Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:59, 10 августа 2011

"Бизнес в быстро меняющемся мире" Грисюк С.В.

Бизнес в быстро меняющемся мире

В большинстве статей и книг, посвященных управлению, внимание концентрируется, как правило,  на  отдельных аспектах и фрагментах процесса. Анализ чаще всего касается частных и особенных моментов. Бизнес-консультанты и тренеры сосредоточиваются на обыгрывании конкретных ситуаций и наработке   умений  и   навыков  единичного уровня.  По принципу:  нажмешь на кнопку – получишь результат!

Но задайте им вопрос:  «Каков механизм, обеспечивающий получение данного результата?».  В большинстве случаев ответ будет сбивчивым и неопределенным.

В этой  и ряде последующих публикаций  я предполагаю рассказать  о механизмах и законах общего уровня, которыми определяются как функционирование бизнес-систем, так и  управление последними.

Blog post image

 

Информационное торнадо.

 

Все мы ощущаем на себе информационное давление.  Обилие социальных  контактов, средства массовой информации, профессионально-ориентированные издания, сотовый телефон, электронная почта и Internet обрушивают на нас не просто лавину информации,  я бы сказал – это торнадо. Почему?

Судите сами. Удвоение общего количества информации, с которой имеет дело человечество, произошло за период с 1985 по 1996 гг.  То есть за одиннадцать лет.  На следующее удвоение понадобилось лишь семь лет  (1997-2003 гг.).   Сегодня мы живем  внутри третьего витка этой спирали, а лучше сказать вихря.  Удвоение произойдет за пять лет: с 2004 по 2008 гг.  А что дальше?

Процесс накопления информации описывается экспоненциальным законом, то есть степенной функцией с основанием 2.  Двойка в качестве основания не случайна,  если вспомнить, что количество информации измеряется в битах. Экстраполируя описанную выше кривую, можно предположить, что процесс накопления информации и далее будет ускоряться, и, следовательно, информационное давление – возрастать.

Описанный процесс субъективно воспринимается нами как ускорение времени. Вспомните, как часто вы сами и ваши знакомые сетуете на то, что время течет слишком  быстро и его постоянно не хватает. Временной ресурс оказывается  самым дорогим и дефицитным.  При этом мало кто понимает, что описанный феномен имеет информационную природу, то есть обусловлен  ускорением процесса накопления информации.

Что происходит с субъективным  временем, когда вам скучно?   Оно ползет со скоростью улитки.  А как переживается время, когда вы увлечены чем-то интересным?  Особенно, если процесс  поглощает вас полностью?  Дни и ночи превращаются в мгновения.

Чувствую, как у вас, мои читатели, возникает неудовольствие, а у особенно нетерпеливых – и возмущение.  О чем он это?!  При чем здесь бизнес!

А я вам отвечу.  Все дело в изменении. Это вообще ключевое понятие, если мы хотим разобраться в том, что с нами происходит.  Каждый новый бит информации порождает некоторое изменение в мире.  Только за малостью его мы этого не замечаем:  «мелкоскопа подходящего нету»,  как сказал бы лесковский Левша.  Это тот, кто блоху подковал.  Изменения мы начинаем субъективно переживать лишь когда они  соберутся в гига- и терабайты, то есть достигнут  величины, заметной для наших органов чувств.   По сути говоря, изменение наблюдаемого нами мира – непрерывный волновой процесс.  Но по причине «грубости» чувств  мы осознаем лишь те из них, которые оказывают на нас более или менее существенное влияние, да и такие человек сначала пытается игнорировать.

Так вот, давление ускоряющегося процесса накопления информации мы переживаем как внутреннее напряжение, которое порождает осознание  неспособности  своевременно и адекватно реагировать на массу происходящих вокруг изменений.  Возникает та самая ситуация: «когда только не успел сделать одно дело, как тут же не успел сделать и другое».  Вот в таких совершенно невыносимых условиях  мы и живем.   В том числе делаем бизнес.

