оформление стиля и формирование новых задач происходит в 2001 году, когда меняется название Дай-Джуку карате-до на Кудо.

Само слово Кудо означает «Путь пустоты», в этом закладывается и преемственность традиций, так как «Карате» переводиться как «Путь пустой руки», и новое понимание «Пути Воина», обыгрывая философское значение «пустоты» как части культурного мировоззрения в культуре Востока.

Самым важным в переименовании был отказ от слова «карате-до». Сложившийся вид спорта претендует на звание Олимпийского и имеет на это все основания. Но название «карате-до» мешало позиционированию Дай-Джуку как самостоятельного вида спорта, так как бесконтактное и контактное карате активно и уже давно претендуют на включение в Олимпийскую программу. А чиновники от Международного олимпийского комитета под словом карате понимают только бесконтактный стиль. По сути, Кудо вернулось к амбициозным целям Адзумы, который предлагал еще в 70-ые отделить контактное карате от бесконтактного, унифицировать его и, тем самым, создать возможности для вхождения в состав олимпийских видов спорта, что увеличило бы число поклонников этого единоборства. И все шансы есть, ведь «принцип реального боя» затребован и здесь. Именно за уход от этого принципа идет мощная критика и предложения исключить из Олимпиады любительский бокс и олимпийское тхеквондо.

В этом направлении у Кудо есть реальные шансы, так как здесь имеет место тот самый баланс между реализмом и безопасностью. Так например, смешанные единоборства в силу специфики могут быть доступны только подготовленным профессионалам, в результате чего, в данный вид приходят спортсмены, уже получившие необходимую базу в тех стилях, которые могут подготовить бойца. В то же время Кудо дает развиваться спортсмену в рамках школы от базовой техники до полного контакта.

Нужно отметить, что в Кудо важную роль играет сохранение традиций Будо, тогда как чистые виды спорта серьезно скованы возрастными рамками. После определенного периода человек не может развиваться в ключе «быстрее, сильнее, выше» и на первый план выходит именно развитие в новом ключе, открытие новых возможностей своего духа и тела. «Занимаясь Кудо человек развивает морально-волевые качества, такие как воля победе, целеустремленность, здоровый образ жизни, стрессоустойчивость, уверенность в себе. Это те качества которые помогают человеку в его повседневной деятельности» - делится Рустам Ерманов  «двери нашей секции открыты для детей с 6 лет, а верхнего потолка по возрасту нет. В любом возрасте человек может найти для себя в Кудо что-то свое. Конечно, обучение между разными возрастными категориями идет раздельно, так как нужно учитывать физическое и психологическое состояние человека»

Мастеру Адзуме удалась сложная задача объединения непрерывности развития традиционных школ Будо с практической направленностью.  «В Кудо очень важны самоконтроль и  самодисциплина, ведь это прежде всего боевое искусство. В процессе тренировок, воспитательный элемент очень важен. Человек, занимающийся Кудо, не должен применять полученные боевые навыки поддавшись эмоциям или еще хуже в каких-то криминальных целях» - подчеркивает Рустам Ерманов. Это очень важный аспект в Кудо, несущего традиции карате, которое славится именно подчеркнутым вниманием к воспитанию морально-волевых качеств. Насколько этот аспект важен, очевидно в свете резонансной истории с чемпионом «Боев без правил» Расулом Мирзоевым, который убил ударом кулака Ивана Агафонова в ходе вспыхнувшей ссоры.

Итак, Кудо  это активно развивающаяся система боевых искусств с славными традициями и серьезными амбициями. Взрывные комбинации руки-ноги-колени-локти-бросок-добивание-болевой стали визитной карточкой Кудо, опробированных в различных соревнованиях и турнирах между всеми стилями. А благодаря его мощной прикладной составляющей и «принципу реального боя» Кудо можно смело рекомендовать для подготовки сотрудников силовых ведомств и армейских подразделений специального назначения. Будем надеяться, что Казахстану удастся воспитать еще немало чемпионов в этом виде единоборств.

Прямой в челюсть - быстрый путь к нокауту

Бой идет до конца - а значит и в партере

Локти - непременное оружие адепта Кудо в ближнем бою

Сильный удар коленом может закончить поединок

Бой идет на всех уровнях

Бросок после атаки руками-ногами визитная карточка Кудо

Болевой прием на руку - противнику остается только сдаться

Добивание - "Принцип реального боя" в действии

Победить можно и из невыгодной позиции

Насреддин Альбек - 2-дан Кудо Дайдо Джуку

Адиль Каукенов

 

Оцените пост

15

Комментарии

0
Месяц назад записался, все нравится: и процесс, и подача, и дисциплина, да и атмосфера дружеская. Рекомендую!
0
Знакомый занимался кудо. Я предпочитаю ММА, хотя в принципе тоже самое. Только в кимоно.
Но шлемы мне не нра. Был в таком. Сразу все запотевает, ничо не видно, и дышать тяжело. Зачем такой шлем? Бороду то не защищает. Лучшеб лицо вазилином мазали, раз уж дело об рассечениях пошло...
0
Как раз таки бороду то и защищает. Шлем не от рассечений, а от сотрясений. В статье написано, что безопасность при обучении обечпечивает массовость. ММА не массовый спорт, туда приходят бойцы уже с поставленной базой. Кудошники кстати идут в ММА, так как базу Кудо дает.
0
Шлем бороду защищает? Вы шлем одевали? Это просто материал для того что держало голову плотно. Если бы бороду защищало, то вряд ли бы были нокауты. От каких сотрясений? Это не как обычный боксерский шлем, он твердый, а соотвественно амплитуда дает малую. Какой удар, такая и отдача. Приведем пример:


На 28 секунде видно какая отдача у шлема. Тресется шлем - тресется голова. А в конце увидете нокаут. Это у нас у спорстменов это нокаут. А в медицине это называется сотрясением мозга. Так что, то что вы написали, не уместно.
Потом ММА один из самых быстроразвивающихся видов спорта. Но не у нас =) Он развивается. Но в основном у нас секции дзюдо, каратэ, самбо.
Ах да, не кудошники, а кудоисты :D
0
Нокауты не только от удара в челюсть бывают, там могут и в ухо ногой заехать, могут и в корпус с вертушки дать, что не встанешь, а так за подбородком конечно надо следить.
Показать комментарии
Дальше