Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:42, 05 сентября 2011

Развитие символа «знак радиационной опасности» в экоплакатах Триеннале «4-й блок»

Диссертации и авторефераты - Постановка проблемы. Чернобыльская трагедия, проведя границу во времени, начала отсчет «постчернобыльской» эпохи и подвела черту под дискуссиями последних десятилетий ХХ века - каким быть следующему веку. Стало очевидным - он станет веком гуманизма и экологии, либо для человечества следующего тысячелетия может уже просто не быть.

Люди много знают об этой трагедии. О ней пишут, говорят, но увидеть прямые результаты действия радиации человеку не дано. Визуализировать трагедию, её последствия - такую главную задачу (классическую задачу графического дизайна - «переложить на визуальный язык незрительные тексты» [1] решают авторы плакатов, представленных на прошедших шести Международных Триеннале «4-й БЛОК», создавая, проектируя для этого свой визуальный язык.

Уже на самых первых плакатах, идентифицируя тему Чернобыля, появился «знак радиационной опасности» (далее - «знак») - история его возникновения описана нами в [2]. Появившись после аварии ЧАЭС в средствах массовой информации, «знак» стал однозначно интерпретируемым - «визитной карточкой» Чернобыльской трагедии. Плакатисты сделали его первой и основной «буквой алфавита» Чернобыля (так же в этот «алфавит» вошли: само слово «Чернобыль» и дата взрыва - 26. 04. 1986).

Интересно отметить, что ни на одном плакате коллекции всех шести триеннале нет точного (принятого в атомной промышленности) изображения «знака радиационной опасности». Такую точность мы нашли только на плакатах гражданской обороны США времен «холодной войны» (50-60-е годы). [3]. Живописные, красочные плакаты тогда должны были помочь каждому жителю этой страны быстро и безошибочно идентифицировать «знак» в случае атомной угрозы. Эта задача продиктовала необходимость строгого соответствия изображения на плакате знаку опасности.

Цель статьи. На основе материалов коллекции плакатов шести триеннале «4-й Блок», изучить особенности использования и превращения «знака радиационной опасности» в символ Чернобыльской трагедии.

Результаты исследования.

В схеме, по которой плакат взаимодействует со зрителем (знак - образ - метафора - вывод), знак - только информация. И основная задача дизайнера - найти свой, соответствующий стилистике знака решение, прийти к образу, метафоре, символу, проявляя смысловую, образную структуру плаката, используя цветовую и вербальную составляющие. Визуальный текст может содержать и несколько семантических трансформаций.

На плакатах, представленных уже на первых триеннале, «знак»- информация широко использовался, и всё чаще превращался в метафору, аллегорию, образ. Ведь в плакате « ..развивается проектное воображение и совершенствуется визуальный язык» [4]. Дизайнеры свободно работают с формой, цветом «знака».

0
525
1