• 35982
  • 299
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ралли Шелковый Путь 2009

silk_way_rally_134

Специально для всех, кому не безразличен автоспорт и конечно же наш сайт :) , мы публикуем самый полный отчет о международном ралли рейде Silk Way Rally 2009. Статья будет состоять из 3-х частей с 3-мя галереями. Будет много букв и картинок, поэтому запасайтесь временем и трафиком, можете налить чашечку чая. Ну а мы с Вами еще раз “проедем” ралли рейд Шелковый Путь от старта и до самого финиша вместе с Евгенией Шестаковой, которая видела все своими глазами и любезно предоставила нам данную информацию.

Мы были там, где нет дорог.

Вот и отзвучали последние аккорды песен многосотсильных моторов, разносящихся над просторами трех братских республик, в течение 10 дней. Путь пролегал  фактически по бездорожью от Казани до Ашхабада. Даже не по бездорожью – спортсмены и машины сопровождения ехали там, где дорог просто нет. Но зато какие фантастические пейзажи бело-черных гор и каньонов нам открывались, особенно поразил Мангышлак.

Участвуя в ралли-рейде в категории Ассистанс на подготовленном Volkswagen Touareg мы  поняли, что понятия «Бездорожье» и «Нет Дорог» – это две большие разницы. Можно сказать, что от Уральска, до Ашхабада нет дорог! Вообще!

Имена победителей уже названы, кубки  и призовые деньги вручены, но у нас с вами есть реальная возможность включить «машину времени» и вернуться назад, к третьему сентября, когда вылетая из Алма-Аты в Казань через Москву наш экипаж Дмитрия Филонца и Александра Мороза еще не знал, что они окажутся с большим отрывом на высшей ступеньке пьедестала почета, не смотря на многочисленные козни и препоны, которые начались еще в Москве. Всех казахстанских спортсменов в аэропорту Домодедово просто не допустили до посадки на самолет в Казань, потому что службе безопасности показалось очень подозрительным  сертифицированное оборудование автоматического пожаротушения, которое спортсмены везли на гонку. Хамство москвичей было просто поразительное. Самолет еще не улетел, даже не закончилась посадка, автобус с пассажирами стоял перед выездом из рукава… Перед казахстанцами просто закрывают двери – опоздали! Парням пришлось покупать билеты на следующий рейс, и в Казани мы  с ними встретились только вечером.

Ралли рейд SILK WAY 2009, (или «Йопик Йолли», как мы прочитали название на туркменском языке) протяженностью в 4500 км, из которых 2846 составляют Спец участки, проходил с 3 по 13 сентября. Дистанция ралли – это половина классического Дакара.

Четверо казахстанских журналистов проехали весь путь на Volkswagen Touareg, за что отдельное спасибо компании Меркур, работники которой сделали все возможное, для того, чтобы мы попали на ралли-рейд Шелковый путь. И теперь мы, тем же составом, очень хотим, чтобы дорогая и любимая компания Меркур отправила нас таки на НАСТОЯЩИЙ Дакар.

Мы оказались в составе прославленной  немецкой команды Volkswagen  Team. Всего было 4 журналистских Туарега. В одном из которых ехали россияне – в двух других – немцы. Немецкого водителя у нас не было, ехали всю дорогу сами.

silk_way_rally_6

Нашей команде журналистов очень повезло, мы оказались в числе 6 машин из всего пресс парка– имеющих право выезда на спортивную трассу. Остальные машины ехали по трассе ассистанс, лишь изредка имея возможность фотографировать и снимать машины, если трасса подходила близко к спортивной. Если этого не было, то журналисты просто ехали от бивака до бивака. Скучно и неинтересно. На машинах гордо красовались номера серии 500.

Свободы было гораздо больше, наш руководитель – Маркус Климан почти всегда привозил нас на интересные для съемок места, правда, иногда, как только проезжали Туареги, он пытался нас завернуть, говоря, что все –  надо ехать дальше.
Всего на гонку было аккредитовано 103 журналиста.

И звезды спустились с небес…

Вообще, ралли-рейд – это нечто особенное. Я не верила в то, что звезды автоспорта на это время спускаются с небес. Весь бивуак – одна большая семья. На трассе они соперники, но после гонки в ангар к Владимиру Чагину мог спокойно прийти Де Рой младший попить пива, и обсудить прошедший этап.

