Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:31, 17 августа 2011

КАЗАХСТАНЦЫ И РЕЛИГИЯ

Отношение к религии, концепции умеренного ислама, мусульманской атрибутике и возможности террористических актов

(по результатам социологического исследования Института политических решений, география опроса – 14 областных центров, города Астана и Алматы, кол-во респондентов – 2302)

Религиозная идентификация жителей крупных городов

Blog post image

Абсолютное большинство – 93,7% опрошенных социологами ИПР горожан – относят себя к той или иной религии. Ислам исповедуют 63,5% казахстанцев, приверженность христианству подтвердили 28,7%. Наследников советского атеистического прошлого значительно меньше – 5,9% жителей городов считают себя атеистами.

Среди тех, кто идентифицирует себя с мусульманами, преобладают казахи (94,3%), наибольшее количество сторонников ислама сосредоточено на западе (84%) и юге (78,2%) страны. К христианской религии относят себя русские (83,1%), географически христиане преобладают на севере (50,8%) и в центре (49,4%) республики.

Основные признаки религиозности

Blog post imageПонимание религиозности в представлении жителей казахстанских городов выглядит следующим образом: более половины 56,5% считают, что первый признак религиозности – это «соблюдение человеческих и морально-этических норм». Этот фактор первостепенен как для мусульман (55,5%), так и для христиан (61,3%). «Чтобы быть религиозным человеком, нужно твердо придерживаться норм и правил святых писаний», считает каждый шестой казахстанец (16,7%), больше всего таковых среди жителей севера республики (23,2%).

Согласно результатам опроса, для каждого девятого казахстанца (11,3%) быть религиозным человеком – значит «молиться и посещать религиозные места», немногим меньше (11,2%) респондентов религиозны потому, что «ощущают себя представителем той или иной религиозной группы». В разрезе регионов такие «установки» преобладают в Астане.

В силу того, что держат пост или оразу, религиозны 2,8% респондентов. А менее чем одному проценту горожан достаточно для этого «носить религиозную одежду».

Ожидания террористических актов, связанных с религиозно-экстремистскими силами

Blog post imageПоследние трагические события, связанные с открытым проявлением экстремистской псевдорелигиозной идеологии, накаляют атмосферу в обществе. Трое из десяти казахстанцев с разной степенью уверенности не исключают возможность терактов в стране: 22,5% считают их «вполне возможными», а 8,8% уверены в том, что «этого не избежать». Террористических действий, прикрытых религиозной идеологией, больше остальных ожидают мусульмане (31,8%) и жители запада страны (55,1%).

Тем не менее большинство казахстанцев надеются на стабильность и спокойствие, не ожидая пока террористических актов на территории республики. 41,1% считают, что это маловероятно, а 16,3% утверждают, что теракты вовсе невозможны. Эти мнения в большей степени характерны для жителей Астаны и севера Казахстана.

Отношение к концепции умеренного ислама

Blog post imageУспешность продвижения умеренного ислама в Казахстане вызывает большие вопросы. Отношение респондентов к ответу государства на актуализацию религиозного вопроса в стране, далеко не однозначное. Более 30% жителей городов республики считают идею продвижения в стране умеренного ислама декларативной инициативой. Каждый пятый (19,3%) уверен в том, что принятие концепции создаст опасный прецедент для республики и приведет к внутренней дестабилизации. Поддерживают предложение Агентства РК по делам религий, озвученное в июне 2011 года, 28,1% респондентов.

В большей степени эта идея находит отклик у мусульман (35,3%), среди христиан преобладает ответ – «безразлично» (31,9%). В разрезе регионов сторонники идеи в наибольшей степени сконцентрированы в Алматы – 62,3%, противники (24,2%), так же, как и равнодушные (38,9%), – на западе Казахстана.

Популяризация мусульманской атрибутики: реакция населения

Blog post image«Вопрос хиджаба» стал в последнее время при рассмотрении религиозной ситуации в стране наиболее поднимаемым в обществе и СМИ. Каково же отношение к нему и в целом к мусульманской атрибутике в городах республики? Согласно результатам исследования ИПР, более трети казахстанцев выступают против ношения мусульманской одежды (38,2%). Респонденты считают, что популяризация мусульманской атрибутики не соответствует современной культуре и может привести его к расколу. Ярче других негативное отношение демонстрируют жители запада республики – 74,3%.

Безразличны к росту числа людей, носящих мусульманскую одежду, 37,5% казахстанцев. Такое отношение характерно для северян, более половины из них говорят: «мне все равно». И лишь каждый шестой казахстанец считает, что это неотъемлемая и обязательная часть исламской культуры (16%), не относя ее вместе с тем к числу основных признаков религиозности.

Изучение общественного мнения проводилось в 14-ти областных центрах, городах Астана и Алматы в июле 2011 года. Количество респондентов – 2302 чел.

© При использовании материала ссылка на Институт политических решений обязательна

UPD.

Выборка:

Многоступенчатая территориальная случайная выборка с группировкой городов в географические регионы. Отбор домохозяйств проводился случайным маршрутным методом с 5-ти кратным шагом отбора. Размер выборки – 2302 человека. Статистическая погрешность ±1%. Выборка распределялась пропорционально численности населения городов в общей численности городского населения республики.

Массовый опрос осуществлялся с использованием стандартизированной раздаточной анкеты, методом Face-to-Face, по месту жительства респондентов

В опросе приняли респонденты от 18 и старше

0