Аналитическая журналистика (имхо лучшая из журналистких жанров)

Yelnur Shalkibayev 2011 M09 19
1779
0
2
0

Журналистика в первую очередь должна сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика, как одна из сфер гражданского общества, вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях...

Журналистика в первую очередь должна сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика, как одна из сфер гражданского общества, вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы, темы и вопросы. Аналитическая журналистика как раз и составляет основное содержание качественной прессы: журналисты-аналитики тщательно сопоставляют между собой факты, трактуют новости, комментируя их, и даже прогнозируют события в будущем. Образно говоря, аналитическая журналистика координирует деятельность общества. Аналитические статьи и материалы – и есть заветный плод работы журналиста для общества.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, ситуации. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем, так как невозможно в двух-трех абзацах раскрыть сущность происходящего, «докопаться до истины». Ведь если в информационной журналистике важен лишь факт, то в аналитической, помимо факта важна и мысль, порожденная этими фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью.

Сегодня как никогда прежде повышается роль аналитической журналистики в СМИ и в жизни общества. Так как они представляют собой в первую очередь некую незримую защиту общества, помогающую им справиться со всеми возникшими негативными явлениями во всех сферах жизни страны. Это, как, по мнению многих, именно та журналистика, которая может помочь в борьбе с мошенничеством, коррупцией, поразивших высшие эшелоны власти, разгулом криминала и т.д.

А может ли простая журналистика повлиять на это? Нет, а вот жанр  аналитической журналистики - журналистское расследование, который очень близок к работам следопытов, криминалистов и сыщиков, может.

И материалы журналистов-аналитиков ценятся куда больше, чем заметки, информационные статьи и репортажи. А сами журналисты рассматриваются как защитники народа, что естественно предполагает большую ответственность.

Журналистский анализ в целом можно разбить по тематикам: политический, исторический, экономический, экологический, юридический, военный, спортивный и т.д. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует либо отдельные актуальные события (например, беспорядки в Киргизстане), либо процессы, протекающие в обществе (демократизация), либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса валют).

Как правило, тематические аналитические материалы публикуются в специальных изданиях, например, в Казахстанском еженедельном деловом журнале «Эксперт. Казахстан», Казахстанской еженедельной газете «Панорама» и т.д. Но это не значит, что в других изданиях не могут появиться аналитические материалы: скажем, журнал «#1 MAG» и газета «Вечерний Алматы» охотно печатают на своих страницах аналитические статьи.

В целом в настоящее время, во время широкого распространения интернета, аналитические статьи появляются не только в прессе, но и на информационных порталах, и на сайтах печатных СМИ.

И мне кажется, это большой плюс для данного жанра статей, так как аналитика продолжается и после публикаций: пользователи заходят на портал, читают статью, делятся мнением, своей точкой зрения, что в конечном итоге приводит к полному завершению статьи, появлению новых и т.д. Ведь если сравнить статью в журнале (газете) со статьей на интернет портале, то естественно последняя будет более информативной для читателя, в плане того, что в нем присутствует как авторская позиция, так и мнение других читателей, экспертов, журналистов.

Существует несколько вариантов публикаций аналитической статьи на информационном портале.

Первое, и для Казахстанских СМИ, пожалуй, самое популярное – это электронная копия статьи, причем не как текста, а скорее как отсканированного рисунка. С одной стороны – это выгодно изданию, так как никто более не сможет скопировать и использовать текст, хотя если уж сильно захотят, найдут способы; с другой стороны – это не привлекает читателя, так как такие статьи обычно и не комментируются пользователями портала. Ярчайший пример такому методы – информационный портал газеты «Панорама», в ней есть порядок, всегда можно найти определенный номер (но только номер, а не тему), но нет в ней комментариев уже прочитавших пользователе, рейтинга статьи, всего того, чтобы привлекало новых читателей.

Куда удобнее и практичнее другой вариант разбить номер издания на статьи. Каждая статья на отдельно отведенной для нее странице и это все систематизировать с помощью гиперссылок (— графических изображений или текста на сайте, устанавливающих связь и позволяющих переходить к другим объектам Интернет). Если в первом случае – можно найти лишь номер, то здесь можно найти материалы определенного автора, определенную тему и прочитать комментарии под каждой статьей, а не просто комментарии по номеру. Такой схемой размещения своих материалов пользуется «Эксперт. Казахстан», он также не отстает от западных коллег и размещает функцию распечатать или копирования и отправки текста статьи в социальные сети, что в принципе придаст второе дыхание статье. Единственно, что немного смущает так это то, что сайт закреплен на портале «Эксперта» российского, ведь было бы удобнее с отдельным сайтом, хотя это уже дело вкуса.

Аналитическая журналистика в Казахстане как жанр используется очень редко, и редко мы можем встретить действительно качественные аналитические статьи на качественных информационных порталах. В общем, в этом вопросе нашей журналистике далеко до идеала.

Идеальная аналитическая статья на идеальном информационном портале – это, как мне кажется, журналистское большое расследование, с комментариями экспертов данной области – написанные после статьи в виде тезисов. Это комментарии читателей, обсуждение проблемы и тематики расследования. Также не стоит забывать о визуальной составляющей статьи и самого информационного портала (всего должно быть в меру). И желательно, чтобы читатели без регистрации на сайте могли писать комментарии. Как это широко используется на Западе, и, исходя из комментариев или каких-то светлых идей, из рассуждений читателя возникают порой новые более интересные материалы. Ведь аналитическая статья не может быть просто прочитана и забыта, она же наталкивает на определенные мысли и побуждает читателя рассуждать, а главное думать.

 

Оцените пост

2