Обещал без прописных истин, но, кажется, без них не обойтись. Известно, что эффективность бизнеса нацело определяется скоростью и качеством принимаемых решений.  Но чем быстрее происходят изменения, чем больше их количество в единице времени, тем труднее принимать такие решения.  Следовательно, если вы не успеваете за изменениями, временем  или информацией (это одно и то же),  вы закономерно и неизбежно банкрот.

Что же делать? «Тоже мне, озадачил» -  слышу ваши ироничные восклицания. «В любом учебнике менеджмента написано: предвидеть надо изменения!».

Согласен.  Одной из важнейших черт современного успешного менеджера является интуиция, с помощью которой иногда удается что-то предчувствовать.  Отчасти помогает накопленный опыт. Но все это лишь отчасти. Ибо вы же знаете, кто предполагает, а кто располагает.

Один из наиболее успешных бизнес-организаторов в мире Билл Гейтс известен всем как пророк и не только в сфере компьютерных технологий. Между тем, он не предвидел  информационных, технологических и бизнес-перспектив развития Internet.  По свидетельству сотрудников Microsoft он был последним в компании, кто их осознал.   Выражаясь спортивным языком, «пророк» Гейтс зевнул старт.  И многим казалось, что Microsoft постигнет участь большинства бизнес-гигантов. Они, как правило, либо теряют лидирующие позиции, либо  вовсе погибают на новом технологическом витке. Пример – «big blue» IBM, утратившая свои позиции с наступлением эпохи персональных компьютеров.  Но Уильям Гейтс не случайно стал наиболее успешным и богатым предпринимателем в мире, хотя размеры его состояния  под натиском антимонопольщиков  и сократились за последние годы с 85 до 60 млрд. долларов.  На мой взгляд, действительно выдающимися его чертами  являются способность целостного, системного видения ситуации, выдающаяся организаторская мощь и скорость реакции на изменения. Как только он осознал все значение Internet-прорыва в будущее, личностный потенциал сотрудников Microsoft был немедленно ориентирован на скорейшее решение соответствующих организационных, информационных, технологических задач.  И мы знаем, сегодня MS  - один из ведущих факторов,  определяющих развитие Internet.

Итак, если изменение в полной мере невозможно предвидеть, то необходимо быть быстрым и гибким.  Именно эти свойства обеспечивают высокую скорость адаптации в быстро меняющемся мире.  Гейтс формулирует этот принцип так: «либо быстрый, либо мертвый!».

Что же мешает нам быть гибкими и быстрыми?  Неправильное отношение к Изменению!!!

 

Изменение – это не страшно

 

Чаще всего мы думаем, что изменения, происходящие вокруг нас и принуждающие меняться нас самих, - это одно из самых неприятных проявлений жизни.  Это необходимость; принуждение.  Вследствие этого  изменения порождают, главным образом, отрицательные переживания.  Осознание того факта, что постоянное изменение  есть единственная неизменность в  нашем мире, порождает непринятие и внутренний личностный конфликт.

При этом мы не можем увидеть, что изменение является истинной основой свободы. Подумайте сами, разве было бы возможно достижение цели (желаемого состояния, результата),  пусть самой незначительной, если бы в мире ничего не менялось, то есть не происходило?  Достижение цели – всегда есть лишь некоторая последовательность направленных изменений (вектор движения).

Зачастую нам кажется, что почти любое изменение, с которым мы сталкиваемся, имеет случайный характер. Но это лишь кажимость.  Смею утверждать, что в мире нет ничего случайного. Все дело лишь в том,  что случайным выглядит отдельное изменение (происшествие, событие, явление, процесс). Если же рассмотреть  цепочку изменений, включая предшествующие и следующие за тем, которое привлекло наше внимание, то становится очевидно, что все закономерно.  Разобравшись в сути закономерности, мы можем  выработать более глубокое понимание происходящего и быстрее найти эффективные пути адаптации.

Если вы еще сомневаетесь в том, что любое изменение закономерно, вспомните о том, что все в мире имеет свои причины и следствия, то есть подчиняется причинно-следственному закону.  Если, размышляя на эту тему, вам удастся сохранить логичность и последовательность, вы не найдете ни единого события, которое не подпадало бы под действие данного закона.