Или любимец всей нашей журналисткой команды, участник Дакара 2009 – катарец Аль Аттиях Насер, которого мы в своей команде нежно  прозвали- «Аллилуйя», мог в столовой подсесть к нам за столик поболтать и попить чая, потому что ему было скучно…
Мы ели вместе, мылись в одной палатке-душе, стояли в одной очереди за фруктами. Я испытала самые противоречивые чувства в первый раз,  когда поняла, что рядом со мной жует дыню испанец Карлос Сайнц, а за ним стоит в очереди действующий Чемпион Дакара Фирдаус Кабиров и Алексей Беркут с Владимиром Чагиным.

Вообще все спортсмены в команде Volkswagen  были очень приветливыми – фотографировались, улыбались давали интервью и автографы. Немного особняком выглядел Сайнс. Всегда строгий, сосредоточенный, что-то обсуждающий либо по телефону, либо со своим штурманом.

Большая авария маленького Дакара.

Наш Ралли рейд относился к серии Дакар, это значит, что организация, трасса и логистика находились на достойном уровне. Не сказать, что на самом высоком – так как порой и роадбуки не били, из-за чего даже чемпионский Камаз Кадырова ни раз, и не два сбивался с пути. Кстати, из-за этого же сбились с маршрута и попали в серьезную аварию россияне на ярко-красной Митсубиси. Это был экипаж под боевым номером 137, команды Sun Hunters – Андрей Бирюков и Дмитрий Книга. Медицинский вертолет летел к ним 50 минут.

Семен Семеныч Якубов – один из руководителей гонки, прилетевший на вертолете, сказал, что они очень долго искали машину, так как спортсмены разбились в стороне от трассы.  И с вертолета не все так хорошо видно, как думают многие. Но ведь машина стояла буквально в километре от гоночной прямой. Я это точно знаю, так как мы первые, кто оказался на месте трагедии после Алексея Беркута. И, наверное мы – единственные обладатели последних фотографий целой машины, пролетевшей мимо нас на трассе. Во всех словах и действиях Семен Семеныча была видна искренняя забота и гонщиках.

Беркут и его штурман Константин  Мещеряков, ехавшие в паре минут позади 137-го экипажа,  просто боковым зрением случайно увидели вдали клубок пыли и кувыркающуюся машину. Алексей наплевал на гонку, что, быть может, стоило ему призового места и помогал вытаскивать пилота из разбитой машины. Штурман – Дмитрий Книга, вылез из машины сам.

К счастью, это была первая и последняя серьезная авария этой гонки. Были еще перевороты и сходы, но не столь трагические.
Штурман сломал ключицу, его и пилота с подозрением на перелом таза увезли на самолете в Баку. Очень хочется верить  в то, что однажды мы этот экипаж еще увидим на трассе и у спортсменов не будет проблем со здоровьем.

Начинаем по порядку.

И так, 3 сентября мы проснулись в три часа ночи, чтобы ехать в аэропорт. Тогда еще даже не подозревая, что подъем в это время теперь станет привычным, спать мы будем по 2-3 часа в сутки – остальное время или ехать – или фотографировать. То есть покушать и попить порой получилось только раз в сутки – за ужином, быстро-быстро, чтобы успеть на пресс-коференцию или поговорить с пилотами.

В Казани было тепло, если не сказать, что жарко – около + 30. В Алма-Ате было всего + 10. На выезде на трассу нас развеселил указатель – направо –  деревня Большие Кабаны, налево – Малые Кабаны. И каких еще только удивительных и смешных названий мы не встречали за время нашего путешествия до границы России и Казахстана.

Казань мне очень понравилась – и новая часть – чистые улицы, широкие проспекты, река, озера, чистый воздух, доброжелательные люди. Казань мне чем-то неуловимо напомнила Берлин, только без Жигулей, которых очень много в Казани.  И старая татарская слобода в ней есть свое очарование – старые деревянные домики, старые мечети, узкие улочки… Большего впечатлил белоснежный Казанский Кремль, башня, с которой бросилась вниз и разбилась, чтобы не отдаваться Ивану Грозному последняя татарская царица и церковь, построенная Иваном Грозным в 15 каком-то году. Церковь была сначала деревянная, позже – каменная. В ней сохранилась прежизненая фреска Ивана Грозного. Там же находятся захоронения многочисленных потомков Чингизхана.

silk_way_rally_23

Один из наших казахстанских молодых экипажей – Владимир Горшенин и его штурман Дмитрий Коняев, которые  ехали до Казани своим ходом ( у остальных гонщиков машины ехали на автовозах) к вечеру 3 сентября уже были в закрытом парке возле отеля Ривьера, и что-то ремонтировали в своей спортивной машине.

