• 144212
  • 677
  • 175
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Чужая боль

Одним из самых удивительных произведений в древнерусской литературе, по признанию многих специалистов, является так называемая «Казанская история». Его уникальность, прежде всего, заключается в смелом нарушении традиций, установленных в литературе подобного рода. Вместо того, чтобы, как и положено описывать отвагу русских воинов и малодушие татар, автор повести поступает ровно наоборот и позволяет себе «разительное нарушение этикета». Он описывает необычайную храбрость татар, и взятие Казани объясняет лишь тем фактом, что на одного защитника города приходилось сто противников. Говорит и о том, как русские дружинники грабили, истребляли мирное население, разрушали мечети. Кроме того, в тексте приводится так называемый «Плач царицы Сумбеки», который по степени своего накала и драматизма, по мнению Д.С.Лихачева, относится к лучшим образцам древнерусского поэтического творчества. В общем, сочинение полностью проникнуто соучастием к судьбе татарского народа. При этом у большинства исследователей нет сомнений, что автором данной повести являлся русский и православный человек.

Кстати, сам Д. С. Лихачев предполагал, что причины появления такого произведения крылись во внутренней политике Ивана Грозного, который, как и его предшественники, охотно принимал к себе тюркских «царей» и «царевичей» и покровительствовал им. Вероятно, это обстоятельство тоже сыграло свою роль, но мне кажется, основная причина крылась все же в другом.

Уважительное отношение, казалось бы, к самым заклятым врагам было свойственно людям с самых древних времен. Так, арабские средневековые сочинения переполнены различными самыми хвалебными отзывами о тюрках, а ведь именно тюрки во многом и остановили победное шествие зеленого стяга ислама по миру. В свою очередь, крестоносцы, освобождавшие «гроб господень», по достоинству оценивали благородство и стойкость «неверных» сарацинских военачальников. Еще можно вспомнить индейскую тему, широко представленную в романах Майн Рида, Фенимора Купера, Карла Мая, благодаря которым «краснокожие» охотники за скальпами стали кумирами миллионов «бледнолицых» мальчуганов.  Не случайно, наверное, и то, что одним из самых любимых фильмов о войне в Советском Союзе стал телесериал «Семнадцать мгновений весны», в котором немцы едва ли не впервые были показаны в таком привлекательном виде.

Такие мотивы есть и в старинной казахской литературе, о чем сейчас почти не вспоминают. Между тем, когда после долгой и упорной борьбы в 20-х гг. XVIII века казахи вытеснили джунгар из степей Сары-Арки, из-под смычков  жырау на свет стали появляться не только новые сказания о батырах – освободителях родной земли, но и произведения, которые были пропитаны сопереживанием к потерпевшему поражение противнику. Одно из таких произведений я и хочу здесь привести. Оно называется «Джунгарский плач по Сары-Арке» и сочинено как бы от лица самих джунгар, покидающих степи Центрального Казахстана. За отсутствие перевода прошу прощения. Насколько я знаю, его просто не существует, а мне лично это не под силу.

Қалмақтың Сарыарқаны жоқтап жылаған зары

Қайран да, қайран, қайран тау,

Тиюші еді пайдан тау.

Пайдасының белгісі –

Үйімде тұрған үлгісі.

Үлгісінің өрнегі:

Шаңырағым, уығым,

Үйде бақан, сырығым,

Ат ұстайтын құрығым,

Қазаныма қақпағым,

Желі бір қағар тоқпағым,

Арбама арыс білігім,

Ел қыстауға қонғанда,

Сиыр бір жатар шілігім,

Ат жүре алмас аралдым

Ішіңде бұғы, маралдым!

Бұғы да, марал жатқан жер,

Мергендер таңдап атқан жер,

Мерекеге бақан жер,

Артығын алып сатқан жер!

Үш атамыз өткен тау,

Үш мың қара біткен тау,

Әкем күйеу болған тау,

Шешем келін болған тау.

Ақ бүркеншік салынып,

Ала берен киген тау,

Ит жүгіртіп, құс салып,

Өзіме теңдік тиген тау!

