История ритейла Арзан. Блоггерское расследование.

Иван Глущенко 2011 M07 14
5539
56
0
0

Впервые «Оптовый клуб» стартовал в г. Усть-Каменогорске в 2004 г.

Неожиданно активный отклик пользователей Юви на пост о крахе SM-Market сподвигнул изучить  историю другого ритейлера, потерпевшего неудачу на казахстанском рынке - Арзан.

Впервые «Оптовый клуб» стартовал в г. Усть-Каменогорске в 2004 г. Это была сеть из 7 магазинов «Аймар». Следом стали открываться оптомаркеты в городах Риддер, Зыряновск, Костанай, Шымкент, Тараз и др. Миссию, которую поставил для себя президент "Оптового клуба" заключалась в объединении регионов с весомой сырьевой базой в единую логистическую цепочку с тысячами магазинов и поддержке своих ритейл-производителей. Задача сети - привозить их продукцию, продавать ее с минимальной наценкой, создавать условия для поставки товара в каждый магазин города, а не только в «Арзан». Так всё начиналось...

В своём интервью газете Курсивъ, Берик Тапишев заявил:

Для привлечения постоянных клиентов разрабатываются программы по предоставлению им ряда услуг. К примеру, выдача товарных кредитов для партнеров сети с параллельным контролем их использования. Это стало бы хорошей альтернативой получению кредитов под высокие проценты. Ведь товарные кредиты гораздо проще и эффективнее. И это весьма актуально в сложившейся непростой ситуации.

Напомню, что это было в 2008 году, в самый разгар экономического кризиса. Может быть на тот момент у сети было настолько хорошее и устойчивое положение, что они могли раздавать товарные кредиты партнерам сети и всё осуществлялось под контролем (знаем мы какой контроль в нашей стране за большими деньгами, что в гос., что в частных структурах), а может и нет, судя по его дальнейшим словам:

Главным затруднительным моментом в реализации задуманного явилось отсутствие недвижимости необходимого формата. В идеале, ритейлеры организуют лишь сам процесс распределения товаров. В реальности же возникла необходимость самим строить помещения, требующие огромных вложений, что вносит серьезные коррективы в ценообразование.

Спрашивается, а как был составлен бизнес-план у "Оптового клуба", если они не учли в нем самый ресурсоемкий аспект, как постройку помещений? Или бизнес-плана не было, а были только предложения и просьбы к государству вроде этого:

Для поддержки и развития отечественного ритейла нужно ограничить возможность интервенции со стороны иностранных компаний, установить лимит на объем ввозимой продукции (20-25%).

На декабрь 2008 года «Арзан» как логистический центр обслуживал около 2 тыс. магазинов, и планировал создать 15 новых оптомаркетов, нарастив пул оптовых клиентов до 30 тыс. магазинов из 36 тыс. возможных. В Алматы на тот момент работало 4 оптомаркета и планировалось открывать по 4-6 ежегодно на окраинах города. В других городах РК в рамках производственно-логистических центров планировали создавать по 5- 6 объектов.

На открытии одного из магазинов "Арзан" в Алматы присутствовал аким нашего города А. Есимов, который тогда разделял оптимистичные планы товарища Тапишева и Раимбека Боталова, директора Raimbek Group, чьи учредители стали создателями "Оптового клуба":

В Алатауском районе аналогичный магазин уже показал себя с очень хорошей стороны, поэтому мы и дальше будем всячески поддерживать тех, кто будет строить такие магазины для населения по доступным ценам. В перспективе в каждом районе города появятся такие магазины, вначале по одному, а уже потом будем думать об их увеличении.

Поблагодарив градоначальника, Р. Баталов тогда сказал: «Когда мы, как бизнес, несем определенную социальную ответственность, а вы, как исполнительная власть, нас в этом вопросе поддерживаете - я думаю, у нас получается неплохой тандем. Наш общий результат - экономия бюджетов семей, которые живут и в этом районе, и в целом в нашем городе. Такое государственное и частное партнерство позволит нам в ближайшее время в этом и следующем году сделать Алматы городом с самыми дешевыми продуктами при самых лучших условиях для населения».

Что же было дальше?

Объемы продаж непосредственно оптомаркетов «Арзан» в 2008 г. достигли 18 млрд тенге, в натуральном выражении среднемесячные показатели продаж - 6 тыс. тонн или 11 млн единиц продукции. При этом система ценообразования в "Арзане" выглядела следующим образом:

Все товары делятся на три сегмента, первый из них - food (продукты питания, бытовая химия, предметы гигиены), наценка на них действительно составляет 0-1,5%, второй - non-food (текстиль, товары для дома, детские товары, свыше 300 категорий) - наценка составляет уже 15-30%, и собственное производство (колбасный, макаронный, майонезный цеха и проч.) - с наценкой 20-80%.

К тому же они планировали ещё и расширяться. Курсивъ от 29 января 2009:

«Оптовый клуб» планирует расширяться, открыв в марте 2009 г. два оптомаркета в Алматы, а также планирует открывать оптомаркеты в течение года в четырех макрорегионах. В наших планах - увеличение объемов продаж в 4 раза, при этом объем инвестиций составит порядка $100 млн. Достигнуть таких результатов компания планировала за счет отвоевания доли бизнеса у неорганизованной торговли, которая преобладает в тех регионах, где находились, или планировали открыть оптомаркеты «Арзан».

В апреле того же года было отмечено наличие неконтролируемого черного рынка мяса г.Алматы на уровне 40%. Cеть оптомаркетов «Арзан» предоставила бесплатные площади оптовикам мяса основывая свои расчеты на том, что, исключая цепочку посредников, «Арзан» предлагал мясо по цене на 10-15% дешевле рыночной. Ставка делалась также на охлаждаемые столы и на постоянный контроль качества.

