Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
13:59, 15 июля 2011

Оружейный барон / Lord of War (2005)

«Пуля меняет власть быстрее, чем выборы.»

Андре Батист

«Самое главное правило в продажах оружия — никогда не быть подстреленным из собственного товара.»

«Знаете, кто унаследует Землю? Продавцы оружия. Потому что остальные слишком заняты, убивая друг друга.»

Орлов

«— Мьи братьа по аружью.»

Орлов — своему брату

Blog post imageВыходец из бывшего СССР Юрий Орлов, видя что особых шансов на разгульную жизнь в Бруклине не предвидится, решает заняться самым прибыльным бизнесом в Бруклине — торговлей оружием. Начав с небольшой партии израильских УЗИ, он делает головокружительную карьеру от мелкого торговца, снабжающего местных уголовников, до настоящего Бога Войны — поставляя в зоны военных конфликтов и междоусобных войн оружие самолетами и кораблями, несмотря на постоянный «хвост» из оперативников Интерпола.

Однако это не тот бизнес, из которого легко выйти по собственному желанию — войны будут продолжаться всегда, а клиенты не из тех, кому можно отказывать.

***

Один из самых известных фильмов с Николасом Кейджем, «Оружейный барон», отчасти снят на более-менее реальной основе. Ни для кого не является особым секретом, что как можно быть наркобароном, так можно быть и человеком, которые держит все нити поставок оружия — легального и нелегального. Зачастую это бывает смешанным, и как говорит главный герой фильма — такие поставки «серые». Везде есть люди, которые будут вооружатся, а значит и будут люди, которые это самое вооружение захотят привезти, и дело это поставить на широкую ногу. Эдакий Пабло Эскобар, только вместо самолетов с кокаином — грузовики со стрелковым оружием.

Blog post imageВ фильме достаточно шаблонно показана жизнь преуспевающего капиталиста — акулы бизнеса по торговле смертью. В обычном ключе биографической драмы (хоть и образ главного героя собирательный) мы следим за взлетом, и нет, не падением, а еще большим взлетом человека, который своими руками, головой, а также связями и немалой удачей восходит на Олимп пищевой пирамиды в дислокационных войнах и «горячих точках». Пуская практически всю прибыль в еще больший оборот, настоящая сокровищница открывается ему после падения «железного занавеса»: теперь бывшие союзные страны не зависят от Москвы, и склады с оружием больше «никому не нужны». Показано, конечно, достаточно «топорно» — но в веселости этим сценам не занимать.

Без сомнений, после самоубийства СССР склады действительно остались предоставлены самим себе, а также тем, кто на эти склады первый обратил внимание. Взять хоть ту же Чечню — Дудаев не столько покупал оружие с Запада, сколько просто-напросто ловко взял — оно находилось на его, как считали сподвижники и он сам, территории. Ангары с авиатехникой, бронемашины, стрелковое оружие, боеприпасы и взрывчатка.

Большой ошибкой будет считать, что оружие поставляется только самыми что ни на есть криминальными элементами. Им торгуют напрямую сами страны, при чем как легально, так и полу-легально. И это никакие-нибудь страны-изгои, это любая держава, которая способна выдавать «на гора» бесконечные и бесперебойные поставки. Этим занимается и Россия, и Китай, и, о ужас! — США.

Blog post imageНесмотря на сложную тему, а до режиссера Эндрю Никола её никто не поднимал на столь высоком уровне, фильм действительно неплох. По степени развития сюжета он напоминает «Кокаин» с Джонни Деппом, «Гангстера» с Кроу и Вашингтоном, и даже куда более мощный, чем все остальные вместе взятые, фильм «Лицо со шрамом» с монструозным Аль Пачино. Но все эти фильмы объединяет одно — в них рассказывается о торговле наркотиками, теме, в общем-то, уже набившей оскомину. «Оружейный барон» открывает зрителю мир «черного рынка», заваленный автоматами Калашникова, затянутый дымом, и провонявший порохом.

Фильм, увы, получился на мой взгляд крайне неровным. Причем ухабы настолько сильны, что сложно однозначно оценить постановку. Во время просмотра не раз складывалось впечатление, что развитие сюжета писал один человек, диалоги — другой, а некоторые вставки, особенно запоминающиеся и являющиеся «визитной карточкой» — третий. Развитие сюжета и раскрытие характеров — это слабые стороны картины. Постоянно деревянный, с лицом «кислого лимона» и постоянной обиды, Николас Кейдж с трудом вытягивает на себя роль такой одиозной личности. Джаред Лето вообще в фильме ни к чему — по сути, если при монтаже все сцены с ним были бы вырезаны — зритель не почувствовал «недостачи». Семья африканского диктатора Андре Батисты, который на пару с психопатом-сынком и личной армией творит садистский террор в Сьерра-Леоне, так же не особенно впечатляет. Впрочем, даже в «Последнем короле Шотландии» Форрест Уитакер, не смотря на мощную игру, мало похож на дорвавшегося до власти чудовищного тирана с первобытными понятиями. Так же сухо выступил Итан Хоук, в роли агента Интерпола, гонявшего нашего оружейника по всей Африке. А вот Бриджет Мойнэхэн, сыгравшая жену Юрия, выглядит чуть лучше, хоть и экранного времени у нее гораздо меньше.

Blog post imageЯ не зря выше описал некоторые сцены «визитными карточками». Это те сцены, которые строго положительно влияют не только на драматургию, но и на запоминаемость. Изумительно, как можно было серо показать одно, и как ярко — другое. Например, шикарно сделанные «открывающие» фильм титры — в которых показана вся недолгая жизнь патрона — от процесса его сборки, до финала — попадания в голову. Блестяще смонтированная сцена, когда нищие сьерра-леонцы за сутки разобрали самолет Орлова голыми руками посреди саванны. Ну и никак не забыть жуткий момент нарко-трипа Юрия, которому маленькая африканская девочка демонстрирует обрубок правой руки с вопросом «когда у неё она вырастет снова». Многие диалоги в фильме — можно растаскивать на циничные цитаты, что вносит солидный плюс.

Все-таки тема картины интересная, не затасканная, и не смотря на кучу показанных недостатков — увлекательна. В общем, фильм достаточно хорош для криминальной драмы — и рекомендовать его на просмотр можно смело.

Blog post image

2