Слышу возмущенные возгласы некоторых читателей: «если все в мире закономерно, то где тогда обещанная свобода?». И  на этот вопрос, разумеется, есть ответ. У нас с вами, господа недовольные читатели, есть безусловная свобода – познавать законы устройства мира, его функционирования и т.п. и действовать, руководствуясь этим знанием!

Индивидуальный опыт подсказывает нам, что изменения происходят не постоянно, и тем вводит нас в заблуждение.  В абсолютном смысле изменение есть, как сказал бы философ, имманентное свойство бытия.  Мы же так или иначе реагируем лишь на те изменения, которые способны различать наши органы чувств и которые являются значимыми с точки зрения  нашей собственной системы оценки.  Иначе говоря,  в соответствии с релятивистской концепцией мира изменение воспринимается относительно системы отсчета.  Именно это определяет природу достаточно хорошо исследованных психологами феноменов избирательности внимания и восприятия.  Человек  видит, слышит и т.д. лишь то, что он хочет или готов воспринимать, лишь то, что попадает в его систему отсчета.

Постоянно протекающие в мире изменения неуловимо меняют содержание  событий, явлений и процессов, с которыми мы так или иначе соприкасаемся.   Однако, зачастую  мы обнаруживаем это лишь тогда, когда содержание меняется принципиально (качественно).  Еще увереннее изменение констатируется, когда меняется их форма.  Именно поэтому люди склонны в большей мере обращать внимание на форму, нежели на содержание. Данное свойство широко используется в маркетинге.  В результате потребитель получает приблизительно те же  потребительные свойства товара, но в новом оформлении и по новой цене.

Говоря о положительных следствиях процесса изменения, нельзя не упомянуть и о том, что именно изменения  являются основой возможного. Как часто мы  ждем новых возможностей.  Надеемся, что произойдет нечто, и эти возможности откроются пред нами.  Но задумываемся ли мы о том, что возможное может стать действительным только благодаря изменению?  Представьте неизменяющийся мир.  Для возможностей в нем не останется места.

Так стоит ли страшиться изменений?  В контексте всего вышенаписанного  – разумеется, нет.  Изменение – источник жизни.  Неизменность, напротив, - смерть.

Наконец, еще один очень важный аспект. Происходящие в мире изменения всегда носят направленный характер. Благодаря этому, собственно, становится возможным достижение  поставленных целей. При этом люди издревле  верят, что в мире имеется два основных направления изменений, которые на философском уровне осмысления определяются как созидание и разрушение.  А  на этико-религиозном – как добро и зло. Но в действительности это не совсем так, и люди об этом догадываются.  Иначе как понять выражение типа «все, что ни делается, все – к лучшему».  Видимо, предполагается, что и разрушение лишь этап в процессе созидания. «Не разрушишь старого, не построишь нового». Субъективно переживаемое личностью разрушение чего-либо с неизбежностью порождает негативные переживания, а нередко и страдания.  На этой основе возникает непринятие и нежелание изменений вообще. Однако, по истечении некоторого времени мы, как правило, приходим к выводу, что все происшедшее вело нас к лучшему.  Всякое изменение – благо. И лишь по причине ограниченности нашего понимания мы временно оцениваем его иначе.

 

Изменение и бизнес

 

Итак, мы с вами живем в эпоху бурных перемен.  И последние, обрушиваясь всей своей массой, требуют перемен в нас. Иначе не выстоять. Чтобы выжить и стать успешным,  по меткому выражению профессора Кестенбаума, человек должен стать «человеком перемен», то есть постоянно меняющимся человеком. Однако, я вовсе не призываю вас к беспринципности и бесхребетности.  Основные ценности, законы и принципы бытия носят объективный и непреложный характер.  Изменять им – путь к неорганизованности и страданию. Познавать их, руководствоваться ими в процессе адаптации – путь к успеху.

