Политическая карикатура в стране слепых

Алия 2011 M08 26
5089
15
4
0

Современная журналистика не жалует жанры сатиры.

Современная журналистика не жалует жанры сатиры. Забыты фельетоны и литературные пародии, памфлеты пылятся в архивах — неужели все это теперь будет называться историей? Но ведь сейчас, как никогда, все складывается удачно для творчества в этом жанре. Когда еще воззвать сатире, как не в великие времена фарса и абсурда?

Казахстанский политический карикатурист Мурат Дильманов так не считает, хотя сам периодически принимает участие в международных конкурсах карикатуры и даже имеет награды. Мы решили встретиться с Муратом и поговорить, почему казахстанцы не знают отечественных карикатуристов в лицо и что творится в жизни современного политического гротеска.

— Как началась ваша карикатурная жизнь?

— Я закончил АГУ, отделение Изобразительное и прикладное искусство. После института у меня был небольшой бизнес — арт-салон, а в карикатуру пришел случайно: знакомый предложил поработать в газете карикатуристом, мол, ты же художник, и я решил попробовать. С тех пор работаю в «НП Life». Помимо этого я работаю иллюстратором в изданиях «Курсив» и «Men’s Health».

В университете я изучал графику, но карикатура — это не просто иллюстрация, она должна быть привязана к событию. В процессе работы бывает по-разному: редактор предлагает свой вариант и я его рисую, порой у него нет идей, тогда я предлагаю свои, а бывает и так, что каждый предлагает свое видение, в итоге приходим к общему консенсусу.

— Существует ли политическая карикатура в Казахстане?

— Мое субъективное мнение: ее никогда и не было.

— А как же журнал «Ара», который был популярен в советские времена? Или СМИ, которое живет за счет государственных дотаций, не может полноценно развиваться в этой сфере?

— В советское время была политическая узконаправленная карикатура и народная сатира. А сейчас это сродни спорту, например, в государстве есть три-четыре спортсмена, которые занимаются определенным видом спорта, но разве можно сказать, что этот вид спорта полноценно развивается в стране, ведь спортсмены не могут постоянно соревноваться между собой. Так и в карикатуре, жизнь в этой сфере должна кипеть, постоянно что-то должно происходить, но не по указке. Ну, и для этого должна быть хоть какая-то политическая среда...

— В чем заключается особенность техники в карикатуре?

— Я считаю, что в карикатуре первичны идеи, а техническая сторона вторична. Конечно, приветствуется академичность в рисунке, но порой этого и не нужно, ведь можно на примитивном уровне нарисовать шедевр. К примеру, российский лубок, который можно назвать народным примитивизмом — просто, но доступно.

Человек должен посмотреть на карикатуру и сразу понять, о чем идет речь. Если она публикуется вместе со статьей, то должна собрать в себе все «сливки» ситуации. Конечно, чаще всего работа должна высмеять что-то, но карикатура может быть и грустной. Я стараюсь передать череду событий, которые перевожу в определенные символы.

— Имеет ли карикатура национальный колорит, накладывает ли отпечаток на стиль, технику, тему карикатуры?

— Карикатура интернациональна. Например, работы, которые участвуют в международных конкурсах понятны для всех. Конечно, в каждой стране есть своя манера шутить, но есть и международный юмор, который национальностей и границ не имеет.

Что касается стиля, существует советская школа, которая отличается своей манерой исполнения, а если посмотреть на работы западных карикатуристов — то там совсем другой стиль, своя школа, свои требования к рисунку. Например, на этом сайте.

— Да, напоминают рисунки из школьных учебников английского языка.

— Или посмотрите на рисунки Николя Журну — Казахстан не только другими глазами, но и в другом исполнении.

— Они какие-то романтичные что ли...

— Легкие...

— И все же, почему у нас не развивается данный жанр сатиры — отсутствие политической жизни, гражданской позиции и наличие самоцензуры?

— Могу добавить к этому еще и то, что люди, которые более-менее интересуются политикой, живут в больших городах, а на периферии это никому не нужно. У людей другие заботы, другие проблемы, я ездил по городам, разговаривал с жителями и убедился, что им абсолютно все равно, для них есть только два понятия — правильно и неправильно, а выйти за эти «общепринятые» рамки народ уже боится. К тому же наш менталитет, который не позволяет шутить над старшими и начальством — о шутках про президента я уже молчу.

— Есть ли у вас учителя в карикатуре или художники, которые являются для вас авторитетом?

— Мне нравится испанский карикатурист А. Болиган. А вообще, мне сложно назвать определенные фамилии: я ежедневно просматриваю большое количество карикатур разных художников в сети, но не обращаю внимания на авторов — мне больше интересны идеи.

— Спасибо за беседу.

Ниже представляем несколько работ Мурата, которые он принес с собой:

Защита частной жизни

Курс тенге

Особенности государственного планирования в Казахстане

Фото: Игорь Заритовский

Оцените пост

-5

Комментарии

0
я помню этот журнал "Ара" - карикатуры там были почти всегда скучные и высмеивалась только бюрократия.
а может просто я был тогда очень маленьким и не понимал)
сейчас вообще ничего не вижу из политической карикатуры.
ничего не изменилось в центральной азии?:)
0
Две последние - супер)
0
Точно ничего не изменилось. Как говорится" Нет ножек, нет мультиков."
0
средне если честно
0
В начале века в Астане жил и работал карикатурист Серик Кульмешкенов. Помню, с каким трудом он прорывался в Америку на офтальмологическую операцию и как местное чиновничье жлобьё не давало художнику вывезти свои картины, чтобы оплатить её.
В 2006 году он приезжал с выставкой в наш музей, на которой мне удалось побывать.
serik.webs.com
Показать комментарии