В Volkswagen Touareg места очень мало, все наши вещи едут в огромном грузовике. Немцы нам предоставили спальный инвентарь, сложенный в огромные черные мешки. Очень удобно транспортировать трупы, как мы пошутили вначале пути. На каждом мешке – колечки с бирочкой с именем журналиста. Такие бирочки в морге как раз обычно надевают трупикам на большой палец ноги.
Очень удобно – вот те труп – вот тебе бирочка, вот тебе мешочек. Туареги были все в дугах безопасности,  “Рекаровские” ковши, пятиточечные ремни. Сейчас, пристегнутая обыкновенными ремнями я просто чувствую себя голой.

День второй. 4 сентября. Административные проверки и знакомство с нашими Туарегами.

Ралли-рейд Шелковый путь 2009 уникальная гонка. Количество участников было достаточно велико еще и благодаря тому, что организаторы не брали взносов с любителей. К тому, же, если экипаж просто доезжал до финиша, он получал весьма кругленькую сумму, которая, конечно, не покрывала всех расходов на гонку. Но все равно – сам этот факт служил хорошим стимулом начинающим спортсменам. А до финиша доехало не так уж и много машин.

На ралли – рейде участники делились на две категории – профессионалы и любители – Т1 и Т2. Существовали еще подгруппы багги – заднеприводные и полноприводные.

Грузовики так же делились на две категории – серийные машины и прототипы. К тому же шло разделение – бензиновый двигатель и дизельный. Но в общем зачете все двигатели были равны.

silk_way_rally_38

Наши любимые казахстанские спортсмены были заявлены в разных категориях – Денис Березовский и его штурман ехали в настоящей взрослой категории Т1, экипажи Дмитрия Филонца, Владимира Горшенина и Андрея Чередникова – были заявлены в Т2.
Кстати, этот экипаж, штурманом которого является Евгений Кузнецов, выступали под Украинским флагом.

Выступал и один экипаж из Астаны – Аяпов Жусуп и Кравчинский Сергей на красном Nissan Pathfinder.
Отдельной категорией ехал Рейд – это просто любители покататься, которые в основном едут с машинами Ассистанс по дорогам, а не по раллийным трассам.

На этой гонке, в отличие от классического Дакара не было мотоциклистов и квадроциклистов. Выступления «мотиков» порой очень яркие, но они и гибнут чаще всего и до финиша их обычно доезжает меньше трети. Почему не было этой категории – слухи ходили самые разные – либо не было человека, который способен качественно организовать проведение соревнования для этих категорий, то говорили,  что из-за гибели мотоциклиста на Трансориентале под колесами Чагинского Камаза – эту категорию решили просто проигнорировать.

Дом на колесах.

Перед проверками утром у нас была процедура знакомства с Туарегами. Симпатичные яркие машинки, привлекающие в городе многочисленные взгляды местных жителей. Так как все спортивные машины уже стояли в закрытом парке, то на дорогах нас принимали за гонщиков, нам был везде зеленый свет, и двойная сплошная не была табу, нас гаишники охраняли и защищали. Хотя, по протоколу, мы, естественно должны были соблюдать строго все Правила ДД.  Мы старались не нарушать – честно!

silk_way_rally_1

Трехлитровые дизельные машинки, в которые установлен дополнительный бак на 100 литров, итого топлива у нас было 180 литров. Отдельный насос для перекачки топлива из бака в бак.  Сзади, как и спереди стояли мощные пружины и амортизаторы, плюс переделки по подвеске. Машина была очень жесткая, но превосходно держала дорогу. Сзади колбасило по ухабам очень сильно, но спасали пятиточечные ремни. Потом мы научились так же спать на ходу. Обшивка почти вся снята – куча жгутов, проводов и тд. Поэтому со звукоизоляцией были проблемы. Порой в машине приходилось кричать. Задние окна открываются не полностью, между щетками дворников на капоте – специальный тумблер – отключение питания во всей машине.

На долгие 10 дней пути Туареги стали нашим домом. Мы поняли, что  в них очень даже уютно, миленько, много скрытых полостей, куда поместились по салону многие наши вещи.  Над головой сзади крепились какие-то оранжевые и красные спас жилеты, но мы так и не поняли что это именно, так же мы не разглядели насос. А он был в одной скрытой полости.

Здесь все смешались.

