Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
05:44, 24 августа 2011

Кино про кино

Говорят, что есть только две темы о которых можно писать/снимать/петь - это а)любовь и б)путешествия. А про третью краеугольную тему искусства почему-то всегда забывают! А ведь она не менее важна да и к тому же лежит на поверхности.

Blog post image

Третья тема в искусстве - это само искусство.

В этом посте - о трёх моих любимых фильмах про кино:

"Американская ночь" Франсуа Трюффо - фильм об актёре,

"Мечтатели" Бернардо Бертолуччи - фильм о зрителе,

"У каждого своё кино" (альманах) - фильм о режиссёре.

Как известно писать можно только о том, что хорошо знаешь, отсюда не удивительно что в каждом третьем более менее серьёзном романе - главный герой - писатель, художник, философ или фокусник, а на худой конец просто ведёт дневник. Это конечно объяснимо, ведь самому писателю известна эта реальность, только о ней он может написать достоверно. С кино конечно дело обстоит немного иначе - тут главные герои-кинематографисты встречаются реже, а всё потому что в кино не всегда главными героями являются именно персонажи, зачастую авторские фильмы снимаются ради пейзажей, атмосферы, сюжета или чего угодно ещё.

Однако, когда я говорила об искусстве на тему искусства, я имела немного другое. Нечто больше чем главного героя романа - писателя, а героиню фильма - актрису. Иногда произведения затрагивают глубинные проблемы творчества. Вот например картины Рене Магритта:

Blog post imageBlog post imageBlog post image

это ведь не просто картины о художнике, это картины о живописи как о феномене.

Если взять литературу, то в ней аналогом картин Магритта будет роман Лоренса Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена". В этом романе Главный герой пишет книгу о своей жизни и замечает что, поскольку на описание перого дня его жизни у него ушёл год, то такая книга вообще никогда не будет дописана! Потому что количество материала всегда будет превышать скорость письма.

Ну а теперь про кино!

Кино очень молодое искусство по сранению с живописью и литературой - а потому гораздо более сложное, комбинаторное. В нём есть и элементы живописи - композиция кадра, художественное решение кадра; и литература - сценарий, диалоги; и театр - актёрское мастерство; и естественно музыка. Да и вообще оно ещё нам совсем непонятное, с литературой-то всё ясно: есть жанровая, есть нормальная:), а живопись померла, достигнув своего предела, Черного квадрата, и теперь превратилась в инсталляции и перфомансы. Кино же, наоборот переживает переходный возраст, нам ещё непонятна до конца ни его социальная функция, ни средства воздействия, ни цель... Так что снимать о кино будут ещё много и много лет...

1) Америкаснкая ночь. 1973г. Франсуа Трюффо

Американская ночь это кино о том, как снимают кино. Сумбурно, случайно, весело, кое-как, всё время решая какие-то неурядицы. Режиссер Ферран, которого играет сам Франсуа Трюффо (здесь такой выбор оправдан как нигде больше), снимает малобюджетную, спонсируемую американцамиBlog post image французскую мелодраму о порочной связи невестки со свёкром. Вот только закрученный и якобы напряженный сюжет картины - просто ничто по сравнению с тем, что творится в это время на площадке - спонсоры требуют сокращения времени съёмок, куда-то девается реквизит, устраивает истерику прямо в кадре стареющая кинодива, второй по значимости актёр Альфонс (вездесущий для фильмографии Трюффо актер Жан-Пьер Лео) носится со своей любовью, ветренной помощницей режиссера, как с писаной торбой, а та укатывает от него с заезжим американским каскадером; подверженная стрессам молодая кинозвезда Жюли, пытаясь утешить Альфонса, так и остаётся в его номере на ночь, а на место съёмок уже едет её муж... Всё идёт кувырком, всё меняется местами - жена администратора играет лучше половины актёрской труппы, реквизитор даёт интервью республиканской газете, а Альфонс в сотый раз грозится бросить кино. Это кино перевертыш - все здесь существует вверх тормашками, об этом говорит название "Американская ночь" - это термин обозначающий дневную съемку, которую при монтаже сделают ночной.

А главное, что здесь из стороны в сторону бросает не только съёмочную группу, но и самого зрителя - поначалу смеёшься нерадивости этих киношников - да их кино просто скука по сравнению с жизнью, а потом вдруг вспоминаешь, постойте, но ведь так и должно быть!

2) Мечтатели. 2003г. Бернардо Бертолуччи

А вот герои "Мечтателей" поняли вышеозначенную истину о том, что так и должно быть не до конца. Этот фильм можно в некотором смысле назвать антиподом "Американской ночи" - в нём не день выдаётся за ночь, в нём ночь оккупирует день.

Фильм о рассказывает о лете 1968 года в Париже и троих молодых людях, французах брате с сестрой Тео и Изабель и приезжем американце Мэттью. В то время когда Париж гремитBlog post image студенческими демонстрациями и забастовками, эти трое устраивают свой тихий домашний бунт сексуальных страстей и порочных желаний. Они (и Бертолуччи по средствам монтажных врезок) всё время цитируют сцены из любимых фильмов, устраивая не самые целомудренные игры, в которых как и всегда проигрывают те, кто влюбляются первыми. Подобно тому, как безграничен мир кино, стираются и рамки их без того размытых моральных норм, и возможным становится уже всё: и любовь втроём, и инцест, и коллективное самоубийство.

Мечтатели это кино о Зрителе с большой буквы, о том, кому Трюффо в "Американской ночи" хотел рассказать, что всё обман, трюк, но так и не добился ответа, о том, кто знает, что за чувствительной поверхностью кинопленки скрывается нечто большее чем тонкий слой химического состава.

3) У каждого своё кино. 2007г. Альманах.

У каждого своё кино это сборник короткометражек прославленных режиссеров, заданием которых было снять 3-минутную историю о кино. Причем каждое второе (а временами первое) имя здесь не просто прославленное, а принадлежит звезде мировой величины - тут и Ларс "наше всё" фон Триер, и дальневосточные товарищи Такеши Китано, Вонг Кар Вай, Чжан Имоу, и просто дубовые классики вроде Тео Ангелопулоса и поп-звезды вроде того же Иньяритту и все-все-все.

Blog post imageРазнообразие тем не уступает разнообразию имён: кто-то, преследуя благородную социальную цель, показывает сквозь призму любви к кино примирение народов, кто-то воспользовался предсказумым образом слепого в кинотеатре, кто-то делает жизнеописание блохи, живущей в тканевом экране, а кто-то апельсины, сидя в двух местах друг от друга на самом последнем ряду. 
А ещё впервые именно в этом альманахе используется великое кино-ноу-хау двадцать первого - титр с именем режиссера идёт после самой короткометражки. Это, как мне кажется не очень хорошо - превращает достойное искусство для народа в этакий интеллектуальный междусобойчик "Угадайте, кто я...!", но именно это придает фильму особое послевкусие. Рано или поздно понимаешь, снимая об искусстве в себе, все эти великие люди на самом деле снимали о себе в искусстве. За своими трёхминутными опусами они кривляются и изгибаются, пытаясь вывалить на плёнку собственную сущность. У кого-то получается хорошо, у кого-то не очень, но даже в этих уровнях возможностей можно их вычислить.

Так что этот фильм, в конечном счёте - о режиссере, который, как выясняется, совсем не Бог и Творец на раскладном стульчике, а всего лишь точно такой же тщеславный человечек, как и каждый из нас.

 
2