Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:15, 13 сентября 2009

ПОЛИГЛОТ

Полиглот

- Марьиванна, ну Вы же не можете не согласиться, что не могли лебедь, рак и щука просто так в разные стороны тянуть. Ну, чесслово. Щука в воде живет, рак тоже. Лебедь вверх тянет. Равнодействующая у них явно направление имела. Даже если силу тяжести учитывать.

Леша, веснушчатый рыжик двенадцати лет от роду, весело посматривает на класс. Развлекать класс он любит, а главное, делать это умеет. Затеять с ботаничкой диспут о нервной системе дерева или добить предпенсионную математичку очередным софизмом – это его любимое занятие. Особенно в дни, когда класс массово не готов к опросу. Или, например, дружно не выучил басню как сегодня. На физкультуру он приносил заметку о том, что прыжки вредны для здоровья. Историчку вводил в ступор, подробно рассказывая о новой хронологии. Класс отдыхал, а на вопрос приятеля «Ты вчера Задорнова смотрел?» Лешкин одноклассник мог гордо ответить: «У нас сегодня Пичугин опять выступал!» И приятелю оставалось только вздыхать. Учителя к Лешкиным выходкам давно привыкли, как привыкаешь к бородавке или заметной родинке. Иногда неприятно, зато у других нету. А некоторые учителя, да и директриса открыто заявляли, что Лешка – вполне реальный кандидат на золотую медаль. Только вот подрастет чуть-чуть. Учиться Пичугин действительно любил, просто ему иногда бывало скучно. Скучно, когда учительница, чуть ли не зевая, рассказывает заезженную тему. Скучно, когда за окном весенняя капель, а в классе басни Крылова. В отличие от половины класса, все басни, которые они проходили, Лешка уже знал наизусть. И по каждой составил свое определенное мнение.

Стрекоза, по его мнению, вполне могла бы работать зимой в помещении. «Например, в нашей школе, причем», - показывая пальцем на отогревшуюся муху, Лешка добвлял с пафосом: «Ей не пришлось бы даже голодать!». Кот-Васька, по его мнению, должен служить примером для подражания. Ведь в каждой газете и по телевизору только и слышно: «Все болезни от нервов, все болезни от нервов». Заканчивал сегодня Лешка разоблачением еще одной, на этот раз политической, по его выражению, крыловской мистификации.

- Согласитесь, Марьиванна, - Лешка уже азартно чертит на доске параллелограмм сил, - ведь если прилагать усилия вот таким образом, то мы получаем равнодействующую силу, которая явно должна сдвинуть воз с места. А чтобы воз остался на месте, силы должны быть приложены вот так.
Лешка трет доску сухой тряпкой, чертит новые линии. В азарте смахивает рукой капельки пота с лица, и белые разводы теперь украшают не только доску и лешкины руки, но и его веснушчатую рожицу.
- А это значит, Марьиванна, что Лебедь, Рак и Щука специально сговорились тянуть так, чтобы воз оставался в неподвижности. И Крылов этого не понимать не мог. Он был образованный человек, а ньютоновская физика к тому времени была уже вполне разработана. Мало того, любое дополнительное воздействие легко может вывести ситуацию из равновесия.

Марьиванна слушает вполуха. С одной стороны, Лешку слушать забавно, а иногда даже познавательно. С другой, класс опять остается не опрошен, а Пичугина так просто не остановить. Только выгонять, а этого тоже не хочется. Придется урок оставить ему, иначе не выкрутиться. Авторитет учителя нарабатывается годами, а рушится за пять минут. И вот это именно тот момент, когда все здание готово осыпаться под дружным детским смехом. Или окрепнуть под ним же. Проблема в том, что Мария Ивановна никак не может придумать, как же ей поступить.

- А если вспомнить, в каком году Иван Андреевич написал эту басню, то легко можно понять тот аллегорический прием, который он использовал. Особенно, если правильно перевести его эзопов язык, о котором вы нам столько рассказывали. Только что закончилась Отечественная война. Наполеон побежден, его даже отправляют на Эльбу. Но многие, и Крылов в том числе, недовольны. Они считают, что немецкая, английская и русская монархии специально оставляют Наполеона в живых. И, несмотря на то, что большинство за казнь, Наполеон остается в заключении. А равновесие, которое достигнуто к тому моменту является неустойчивым. Именно поэтому я прихожу к выводу, что данная басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» является политическим памфлетом, издавая который, Крылов значительно рисковал. Особенно в те времена, времена абсолютной монархии и автократии. А историки об этом не знают, потому что были обмануты официальной пропагандой.
Марьиванна прячет смешок в ладони, откладывает в сторону журнал. Подымается, тяжеловато идет между рядами.

- Ты хочешь сказать, Пичугин, что будь в России демократия, Крылов писал бы не басни?

- Наверное…

- Хорошо. Хорошо, что ты не Крылов. Я тебе ставлю пятерку за рассказ.

Класс восхищенно вздыхает, но Марьиванна тут же осаживает восторг:

- По теме больше двойки ты не заработал. Но ты имеешь возможность исправиться. Следующий урок можешь прогулять. В библиотеку. Класс будет рассказывать мне басню, а ты будешь готовить очередной доклад. На тему отражения биографии нашего президента в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. У нас следующим по темам как раз он идет.

- Марьиванна, он же тогда уже умер. Ой, не родился.

- Ну, ты же сам сегодня заявлял, что правильное понимание эзопова языка помогает найти самые невероятные источники. Вот и докажешь, полиглот ты наш…

Звенит звонок и, как обычно в школе, шум в коридоре мгновенно достигает апогея. Марьиванна с улыбкой захлопывает журнал:

- Все свободны, к следующему уроку всем выучить басню. Кроме Пичугина.

0
148
0