Для исключения той самой цепочки посредников, работа должна была вестись непосредственно и только с отечественными производителями. В частности и с такими основными игроками на мясном рынке Алматы, как ТОО «Казахская мясная компания», ТОО MPS (мясокомбинат, Карасайский район), ТОО «Алель Агро» (Первомайская птицефабрика), ТОО «Чиликское прудовое хозяйство», ТОО «Караой Азия групп» (поставляет свинину), ТОО «ЖААК» (поставщик говядины), ТОО «Гарыш СПБ» (деликатесные сорта мяса). Однако особенностью мясного рынка Алматы является большая емкость рынка колбасных изделий и у оптовых поставщиков на тот момент отсутствовала возможность организовать собственную розничную торговую сеть, так как входной порог для создания торговых точек был очень высок. Также отсутствовала региональная служба торговых представителей у ритейловых сетей.

Больше года о "Арзане" не было новостей или может я не нашёл, и вот уже 20 августа на сайте almanews появляется новость Более сотни бывших сотрудников «Арзана» требовали погасить долги по зарплате.

В Алматы на акцию протеста вышли более сотни бывших сотрудников крупнейшей городской торговой сети. Кассиры, грузчики и продавцы, некогда работавшие в оптомаркетах «Арзан», требовали от руководства выплатить долги по зарплате. Однако в результате потасовки с охранниками одна бывшая сотрудница попала на больничную койку.

Что случилось за год с успешной торговой оптовой сетью Казахстана? Почему работники не получили зарплату, а магазины сети начали закрываться один за другим?

Берик Тапишев тогда пояснил:

Зарплату уволенным работникам руководство сети оптомаркетов «Арзан» не может выплатить из-за отсутствия денег. Но задолженность небольшая – только за последний месяц работы, и поэтому больших проблем с выплатами не будет. в процессе инвентаризации в одном из «Арзанов» у руководства появились вопросы к «материально ответственным людям». Поэтому требуется некоторое время на то, чтобы уладить все спорные вопросы. По налогам у нас тоже, возможно, идут задержки, потому что денег не хватает. Мы будем решать вопросы поэтапно: выдадим людям деньги на руки, чтобы было на что жить, и, конечно же, сделаем все нужные пенсионные отчисления.

На 19 августа положение компании было уже следующее:

Общая задолженность перед поставщиками составляет около 1,5 среднемесячных оборотов, вместе с тем функционирование группы и погашение долгов существенно затруднено массовым отказом поставщиков от консигнационных схем сотрудничества и поставок товаров.
Одновременно, вследствие большого количества исковых заявлений и требований кредиторов, заблокированы счета и кассовые аппараты, наложены ограничительные запреты, в отношении группы приняты иные меры обеспечения требований кредиторов – все это серьезно ограничило возможности «Арзана» по ведению операционной деятельности. В результате, в настоящее время группа не в состоянии единовременно исполнить все свои обязательства по погашению образовавшейся кредиторской задолженности перед своими партнерами.

В рамках предлагаемого плана реабилитации по утверждениям представителей компании проводились мероприятия по реорганизации группы компаний «Арзан» для объединения активов, кредиторской и дебиторской задолженности, для оптимизации управления в период реабилитации и создания реестра кредиторов.

Планы, планами, а уже тогда было видно, что сам директор не уверен в их успехе:

«Ретейл сейчас находится в очень сложной ситуации. У нас производство более привлекательно для кредиторов, чем торговля. Хотя в той же России поддержка этих сфер осуществляется на паритетных условиях, поскольку без развитой системы реализации говорить о динамичном росте отечественного производства невозможно. Вы видели, как в последнее время закрылись несколько известных торговых сетей. И, конечно, мы тоже переживаем нелучшие времена», – пояснил господин Тапишев and.kz.

А ведь ещё в 2008 году он говорил абсолютно обратное:

Никакого кризиса в ретейле нет, главное – умело подстраиваться под требования рынка и сокращать издержки, прежде всего убирая человеческий фактор.

Что мы имеем на сегодняшний день? Сеть оптомаркетов "Арзан" закрылась по всему Казахстану, очередной ритейлер потерпел крах, что, впрочем, никак кажется не сказалось на состоянии учредителей этой компании. Только поставщики и люди, работавшие в этой сети пострадали. Как всегда.

И напоследок ссылка для тех, кому интересна судьба поставщиков Арзана и других "банкрот"-сетей.

Оцените пост

0

Комментарии

0
Это бизнес, бизнес это риск
0
тупо строят магазин на магазине, куда не глянь везде магазины, !?%!
0
Идея была очень грамотная, респект людям. Просто темпы были большие и система проворовалась. Наценка на food до 2% это конечно перебор. 5-10% было бы нормально.
На самом деле закрылась мышеловка перед ритейлером из-за того, что поставщики закрыли ему консигнацию. Так всегда реагирует рынок на плохие новости. Это и стало крахом. без консигнации ритейл работать не может.
Эта идея сродни комунальным рынкам,даже лучше. Власть по идее должна была пойти на встречу.
0
внутренние распри видны даже здесь, человеческая жадность и т.д. 1 сказал делать "так" 2-ой говорил "так" делать, 3-ий и вовсе по "другому" а таких людей, у них очень много, сплоченности нет вовсе у них, а бизнес то строиться на четком понимании своих целей и путей к этим целям. У нас люди бизнес привыкли строить так: вложив энную сумму в своё дело, они сразу хотят получить миллионы от этого дела, а так же не бывает, бизнес это дольше чем ребёнка своего на ноги поставить....
0
Вы сколько бизнесов создали?
Показать комментарии