Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:39, 19 сентября 2011

Амир Тебенихин не работает пианистом. Он так живет.

Blog post image

Имя Амира Тебенихина, похоже, совсем освободилось от поясняющего комментария «победитель международных конкурсов». Теперь его реноме определяется сегодняшними заслугами: пришла пора сольных концертов.


Пианисты с таким дарованием рождаются далеко не каждое десятилетие. Лет двадцать уже в Казахстане знают творчество Амира Тебенихина, и у нас отношение к нему не меняется, несмотря на то, что он давно уже не мальчик, не подросток, а взрослый тридцатилетний мужчина, сделавший мировую карьеру.
Но сильно первое впечатление – оно и определило для Амира статус вечного вундеркинда в наших краях. Но пианист и сам как-то уж очень мало изменился со времен своего детства и внешне, и внутренне. Он – сосуд, хранящий в себе тайну классической пианистической традиции. Первыми его учителями были родители: пианистка Алия Карасаева и Владимир Иванович Тебенихин – основоположник казахстанской органной школы, ученик Леонида Ройзмана и Льва Оборина в Московской консерватории. За инструмент Амир сел в шесть лет, поначалу на час в день. Родители мудро решили, что ребенка нельзя лишать детства. От занятий маленький Амир тут же сбегал во двор – играть в футбол. Через год он поступил в музыкальную школу имени К. Байсеитовой, в класс отца, а после его смерти учился у Михаила Балабичева, Аиды Исаковой.
Педагоги никогда не ограничивали Амира в выборе репертуара, и он был далек от учебного стандарта. Иногда, правда, что-то было «не по росту»: в пятнадцать лет взялся за Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова.
Потом был год учебы в Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы у профессора Жании Аубакировой. И наконец, великая школа профессора Московской консерватории Михаила Воскресенского.
В 1999 году пианист завоевал Гран-при престижного международного конкурса имени Вианы да Мота в Лиссабоне. Музыкант многократно становился лауреатом международных конкурсов пианистов.
Очень жаль, что родители Амира ушли так рано. Казахи говорят: даже если умер твой отец, пусть будут живы люди, которые его знали, тогда и память будет долгой. Как сказала ректор КНК им. Курмангазы Жания Аубакирова, многие преподаватели пришли на концерт, чтобы отдать дань памяти его родителям и, конечно, таланту Амира.
Сейчас Амир живет в Ганновере, где учится его жена, много ездит с концертами по всему миру, и приятно, что корни его в Казахстане, основа заложена в консерватории им. Курмангазы и специализированной музыкальной школе им. К. Байсеитовой.
Сегодня творчество Амира как изысканный сосуд. И воспринимается как уникальное изделие, которым любители классической музыки любуются и восхищаются, и применение ему найдено, единственное и главное – получать удовольствие от созерцания.
Каждый композитор для него – Бог, никогда не спускавшийся на землю, Бог, речь которого рождается под пальцами пианиста. И как должно быть, высказывания эти совершенны и абсолютно лишены земных эмоций.
Амир Тебенихин занимается чистым искусством, и неважно, что знает он о земных путях своих богов. Но и он сам их властелин, повелитель рояля, во власти которого все, что они создали.
Его магия – превращать знаки в звуки, не комментируя авторский текст и не заботясь о переводе семантических смыслов в общечеловеческие.
Он виртуоз, не бравирующий безукоризненным полетом своих пальцев, зачарованный собственным альянсом с роялем и странствующий по миру не ради выступлений на сцене, но ради возможности заниматься главным делом своей жизни – воспроизводить творения музыкальных богов.
Отзывы после концерта были самые восторженные. Те, кто следит за его творчеством, отмечают гигантский рост в последние годы, обусловленный талантом, интеллектом и колоссальным трудолюбием.
Сам Амир благодарен учителям:
– В Московской консерватории я учился в классе Михаила Воскресенского, это отличная школа не только исполнительская, но и жизненная. Кроме того, на мою игру имела и до сих пор имеет огромное влияние Жания Аубакирова, у которой я долго занимался.
– Очень интересует, о чем думают люди в тот или иной момент их профессиональной работы. О чем думает пианист за роялем?
– Когда я был ребенком, думать мог о чем угодно, буквально обо всем. Сейчас – не так. Происходит невероятная концентрация, я не столько думаю, сколько слушаю себя и стараюсь скорректировать, когда понимаю: что-то не так.
– Любовь к музыке в вас воспитали родители?
– Любовь нельзя воспитать, наверное, я родился с этой любовью.
– То, что вы были музыкальным вундеркиндом, вам помогает или мешает в дальнейшей карьере?
– Конечно, помогает. Впервые я вышел на сцену ребенком. Правда, сильно волновался. Но все приходит постепенно. Однако волнение – это серьезная проблема, которая остается насущной и для выдающихся исполнителей. Владимир Софроницкий, например, справлялся с волнением лишь ко второму отделению концерта, а бисы превращались уже в самостоятельное третье.
– В каком возрасте вы осознали, что в вашей жизни нет другого пути, кроме пути профессионального музыканта?
– Я никогда серьезно не рассматривал других альтернатив. Вообще, если честно, я ведь ничего другого и не умею, да и не стремлюсь научиться.
– Какие конкурсы, в которых вы участвовали, запомнились более всего?
– Самое удачное мое выступление было на конкурсе имени Виана да Мотта в Португалии. Преодолев за месяц четыре тура и состязаясь с 29 исполнителями, сыграв в финале с Шанхайским симфоническим оркестром, я вытянул счастливый билет и получил первую премию. Сегодня это, пожалуй, единственный путь для карьеры молодого исполнителя. Без такой победы получить приглашение в престижные концертные залы почти нереально.
– Вы ставите себе какие-то конкретные творческие цели?
– Любой исполнитель, относящийся к своему делу серьезно, хочет, в сущности, одного: быть концертирующим по всему миру музыкантом. Но при этом я не хочу становиться рабом своей профессии и ограничивать свою жизнь только выступлениями.
– Пока ваша жизнь отдана музыке. Вы никогда не задавались вопросом: «А зачем все это?»
– Мои родители – музыканты, и то, что красиво называется «мир музыки», всегда было для меня главным миром. Я же не работаю пианистом, я просто так живу. Это моя жизнь.
– Амир, не поделитесь с молодыми людьми на правах старшего товарища формулой успеха?
– Формула тривиальная, но основополагающая. Музыканта создает огромный ежедневный труд…

Мира МУСТАФИНА, фото из архива автора, Алматы

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=2128&Itemid=6&bsb_midx=-2

0
1810
0