И так, приезжаем в отель Ривьера на тех комиссию. В небольшой комнате толпы народу. Нужно с листком регистрации пройти и поставить кучу печатей. Ничего не понятно, куда идти и в какой последовательности. Пока поняли, что нам нужно в итоге – исписали кучу таможенных деклараций по 6 штук на человека…

Информацию получить не от кого – большинство комиссаров – французы. А без всех отметок  машины не могут пройти тех комиссию.
Мировые звезды автоспорта, как и простые смертные, так же толкаются и стоят с нами в одних и тех же очередях. В очередях встретила своих знакомых из команды Камаз-Мастер, Андрея Акеева и Анатолия Танина. Ребята 2 года назад приезжали к нам в Казахстан и ралли – рейд Astana Challenge. На этот раз они ехали штурманом и механиком в Камазе номер 201.  За рулем сидел Фирдаус Кабиров. Живой, вежливый, интеллигентный и очень позитивно настроенный человек. В этом составе экипаж 2 раза выиграл Дакар.
После обеда я ухожу в закрытый парк – фотографировать машинки.

chagin

Вполне доброжелательно настроенный Чагин расписывается мне на книжке, потом к его автографу по ходу гонки добавляется еще куча записей. Регистрация к этому времени до конца еще не пройдена. От процесса регистрации и этого хаоса в шоке даже профи. Правда, Чагин к некоторым комиссарам подходил сзади, но это ему не помогало. Мы получаем роадбуки,  телефоны, еще какое-то важное и нужно оборудование. Репортеры носились кругами за Чагиным с видеокамерами, но он не спешил давать интервью и очень быстро всегда куда-то скрывался.

Там, за рекой… Или в закрытом парке под казахстанским флагом.

silk_way_rally_12

Грузят на эвакуатор разбитый Хаммер журналистов. Водитель по дороге в Казань уснул за рулем. Закрытый парк практически безлюден. Большинство пилотов либо на тех, либо еще на адм контроле. Конкретный маршрут гонки – это тайна за семью печатями. Гонщики получают вечером роудбуки на следующий день. Так же всех информируют об изменениях. Но общие переезды, перегоны и доездки были известны еще до начала ралли.

gorshenin_konyaev

В парке один из моих любимый казахстанских трофистов Владимир Горшенин что-то делает в салоне своей боевой машины.

-Машину мы купили в Алма-Ате, у Дениса Березовского  -  ready to race – готовую к гонке. Специально для этого ралли-рейда. Сразу же поменяли на ней раздатку и коробку, все шаровые, один верхний рычаг. Пришлось покупать самим все 8 амортизаторов, 4 купили у Орловых, остальные ездили искали по городу. Ни у кого не было. Заняли амортизаторы у Никижева.  Когда ехали из Алма-Аты в Казань постоянно останавливались, чуть ли не каждую тысячу километров и что-то ремонтировали по 2- 3 часа. В Казань приехали ночью и попали на радар за скорость.

Самые большие проблемы – это прохождение казахско-российской границы в Кустанае. Машину всю перетрясли, загнали на сканер, то ли наркотики искали, толи еще что. Сказали, что можно вывозить всего 35 кг на человека – остальное – по 4 евро за килограмм платите и все выгружайте.

Только после того, как показали письмо, что едем на гонку и все таможенники должны оказывать всяческое содействие – дела пошли лучше. На всей таможне оказался один вменяемый человек и нас пропустили.

На Урале не увидели дублирующий знак – попались сотрудникам ГИБДД. Чуть не отобрали права. По пути раскрутился сайлент блок и срезало шланг амортизатора. Еще в Казани поменяли рычаг и установили новую систему пожаротушения.
Мы думаем, что теперь машина готова полностью к гонке. И мы собираемся всех порвать.

filonets

Тут же, рядом с Владимиром активно что-то делают в своей машине Дмитрий Филонец и Александр Мороз, как оказалось навешивают и закрепляют необходимое для гонки оборудование.  Каждый из этих людей известен в казахстанском автоспорте по своему- Дмитрий- известный раллист, Александр – многолетний участник почти всех соревнований по трофи-рейдам. А вот вместе парни собрались в первый раз, даже ни разу не катались на тренировках. Их ярко-белый Эволюшин с крылышками на крыше куплен был давно, машина испанской доводки, известного во всем мире ателье Ралли Арт. В Казахстане машина не была востребована, и вот тут – такой повод, от которого никто не смог отказаться. Дмитрий не скрывает, что машина морально сильно устарела. Парни едут в категории любителей- Т2, и очень верят в то, что смогут показать достойный результат. И если в нашем разговоре Дмитрий Филонец подчеркнул, что он не ушел насовсем из классического ралли, и при наличии новых интересных трасс он будет кататься, то Александр однозначно заявил, что с трофи покончено, он очень надеется на развитие ралли-рейдов у нас в стране.

