Рудный — город романтиков?

Нургельды 2011 M08 26
1856
0
1
0

Арт-проект под названием "Романтики" стартовал сегодня в Рудном. Этот проект - часть программы арт-резиденций в малых городах Центральной Азии "Художник-общество" - это когда художники приезжают в...

Арт-проект под названием "Романтики" стартовал сегодня в Рудном. Этот проект - часть программы арт-резиденций в малых городах Центральной Азии "Художник-общество" - это когда художники приезжают в маленький незнакомый город и пробуют включиться в жизнь местных сообществ, сделать совместный культурный, образовательный или социально значимый проект.

Вот что говорит о своих "Романтиках" Оксана Шаталова, арт-критик и художник фото/видео-арта:

Чтобы попасть в малый город Центральной Азии, мне, в отличие от других участников программы, не нужно никуда ехать. Я живу в малом городе Центральной Азии - в городе Рудный.

Моя арт-резиденция в Рудном - что звучит патетично, но является простой констатацией факта - продолжается всю жизнь. Мне не нужно "знакомиться с контекстом", я знакома с ним с детства.

Думаю, будет любопытно, если среди деяний "Художник-общество" (среди них есть действительно интересные) будет нечто, созданное не внешним наблюдателем или активистом, а, так сказать, самостийно населением малого города ЦА, без специального приезжего идеолога. И вот я - представитель такого автономного сообщества ).


Мозаика на фасаде Рудненского политехнического колледжа (бывший "техникум")

До конца сентября Оксана с помощью друзей и других небезразличных рудничан планирует снять аскетическое, но вместе с тем романтическое видео о своем городе. Впрочем, детали и сюжет этого фильма пока не раскрываются. Но следить за работой художника можно на официальной страничке проекта или на сайте "Художник-Общество".

Несколько заметок из «рабочей тетради» проекта "Художник-Общество":

Artist-in-residency – становится одной из основных форм существования современного художника. Романтический образ, обитающего в студии-мансарде, погруженного в себя живописца (графика, скульптора, и т.д.) уходит в прошлое. Кочевье из резиденции в резиденцию – жизненный стиль большинства молодых, и не очень, современных художников.

Популярность artist-in-residency заключается не только в художественном содержании этого формата или в стремлении современного искусства к актуальности и мобильности. Artist-in-residency – это еще и очень эффективная экономическая модель бытования современного художника, не вовлеченного в арт-рыночные процессы.

Наверное сложно воспринимать эти слова, большинству людей они кажутся не более чем отвлеченными конструкциями.

Но вернемся к проекту Романтики - вот выдержка из очередной записи на страничке проекта:

Крайне наивно представление, что рядом с Кремлем или Гуггенхаймом живут люди «культурно более богатые», нежели население Рудного или Табошара. Взгляд на «малые города» как на «обделенные культурой» есть производная туристического потребительского комплекса. К проектам советской утопии, подобных Рудному, применение туристической оптики малопродуктивно. Если расценивать подобные города как «недо-Москву», то будет упущено нечто существенное – концепт и пафос их происхождения.

...

Позиция туриста здесь изначально не предусмотрена. Турист – праздный наблюдатель, глазеющий по сторонам и не имеющий понятия, что на самом деле происходит, поскольку он не вовлечен в трудовой процесс. Для туриста существует только фасад (Лувр или танцы фламенко). Город без фасада туристу непонятен. Ему просто нечего тут делать.

 

В Рудный могли приехать только участники процесса. И приезжали (мои мама, тетя, бабушка приехали из Самары, отец – из деревни в Кустанайской области). Город подразумевал полностью вовлеченное население.

 

Закономерно, что репрезентативным образом Рудного стало не здание, а человек - Рабочий. В отличие от мегаполисов, эмблемой которых являются архитектурные сооружения, таковые не могли стать символом Рудного. Дома, если только они не связаны с производством, не существуют как значимые объекты в этой системе.

 

Образом Рудного (места, где добывают и перерабатывают руду) стал Рабочий, либо камень (продукт труда), либо машина (орудие труда). Размышляя о фигуре Рабочего, мы с необходимостью выходим на тему Романтизма.

Оцените пост

1