Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:27, 31 августа 2011

Бензина нет!

 

На крупных автозаправках Алматы по-прежнему не хватает бензина. Исчезли из продажи АИ-80 и АИ-92. Купить можно АИ-96 минимум за 135 тенге за литр. Если дефицит бензина в северных регионах власти объясняют тем, что большая часть горючего вывозится в Россию из-за того, что в Казахстане ГСМ дешевле, то почему бензина нет в южной столице, никто толком объяснить не может.

В интервью агентству Казинформ министр нефти и газа Сауат Мынбаев назвал несколько системных причин дефицита.

  1. ценовой разрыв с РФ и зависимость от поставок из России. Даже когда наши НПЗ работают на полную мощь, часть бензина мы вынуждены импортировать, в частности,  высокооктановые марки. Доля импорта, например, по Аи-92 составляет 35%. По Аи-95, Аи-98, авиакеросину еще выше. Только по Аи-80 мы полностью закрываем нашу потребность.  
  2. Введение стандарта Евро-3. Многие НПЗ России, производящие бензины Аи-80 и Аи-92 больше не смогут его производить и выпускать  в оборот. Это означает, что этот бензин станет просто труднее купить и ввезти в Казахстан.
  3. С введением в действие закона «Об обороте нефтепродуктов» оказалось, что  должна быть изменена система регистрации акцизных карточек. Урегулирование этого вопроса через Министерство финансов, Генеральную Прокуратуру заняло десяток дней. На весь этот период остановились отгрузки. А нагонять объемы поставок не просто.
  4. НПЗ и ресурсодержатели сократили производство светлых нефтепродуктов в пользу темных. Их мотивация понятна - на экспорт светлых нефтепродуктов в страны, не входящие в Таможенный Союз введен запрет и, наоборот, на экспорт мазута запрета нет.

Но, по-моему, основные причины нынешних проблем министр обошел стороной.

Во-первых, предельные розничные цены зафиксированы, а оптовые – не регулируются. Крупных оптовиков ГСМ в Казахстане наберется едва ли с десяток. За каждой компанией стоят учредители и владельцы, которые устанавливают оптовые цены исходя из собственной выгоды. Их фамилии не афишируются. Но, если когда-то будут обнародованы (что вряд ли), то окажется, что они многим знакомы, у многих на слуху.

Во-вторых, не исключено, что АЗС и нефтебазы придерживают ГСМ в ожидании повышения цены. Министр нефти и газа не устает повторять, что у нас цены на бензин должны быть такие же как в России. Не так давно на повышение стоимости ГСМ дал добро президент страны. Так что поставщики вполне могут сделать вывод, что стоит выждать полмесяца-месяц и с повышением цен можно получить прибыль значительно большую, чем сейчас. Расследования контролирующих органов ценовых сговоров и случаев создания искусственного дефицита затягиваются на месяцы, а этого времени вполне достаточно, чтобы сделать необходимые «рокировки» товара.

Эти причины – на поверхности. Наверняка есть и другие.

0
338
0