berezovskiy

Там же, в нашем лагере, под флагом Казахстана готовился к тех проверке и Денис Березовский. Он, зачем-то тщательно, отпиливает кусок ремня… Денис на Шелковом пути ехал на арендованном Нисане. Марка машины была выбрана не просто так – Господин Березовский имел не малый опыт общения с этой маркой машин. И… Из всех автомашин в наличии был только этот Нисан. Сроки подготовки были очень сжатые и Денис со штурманом не имели достаточно времени полностью, со сто процентной уверенностью подготовить автомобиль  в гонке.  Но, при этом Денис очень наделся, что  автомобиль его не подведет, как и все предыдущие Нисаны, на которых наш спортсмен выступал на Международных гонках. И выиграл Кубок Мира по ралли-рейдам 2008 года.
Перед стартом ралли у Дениса, выступающего в категории Т1 – суперпродакшин,  было всего 2 желания – пройти тех комиссию и выспаться. А вот насчет победы… В этой категории выступали серьезные команды, и у Дениса были соперники, имеющие заводскую поддержку и опытные россияне, не раз побеждавшие в российских и международных ралли рейдах. Денис подчеркнул, что интересны те гонки, в которых борешься с сильнейшими…

За что можно получить пенализацию в ралли-рейдах.

Первое – если ты неправильно зашел в закрытый парк, затем – в закрытом парке открыл капот и начал проверять масло или что-то искать под капотом.
Второе – закурил в закрытом парке.
Третье – неправильное прибытие на контрольный пункт, неправильная подача корнета судьям для отметки, принес на минуту раньше – сразу же получил штраф.
Дальше – неправильная остановка на финише, и тд. В ралли-рейдах даже пинализируют за некорректное поведение на трассе по отношению к другим участникам, за некорректный разговор с судьями, за превышение скорости на доездках. Может так же накладываться и денежный штраф. Они очень высокие. Кстати, на гоночной трассе грузовики лимитированы – 150 км в час. У джипов и «легковых» машин ограничений нет.
Все эти пункты описаны в Регламенте, который составляет увесистую книжку в 96 страниц. Спортсмены должны ее знать наизусть!

Очевидного не скроешь.

4 Туарега команды Volkswagen ехали очень быстро и кучно. На отдельных участках, весь остальной пилотон приходилось ждать по 10-15 минут. Позже, на 2-3 день гонки, когда пилоты стартовали уже по результат предыдущего дня, 4 Туарега, всегда идущих впереди, стали догонять парочка Камазов и грузовик Де Роя младшего. Проедут 6-7 машин и все та же 15 минутная пауза, после которой появляется очень быстрый Алексей Беркут на ярко-красной Митсубиши и все остальные гонщики.

Пилоты Volkswagen выступали на дизельных машинах с объемом двигателя 2, 5 литра – би турбо, мощностью в 280 «кобыл». Конечно, от Туарегов в них осталось, наверное,  только название. Машины больше были похожи на приплюснутые багги.
Яркое выступление этой команды – настоящее украшение ралли-рейда. За все время ралли-рейда у Туарегов не было ни одной поломки. Только планово механики меняли вечером колеса и пару раз – комплекты амортизаторов.

А вообще, эта гонка оказалась лишенной главной интриги – в связи с кризисом прекратила выступления команда Митсубиши, которая до этого очень долго доминировала. Если бы ее машины были на трассе нашего ралли-рейда – это был бы настоящий фейерверк. По правде говоря, на этот раз у Туарегов просто не было конкурентов, но все равно – как они ехали…Когда 4 синие машины проносились мимо нас – сразу забывался и кроткий сон и длинные, мучительные перегоны и песок, и жара, и пыль…

Заводских команд было всего три – Фолькваген, УАЗ и Камаз.

Продолжение следует…

Фото отчет c первых дней.

источник: proautosport.kz

Текст и фото: Евгения Шестакова

4 декабря 2009, 11:42
1156

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 12284
  • 178
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 7661
  • 34
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 3450
  • 3
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3579
  • 52
Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Какой «золотой квадрат»? Вам действительно это место кажется лучшим?! Вот когда Байбеку удастся воплотить в реальность скверы и парки, тогда я буду согласен называть старый центр золотым квадратом.
openqazaqstan
вчера / 16:53
  • 3342
  • 21
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2625
  • 68
Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

У русскоязычных казахов два варианта, один - срочно отдавать детей в казахские школы, если видят их будущее в стране. Русскоязычным неказахам ещё меньше выбора. Надо становиться казахами.
Aidan_Karibzhanov
22 авг. 2017 / 18:08
  • 2538
  • 60
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2223
  • 1