Мұнарланып артымда

Қала бердің көрініп.

Ілгері қарай аяғым

Бір баспады-ау ерініп!

Көңіл еріп, жас келіп,

Кетті-ау өңім өзгеріп!

Бай төбетім маңқылдап,

Даусы қудай саңқылдап,

Байсал тауып үрген тау

Балалы қаздай байпаңдап,

Бәбише дәурен сүйген тау.

Дуадақтай тоңқаңдап,

Тоқалдар дәурен сүрген тау.

Кетейін деп кетепедім,

Төңірегің толған жау.

Шабынды (Сабынды), қопа, қамысым,

Тамам жұртқа танысым,

Мына да көрген зорлықтан,

Қалады-ау есіл қонысым!

Боранда малым ықпаған,

Үйімді дауыл жықпаған.

Шағыр бір жусан, изендім,

Сенен кетіп күйзелдім.

Байлаулы атқа пішенім,

Матаулы атқа кісенім.

Ат арқандар қазығым,

Балаларға азығым!

Кетейін деп, кетпедім,

Ойда – орыс, қырда қазақтан

Тынышым бір кетті-ау жазығың!

Қожыр, қожыр тастарым,

Сен есіме түскенде,

Көзімнен ақты-ау жастарым!

Ащының бойы ай татыр,

Балауса шөбің бал татыр,

Балдырғаның май татыр.

Ақтылы қой айдаттыр,

Алалы жылқы жұсаттыр!

Шыбышым лақ салмаған,

Тоқтым бір қысыр қалмаған.

Үш ай тоқсан соқса да,

Малым жұтап қалмаған.

Желіні сыздап маңыраған,

Төлі шулап жамыраған.

Он екі қазылық, ой, Түндік,

Маңырап жатқан қой – Түндік!

Есіл-Нұра – екі су

Еңкейіп онан бетің жу.

Бірің – шекер, бірің бал,

Қайбіріңді айтайын?!

Бетеге, көде, жауылша

Шулап тұрған бәрің мал.

Кеуір келді-ау қиқулап,

«Аш құлақтан тыныш құлақ!»

Кете бердім зар жылап,

Көбейген соң күнде шу.

Қарқаралы, Қазылық,

Жатушы едің жазылып!

Жазғытұры көшкенде,

Қалушы едін, қара жол,

Қабырғадан қазылып.

Күзгітұрым қонғанда,

Төрт түлік мал баурайда,

Жатушы еді жай тауып,

Құлашын керіп жазылып.

Егізімнің сыңары;

Бірін сойсам, той болған.

Қалған бірі жетіліп,

Келер жылы озіндей

Ыңыранып семіз қой болған.

Сойғанымның терісі

Илей білген шеберге,

Бір өзі бір бой болған.

Илей білмес жаманға,

Ел қыдырып кеткенде,

Көк ала шолақ иттерге

Көкпары болып тартылып,

Зор мереке той болған.

Біз барармыз, барармыз.

Барып қайда оңармыз?!

Барсақ залал тартармыз!

Сендей жерді жалғанда,

Іздеп қайдан табармыз?!

Егін де жайын білмесек,

Арып, шаршап, талармыз!

Тарының сөгін жалармыз,

Шөпшек теріп, шөп жиып,

Аштан өліп қалармыз!

   
26 сентября 2011, 11:58
2050

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Где взять или как найти произведение про взятие Казани в 1552 году?
Спасибо большое!
nurma
0
0
насколько я понимаю Грозный и не взял бы Казань, или взял бы с бооольшими потерями, не ударь в тыл татарам Башкиры. Со стороны последних это было очень опрометчиво, потому что настал и их черед попасть под крыло двухглавой птицы. - Разделяй и властвуй, блин
Ну в конце-концов все же взял бы. Это ведь не первый поход был.
nurma
0
0
ya tut bolshe o bashkirax govoryu, oni ved'tozhe byli zavoevanny potom
Вообще первоначальный период принятия российского подданства у башкир происходил в добровольном порядке. Резня началась попозже.
там по-моему и татары-предатели были, которые рассказали о слабых местах казани. у них сейчас фамилии русские образованные от татарских типа карамзины- кара мурза и пр.
Каждый народ, в своих бедах, в первую очередь виноват сам.
Почему? Вот я в своих каких-то личных проблемах, за исключением форс-мажорных ситуаций, виноват в первую очередь сам. Хотя, конечно жутко хочется переложить вину на соседа, гаишника и т. п. Так же и любой человек. В какой-то мере, это можно распространить и на народы. Разумеется, там не все так однозначно, но все же...
StimbI4
бред не несите
фамилии русского дворянства такие как Карамзин, Баскаков, Тургенев, Урусов и др уходят к более далеким временам, к Золотой Орде