Теперь, я думаю,  стало вполне понятно, почему Билл Гейтс так категорично поделил всех на быстрых и мертвых.   И он не одинок. Так думают многие успешные и известные в мире бизнесмены.   Например, Энди Гроув, руководитель компании Intel,  имея в виду, по сути дела, то же самое, утверждает, что в современном мире бизнеса «выживают только параноики».  Разумеется, речь не идет  о типе психотического расстройства, при котором личность склонна генерировать сверхценности, главным образом, разрушительного характера и стремиться к ним самозабвенно, круша социальные нормы и запреты.  Гроув имеет в виду необходимость концентрации всех усилий во имя достижения поставленной цели. При этом скорость происходящих вокруг изменений  и гибкость в приспособлении к ним становятся решающими факторами.

В контексте сказанного бизнес я рассматриваю как деятельность, направленную на организацию изменений, необходимых как миру вообще, так и кому-либо конкретно. Данное определение на первый взгляд может показаться странным. Но только на первый взгляд.  Если вспомнить, что все происходящее в мире – изменение, то станет очевидным, что производство любого потребительного свойства (вещи, услуги и др.)  есть лишь процесс направленных изменений.  Менеджер в нем выступает в качестве основного организатора, а объектом управления является изменение, а не то, что обычно думают (предприятие,  производство, люди и т.п.). Организовать необходимые (полезные) кому-либо изменения в нужное время, в нужном месте, в востребованном количестве – вот формула успешного бизнеса.

Зачастую, со стороны как успешных, так и начинающих бизнесменов приходится слышать сетования и жалобы на то, что развитию их бизнесов мешает дефицит ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, информационных и пр.).  Действительно, мы живем на планете с ограниченными ресурсами. И успех любой деятельности  определяется эффективностью принимаемых решений в условиях дефицита ресурсов.  Однако, проблема разрешается очень просто.  Начните организовывать созидающие изменения и мир обеспечит вас всеми ресурсами в достатке, а иногда и сверх необходимого.  Сомневаетесь?  Проверьте.  Опыт, как мой собственный, так и моих единомышленников, убедил нас в истинности этого закона давно.

Итак, все, что человек мыслит, чувствует и делает, связано с изменениями и порождает изменения.   И ничем, кроме изменений, он не управляет и не может управлять. Если же скорость происходящих в мире изменений неуклонно возрастает, у нас, по сути дела, не остается выбора: хочешь выжить, изменяйся сам, организовывая изменения вокруг себя как можно быстрее.

А как же быть с предвидением и планированием, спросите вы?   Отныне они отменяются? Конечно, нет.  Предвидение тех или иных изменений дает нам дополнительное время, чтобы подготовиться к ним.   И это замечательно и важно.  Но отдайте себе искренний отчет в том, насколько часто в действительности удается что-либо предвидеть  и спланировать.

Я вспоминаю советскую систему, Госплан и Госснаб. Поверьте мне, весьма неплохо организованную. К концу существования СССР в ней трудилось около 1,6 млн. человек.  Народным хозяйством страны в это время производилось около 25 млн. видов продукции.  При этом годовые балансовые планы производства и потребления удавалось составить только на 100 тыс. видов.  Следовательно, для того, чтобы спланировать всю экономическую деятельность, количество сотрудников указанных ведомств необходимо было бы увеличить до 400 млн. человек. Общая численность населения СССР никогда не достигала 300 млн. человек.  Совершенно очевидно, что  задача тотального планирования нерешаема в принципе. А ведь есть еще одна сложность, гораздо большая, чем сложность тотального планирования.  Она определяется невозможностью своевременного предсказания и точного описания всего разнообразия флуктуаций, влиянию которых подвергаются факторы, воздействующие на функционирование экономической системы.  Разумеется, что подобные трудности ожидают нас и в процессе планирования бизнеса, пусть даже самого мелкого.

Позволю себе пространную цитату из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

«…Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

-  Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

-  Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?  И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас … саркома легкого… - и вот ваше управление закончилось!...  И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет  более никакого, сжигают его в печи…  Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком».

Замечательная по глубине понимания сентенция. И что же остается человеку?  Особенно, если он бизнесмен.  Если управлять, в смысле, предвидеть и планировать, у него нет никаких шансов?  Только одно – оперативно реагировать на изменения мира (экономической ситуации) собственным изменением.   И чем быстрее, тем лучше!

Грисюк С.В.

0
465
1