Уличное искусство - стрит или паблик арт. Граффити. Эти понятия давно и прочно укоренились в нашем сознании. Мнение общества (сюрприз!) - конечно, как всегда неоднозначно. Одна часть считает проявления уличного искусства как акты вандализма и хулигантсва, тогда как вторая твердо верит в то что это самое что ни на есть чистое искусство. Попробуем разобраться?
Само по себе понятие стрит/паблик арт невероятно емкое. Происхождение его связывают с наскальной живописью наших предков-пещерных людей, живших в эпоху палеолита, надписями на стенах в Египте и в Греции. Современный стрит привязывают к авангардному течению, и даже выделяют отдельные виды его. Основное направление - это конечно, граффити. Специалисты выделяют множество форматов граффити, таких как бомбинг, райтинг, теггинг, заправка, керек, кэн,кэп, пис, райт, сингл, скетч,скини, спрей-арт,художественное граффити, шаблонное (или трафаретное) граффити, стикер арт (наклейки), постер арт, меловой граффити, а также такие как guerrilla art и wheatpasting (для последних не нашлось в нашем великом и могучем подходящих эквивалентов. оставим так). Помимо гарффити, стрит арт так же включает в себя видео проекции, флеш мобы, уличные инсталяции, танцы. Есть и варианты экзотичнее, хотя определенных названий у них нет, больше это напоминает инструкции, но это тоже часть все того же "направления" - ребята размещают на улицах слоганы; оставляют какие-либо предметы с определенной целью или для опреленного человека (деньги, подарки); оставляют книги (bookcrossing), дарят любовные письма незнакомцам; посылают послания в бутылках или в воздушных шарах.
Любая форма проявления уличного искусства характеризуется чаще всего как "несанкционированное проявление оппозиционного мнения по отношению к правительственным организациям, политическому строю, общественной ситуации". Единственная черта, объединяющая все формы стрит арта - то, что действо его происходит на улице. Это основное условие. И конечно, создатели уличных шедевров в первую очередь сталкиваются с проблемой привязки будущего шедевра к окружающему его городу.
Но для художников это не проблема, а вызов. И настоящий шедевр рождается у тех, кто на этот вызов смог ответить.
Вообще, развитие отдельно граффити как творческого направления, связывают с деятельностью политических активистов и уличных группировок в США в 1950х годах.
Движение стало приобретать популярность, потом подвергалось гонениям со стороны властей, потом долгое время оставалось андеграундным течением, пока в конце концов, не получило признания после основания в Дании Скандинавского Института сравнительного вандализма («Scandinavian Institute of Comparative Vandalism») и проведения нескольких масштабных выставок в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке. Тем не менее, даже сейчас создание граффити считается незаконной деятельностью и преследуется по закону. Однако, во многоих странах по всему миру власти идут на утупки и для райтеров выделяются специальные территории, на которых они могут "бомбить". Но разве может творить свободный художник, заключенный в тесные территориальные рамки? Вся прелесть свободного искусства в его спонтанности, в принципе "где хочу - там и делаю".
Если рассматривать граффити как форму искусства, то выражаясь словами Джорджа Стоуерса, "это тот вид изобразительно искусства, которое идет навстречу аудитории. Вам не нужно идти в музей, чтобы посмотреть произведение райтера. Оно рядом. В этом его уникальность." Именно связь со зрителями и их реакция - не важно, положительная или отрицательная - по мнению, Дж.Стоуерса, является основополагающим в определении граффити как искусства. С возратанием популярности граффити, растет и потребность в нем. Рисунки с граффити и сами райтеры начали появляться в рекламах,
в видео-клипах, о них стали снимать фильмы, как документальные, так и художественные ("Wild Style", 1983, "Style Wars", 1983, "The Graffiti Artist", 2002, "Exit Through the Gift Shop", 2010). Хотя представители старой школы считают, что подобная коммерциализация убивает искусство, ведь изначально оно рождалось как кpайм арт (crime art, преступное искусство), а популяризация убивает в нем эту "прелесть". Райтеры до сих пор считают себя скорее не художниками, а пиратами.
На десерт - граффити со всего света.
P.S. Каково ваше мнение?