..половина русского дворянства была из татар а вторая из немцев , шведов, французов...
MINGN
0
0
ИНТЕРЕСНО, У НАС КАЛМЫКОВ ВООБЩЕ НЕТ В ФОЛЬКЛОРЕ УПОМИНАНИЙ О КАЗАХАХ, КАК БУДТО ВАС НЕ БЫЛО.ВСТРЕЧАЮТСЯ ТОЛЬКО МАНГУТЫ, УЙГУРЫ, ЭШТРЕКИ(БАШКИРЫ),ТАНГУТЫ, ЧЕРКЕССЫ
может просто казахов называют киргизами? я заметил, что в литературе 17-18 вв. чаще говорят о киргиз-казацких ордах, а 15-16 об узбек-казацких. может просто нас могли называть как киргизами, так и узбеками, но если уже и таких не было, то это реально целенаправленная и весьма амбициозная попытка затмить историю врагов тех времен.
MINGN
0
0
КИРГИЗОВ ТОЖЕ НЕТ! В ЭПОСЕ ДЖАНГАР БОГАТЫРИ БОРЯТСЯ С МИФИЧЕСКИМИ ДЕМОНАМИ И ТАМ НЕТ НИКАКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ!
MINGN
0
0
ЧТО ИНТЕРЕСНО- У ОСТАВШИХСЯ КАЛМЫКОВ НЕТ СОЖАЛЕНИЯ ОБ УХОДЕ УБАШИ ХАНА, А У СИНЬЗЯНЦЕВ ЕСТЬ ПЕСНЯ О БРОШЕНОЙ ВОЛГЕ

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным учителем.
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 10396
  • 33
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 4459
  • 12
«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

Мы не такие блатные. Да, нас унижают руководители, возомнившие себя ханами, часто наши права не реализуются в должной мере. И я всегда задавался, почему на самом деле нет нормальных условий и льгот...
WriterKz
23 сент. 2017 / 0:41
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2997
  • 72
Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Наш главный город страны стал избавляться от уже вполне неуместных моветонных клише, которые громоздились над ней, как черное облако над Мордором.
tentser
22 сент. 2017 / 21:04
  • 2091
  • 73
Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Парней начали осуждать за поступок в социальных сетях. Популярные группы Кавказа назвали выходку парней дикой, и пояснили, что они позорят нацию и религию.
tala03
20 сент. 2017 / 16:42
  • 1681
  • 53
Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Если честно, для нас формат заведения был в диковинку - раньше нам доводилось есть бургеры в сетевых ресторанах фаст-фуда или же в заведениях, где кроме бургеров подают еще много разных блюд.
zhanuska_checkedboe
19 сент. 2017 / 15:12
  • 1438
  • 16
Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Серию коллажей, показывающую как ракеты КНДР нанесли поражения американским самолетам, продемонстрировали в северокорейских СМИ.
tala03
24 сент. 2017 / 17:58
  • 1337
  • 9
Время забыть безумные траты молодости: навыки, которыми ты должен овладеть к 30 годам

Время забыть безумные траты молодости: навыки, которыми ты должен овладеть к 30 годам

Смысл бюджета в том, чтобы знать, куда ты, блин, потратил бабки. В том, чтобы в конце месяца, ты сел, почитал свои записи и понял, какой ты придурок. И принял уже наконец здравое решение, что куда идет.
Lesch
24 сент. 2017 / 21:03
  • 1297
  • 45